Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
12 фото

12 фотоПосле возрождения церковной жизни в начале 90-х годов по всей стране открывались новые приходы, где собирались люди, ищущие духовного утешения, исцеления израненной безбожием души. Были такие приходы и на территории современной Балашовской епархии. Наряду с ними действовали молитвенные комнаты, способные вместить верующих для общей молитвы. Одним из таких сёл, где стали совершаться малые богослужения, стали Барки.

В 1869 году в селе тщанием крестьян была построена деревянная церковь с колокольней и престолом во имя Архангела Михаила. Высота храма составляла почти девять метров, а площадь — более четырехсот квадратных метров. Храм был рассчитан на 400 человек. Можно представить, как церковь поражала красотой молящихся. Алтарную перегородку украшал четырёхъярусный вызолоченный деревянный иконостас. Кстати, до наших дней сохранились, как минимум, две иконы из церковного иконостаса и один храмовый образ. Хранятся они в селе и, надеемся, когда-нибудь вернутся в церковную общину. Звон колоколов разносил по округе призыв к общей молитве. Самый большой из них весил две тонны, а общий вес колоколов составлял почти четыре тысячи килограммов! Даже в наш технологичный век сложно представить систему крепления таких колоколов на деревянной колокольне. Но любовь к Богу и своему приходу позволяла найти решения таких непростых задач еще 150 лет назад.

В начале XX века в храме служил священник Иоанн Лукич Золотарев. На 1912 год приход насчитывал 2458 человек (здесь, видимо, учитывались приписные сёла). В непростые послереволюционные годы приход возглавил священник Венедикт Александрович Зодиев, 1891 года рождения, прибывший из Вольска. В 1931 году в храме прекратились богослужения из-за отсутствия священника. Для 30-х годов событие обыденное: священника переводят в другой приход или арестовывают, а заменить его попросту некем. Уже через год в помещениях храма хранились семена подсолнечника. Но верующие не стали мириться с таким положением дел, и уже с 22 октября 1932 года богослужения в храме возобновились, совершал их священник Василий Яковлевич Образцов. Но храм все же закрыли. Остается неизвестной скорбная дата его разрушения.Можно предположить, это случилось перед Великой Отечественной войной. Также мало информации и о священнослужителях сельского Михаило-Архангельского храма.

Возможно, служившие в Барках священники принадлежали к старинным священническим семьям. Вполне вероятно, что кто-то из духовенства Барков разделил тяжелые испытания, выпавшие в прошлом столетии на долю служителей и прихожан Русской Церкви.

12058930 лет назад в селе вновь зазвучала церковная молитва. Первым священником, посещавшим сельчан, стал протоиерей Александр Болдаев (†2015). На протяжении этих десятилетий многие прихожане ушли в вечность, на их место пришли другие стремящиеся к Богу души. В 2000 году, по благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия, в приспособленном помещении, где располагается приход, было совершено положение антиминса. Чин положения совершил секретарь Балашовского Епархиального Управления священник Роман Волков. Приход получил небесного покровителя – святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Эта новая веха в истории села, как оказалось, была не последним значительным событием.

В прошлом году на Радоницу мы вместе с прихожанами посещали кладбище. Моё внимание привлек необычный для сельской могилы крест. Он был необычной формы, была видна работа мастера. Время тоже сделало своё дело: почти наполовину крест погрузился в землю. Таблички, поясняющей, чья это могила, не было. Да и сам холмик, по всей видимости, давно был забыт. Члены приходского Совета помогли узнать, кто похоронен под загадочным крестом. Им оказался уроженец Барков Иван Кузнецов. А вскоре здесь же, в нескольких метрах от могилы, был найден еще один крест похожей формы, но меньшего размера. И тогда возникла мысль, что эти кресты были изготовлены для храма!

Храм в селе Барки был однокупольный, но, согласно церковной архитектуре, ещё один купол располагался над колокольней и один — над алтарем. Так что, в общей сложности, было три купола, увенчанные тремя крестами. Старожилы вспомнили рассказы о том, как после свержения креста с главного купола, он упал на землю, сильно деформировавшись. Именно так и выглядел первый найденный крест: один его край был согнут. По всей видимости, после разорения храма кресты были унесены кем-то домой, а после смерти хранителей нашли пристанище на могилах верующих.11

Инициативная группа связалась с родственниками, похороненными под церковными крестами людей и получила согласие на вызволение храмовых святынь из земли. Но в таком виде кресты оставлять было нельзя. По просьбе прихожанина барковского храма, Заслуженного работника сельского хозяйства, ветерана труда Николая ВасильевичаПерегудова, главы Барковского МО Александра Владимировича Фефелина, кресты были доставлены на производственный участок Лечебно-исправительного учреждения №3 в Балашове. Возможности производственной базы учреждения позволяют выполнять подобные работы. Начальник ЛИУ №3 подполковник внутренней службы Олег Викторович Мартовецкий откликнулся на проблему. Благодаря проделанной работе, кресты обрели исторический вид. Один из них был оставлен на сельском кладбище и установлен на братской могиле. Второй был доставлен в храм, где пребывает как духовная связь поколений верующих.

Иеромонах Серафим (Козин)