Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
IMG_3946

Untitled document

IMG_394628 декабря, в Храме в честь Преображения Господня прошло последнее в этом году Заседание православного молодежного общества.

 

 

В ходе заседания были подведены итоги за год и намечены планы и векторы последующей работы. Председатель общества священник Вадим Иноземцев провел беседу про распространенный в мировой культуре миф про Каина и Авеля.

Первый человек был рожден вне пределов Едемского сада. Это Каин — будущий братоубийца. Грех, совершенный Адамом, отра­зился на его детях. Имена «Каин» и «Авель» имеют глубочайший смысл. Библейское имя вообще часто указывает на будущую судьбу ребенка, содержит в себе его психологическую характеристику

Имя «Каин» — — происходит от древнееврейского глагола <кана>_, означающего «приобретать собственность»; имя «Авель» —  <Гевель> происходит от глагола «гаваль» — «дуть», «дышать». И в этих именах — вся сущность обоих братьев. Каин — человек, накрепко связанный с землей, воздающий благодарность не столько Богу, сколько земле, убежденный, что законы природы, природные явления — это основа его благополучия; и Авель — человек духа, человек «воздушной легкости», не привязанный к земле, пастух.

 

Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,

И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,

А на Каина и на дар его не призрел… (Быт. 4, 3-5)


Заметьте, не сказано, что именно Каин принес от плодов земли, — лучшее или худшее; скорее всего — то, что наименее нужно было ему самому. А об Авеле сказано, что он принес «от первородных стада своего и от тука (т. е. жира) их»: он пожертвовал самых лучших, упитанных агнцев. Мы видим, что Авель считает себя всем своим благополучием обязанным Господу, чего никак нельзя сказать о Каине. Что же значит «призрел» Господь? Это означает, что Он признал, принял приношение только от Авеля, и это сопровождалось видимым знаком. По преданию, огонь сошел от Господа, и жертвоприношение Авеля, охваченное пламенем, устремилось к небу; а на дар Каина не сошел огонь, и, значит, он не был принят. 

 

Каин сильно огорчился, и поникло лице его. (Быт. 4, 5)

«Поникло лицо его»: первый, очевидный смысл этих слов говорит о тяжелом внутреннем состоянии, которое отражается на лице чело­века. Но, кроме того, «поникшее лицо» символически означает обращение к низшим силам: ведь в мифологии всех народов сущест­вует представление о том, что высшие, благие силы духовного мира находятся наверху, в небесах, а низшие, препятствующие всему доброму, — внизу, в преисподней; поэтому, обратив лицо вниз, Каин как бы прибегает к силам преисподней и разрешает им овладеть собою.

И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?

Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. (Быт. 4, 6-7)

Бог, обращаясь к Каину, конечно, знает причину его огорчения. Ведь что такое голос Божий? Он может быть и голосом совести внутри человека. Голосом, не смолкающим до тех пор, пока человек не совершит смертный грех… «Почему ты огорчился?» — Господь побуждает Каина к самоисследованию, говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» Значит, доброе в человеке связано с обращением ввысь, к небу. «А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит». Как только человек перестает обращаться к Богу за помощью, оставляет добродетель, оставляет заповеди Божьи, он тотчас начинает чувствовать, что «у дверей грех лежит». Здесь употребляется   древнееврейский   глагол  <равац>   —   «лежать», который применяется только по отношению к животному, но не к человеку. Грех — это «лежащее животное», потому что низшее начало, начало скотское, находится «у входа» в сознание человека, пребывая как бы в его преддверии, в подсознании, и стремится овладеть человеком, его чувством и разумом. Поэтому и сказано: «У дверей грех лежит», т. е. грех очень близок; стоит только впустить его, как он войдет и овладеет тобой. «Он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

До того как Каин осуществит свое намерение убийства, ему не вменяется грех; Бог говорит: «Ты господствуй над ним». Ты можешь им овладеть, ты можешь победить, — здесь описывается та внутрен­няя, духовная борьба, которая не прекращается до тех пор, пока человек не выйдет из нее победителем или не будет одолен.

 

 


ФОТО

font-family: arial, helvetica, sans-serif; font-size: 12pt;