26 октября, в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, день памяти святых отцев VII Вселенского Собора, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в храме святителя Тихона Задонского г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Саратовского Южного округа Саратовской епархии, настоятель храма протоиерей Александр Домрачёв; благочинный Саратовского Юго-Западного округа, заместитель председателя финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии, настоятель храма Всех святых, в земле Русской просиявших, г.Саратова иерей Павел Тараканов; клирик храма иерей Евгений Тюменцев; руководитель административного секретариата Саратовской епархии, секретарь Административного совещания при Епархиальном архиерее, председатель комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, настоятель храма преподобного Серафима Саровского г. Саратова иерей Сергий Феофанов; руководитель службы протокола Саратовской епархии, секретарь комиссии по сохранению мощей и древних святынь Саратовской епархии, настоятель крестового храма священномученика Гермогена, епископа Тобольского (Саратовского и Царицынского), клирик Покровского собора г. Саратова иерей Григорий Родихин; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов; первый диакон Покровского собора г. Саратова диакон Иоанн Пушкарёв; клирик храма диакон Сергий Нурматов.
Богослужебные песнопения исполнил хор храма под руководством регента Татьяны Домрачёвой.
За Литургией была прочитана молитва о Святой Руси.
Митрополит Игнатий совершил хиротонию во иерея диакона Сергия Нурматова.
Митрополит Игнатий поздравил духовенство и паству с воскресным днем и обратился со словом:
«Воскресный день — это всегда напоминание нам о воскресении Христовом. Но воскресению предшествуют страдание, распятие, предательство учеником, отречение другого ученика, поэтому каждое воскресенье мы по-особому отмечаем молитвенно, душевно.
Сегодня мы слышали в евангельском чтении притчу о том, как некий сеятель вышел сеять зерна. Зерна — это слово Божие, и мы призваны сеять своей жизнью, благими делами, добрыми словами семена добра, которые дал Христос. Это касается не только духовенства, но и всех нас, учеников Христовых, всех, кто себя считает православными христианами. Мы все — последователи, ученики Христа, и поэтому на нас тоже лежит ответственность. Конечно, на священнике больше, но тем не менее все являются царственным священством.
Слово Божие — слово истины, но оно попадает на разную почву, то есть сердце человека, его душа могут находиться в разном состоянии.И в одном случае семя сразу отскакивает, а в другом попадает туда, где появляется чувство принятия, радости, но потом какие-то заботы, другие дела делают это семя, это слово неинтересным для человека. А бывает, что человек просто слабый, ветреный, и это зерно попадает на почву с камнями, где растут всякие сорняки. И оно не всходит. А если попадает на добрую землю, то есть человек принимает это зерно, оно всходит. Для того, чтобы взошло, надо, чтобы оно находилось в почве, надо его поливать, возгревать, нужна соответствующая погода, и тогда это семя вырастает и приносит большие плоды. Из одного зернышка вырастает колос, в котором очень много зерен. Вот если бы каждое зернышко в нашем сердце взрастало, наверное, мир на земле стал бы раем. Поэтому мы должны быть внимательными, когда читается Евангелие, когда мы сами молимся, когда мы читаем Священное Писание. А часто ли мы его читаем, тоже большой вопрос.
Знаете, бывает так: читаешь Евангелие, вроде всё одно и то же, вроде чуть ли не наизусть его знаешь, но во время чтения вдруг что-то открывается новое в сердце, то, что никогда не открывалось. Душой человек постигает то, что раньше просто не принимал разумом. И человек это зернышко начинает удобрять, и оно начинает расти. Надо быть честными: бывает, что Евангелие не трогает. Но есть моменты, когда трогает, и тогда спрос с нас больше. Если мы почувствовали что-то, значит наше сердце приняло слово Божие, и мы должны не пройти мимо, а постараться помочь ему взрасти в нашей душе.
Если заниматься собой, своими духовными болячками, которые у нас у всех есть, то и дела не будет до болячек других. Мы же любим других осудить, и порой без всякой причины. Что-то где-то услышали, увидели, прочитали — и пошли направо и налево разносить. А потом опомнились и понимаем, что сами не лучше.
Очень простой тест для каждого человека. Вот мы все стоим благочестивые, я в мантии, духовенство в облачении, вы в платочках — молимся. А если как на Страшном Суде сейчас вдруг станет все понятно, что у нас на душе, на сердце и в мыслях, и это станет всем видно? Какой еще суд страшнее придумать можно? Вся нечистота, которая есть в нас, станет всем видна и открыта. Если мы задаем себе честный вопрос: «А хотим ли мы, чтобы другие увидели то, что у нас в душе, в сердце, в мыслях?» — и говорим «нет», значит мы очень далеко отстоим от того идеала, к которому призваны. И если мы хотим попасть в Царствие Божие, то необходимо это недолжное отсекать, с этим бороться.
Господь будет принимать в любящие Свои объятия всех, Он всех призывает в Свое Царство любви. Но человек, очерненный страшными делами, мыслями, завистью, гордыней и прочим, кинется прочь от света. В этом и будет заключаться Страшный Суд. Мы слушаем евангельское повествование, где Господь говорит: идите от меня, проклятые, в огонь вечный (Мф, 25, 41). А говорить ничего и не надо будет. Человек сам кинется прочь, потому что ему будет очень стыдно и очень тяжело. И вот поэтому те семена, которые Господь сеет, мы должны возгревать.
Мы действительно имеем много грязи в своей душе. И иногда человеку очень тяжело: все грязно, плохо, он чувствует, что никуда не годится. И бывает, что нападает уныние. А вот митрополит Антоний Сурожский предлагает немножко другой подход. Вот что-то мы увидели, что нас сродняет с Евангелием, со Христом, какое-то зернышко, которое начало прорастать,— и мы должны его очищать, а не просто в своей грязи копаться. То хорошее, что нас сродняет со Христом, нужно в себе проявлять. Нашей душе так будет легче, так мы будем чувствовать Божий ответ, а не просто заниматься самокопанием. Господь ведь нас призывает к Себе, Он пришел не к праведникам, а к грешникам, но к грешникам, которые каются. Кающиеся люди — это те, которые не просто признают свою неправоту, но стремятся измениться. Сам человек не способен себя изменить, только Бог может помочь человеку в этом. Поэтому мы все должны чувствовать нужду в Боге, без этого никак. Если человек надеется на свои силы, то он обречен на провал. А когда человек добровольно свою грешную, слабую, немощную волю отдает в руки Божии, тогда наступает момент, который называется в богословии синергией, соработничеством двух воль: Божественной и человеческой.
В Иисусе Христе два естества, Он полностью был Человеком и Богом, то есть в Нем Божество соединилось не просто с телом, а со всем человеческим естеством. Как это возможно? В святоотеческом предании есть такое объяснение: это как две стихии — огонь и металл. Бог — это огонь, Дух, мы до Него не можем дотронуться, Он неощутим. Человеческое естество — металл. Когда мы подносим металл к огню, он раскаляется, и свойства металла, то есть человеческого естества, становятся совершенно иными. Так и человек должен сродниться с Богом. Попробуйте что-то сделать с раскаленным металлом — его даже в руки невозможно взять! Так и человека, который сроднился с Божеством, никакой враг не сможет одолеть; может попытаться, но потерпит поражение, обожжется и отойдет посрамленным. Человек призван к тому, чтобы стать богом по благодати, к тому, чтобы человеческое естество сроднилось с Божественной стихией. И тогда, когда мы придем на встречу с Самим Богом, эта стихия для нас будет родной. И это будет встреча с Источником жизни, с Источником любви, с Источником всякого блага и бытия.
В раю человек согрешил, пал, но Господь не оставил нас. Он послал Сына Своего Единородного, Который пострадал за нас, и дал возможность нам вернуться в тот утерянный рай, сродниться с Ним. Но есть одно условие: мы должны проявить свободную волю. Бог дал нам свободу, и если мы не хотим с Ним сродниться, Он насильно к нам не войдет. Он желает всячески нашего спасения, и обстоятельства, которые возникают вокруг, должны нас подвигать к тому, чтобы мы не погибли. Он старается нам создать те условия, при которых мы обратились бы к Нему и не остались вне Его любви. От всей души всем нам желаю идти навстречу нашему Господу. А то, что нас с Ним разделяет, мы должны стараться отметать. Упали — надо вставать, упали еще раз — опять надо вставать. Трудно представить себе человека, который упал в лужу и говорит: «А что вставать, я все равно упал». Он все равно встает и идет дальше. Так же должно быть и в духовной жизни.
Есть такое выражение, что путь христианина — это путь не от победы к победе, а путь от поражения к поражению. Мы все грешные. Порой бывает на исповеди можно услышать: «Да в общем-то у меня и грехов-то нет, я зла не делаю, мне все делают, я стараюсь людям добро делать и терплю зло от соседей, от ближних». Это говорит о том, что человек настолько слеп, что элементарных вещей просто не чувствует. Святые чем ближе к Богу были, тем больше видели в себе изъянов, они искренне считали себя грешниками и об этом говорили. А нам кажется, что они чуть ли не юродствовали, говоря, что они грешны. Да, они настолько просветлели сердцем и разумом, что видели всё. А мы просто слепы, мы далеко от Бога, и поэтому мы ничего не видим у себя под носом. Нам кажется, что все у нас хорошо. Дорогие братья и сестры, я всех нас призываю помнить о нашем самом главном призвании, о том, что мы должны сродниться с нашим Господом и Спасителем, чтобы, когда наступит тот миг, когда для нас остановится время, а это обязательно наступит, мы были уже одним целым с нашим Творцом. Важно, чтобы встреча с Богом была для нас большой радостью, чтобы мы вернулись к Источнику жизни, и тогда та черта, которую мы называем смертью, не будет для нас ужасной пропастью, о чем нам и напоминает событие воскресения Христова. Мы должны умереть для греха, для всего того, что нас разлучает с нашим Господом, и совоскреснуть с Ним для новой жизни».
Владыка поблагодарил настоятеля храма за попечение о его благоукрашении и о приходской жизни и отметил, что для иконостаса пишутся иконы и скоро они засияют золотом в этом храме. Архипастырь выразил благодарность всем, кто содействует этому благому делу.
За благотворительную помощь приходу храма Архиерейской грамоты был удостоен начальник отдела машиностроения и оборонной промышленности Министерства промышленности и энергетики Саратовской области Игорь Валерьевич Нечитаев.
По окончании Литургии владыка Игнатий каждой прихожанке храма подарил по розочке.
Пресс-служба Саратовской епархии
