Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
books_Mramornov_Sud

books_Mramornov«В последние десятилетия история Русской Православной Церкви в советский период стала одной из центральных тем историографических исследований», однако «изучение ситуации на местах только начинается», — отмечает известный российский историк С.В. Мироненко.

В этом плане книга секретаря Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, кандидата исторических наук Александра Игоревича Мраморнова «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.» (М.: Изд-во Новоспасского монастыря; Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2013. — 880 с.) вызывает особый интерес, ибо представляет собой полное и комплексное издание материалов показательного процесса, организованного саратовскими большевиками против местного духовенства во главе с викарным епископом Германом (Косолаповым) в 1918-1919 гг. Это был один из первых публичных, позорных для новой власти, антицерковных судов Советской России. Произведение насыщено материалами из государственного архива Саратовской области, других архивов и периодики того времени, снабжено вступительной статьей, комментариями, указателями.

 

Читая эту во всех отношениях замечательную книгу, еще раз убеждаешься в силе и доказательности исторического документа. А документы свидетельствуют: в борьбе с Церковью большевики использовали «лжесвидетельства, подлоги, подтасовки фактов» (С. 5-6).

В работе А.И. Мраморнова есть информация и по Балашовскому уезду. Так, например, выясняется, что второй главный обвиняемый на процессе саратовского духовенства 1918-1919 гг. — священник Михаил Платонов — 14 сентября 1912 года был назначен епископом Алексием (Дородницыным) настоятелем Покровской церкви села Большой Мелик. В этой должности он прослужил четыре месяца и был переведен в Саратов настоятелем Серафимовской церкви. Отец Михаил, даже по признанию его противников, был человеком бесстрашным, искренним, прямым и честным (С.44-46).

Анализируя катастрофу, разразившуюся в России в 1917 году, иерей Михаил Платонов писал: «Величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе — Спасе моем», — так вместе с Богоматерью поет ныне св. Церковь. А кругом бушует и ярится мировая буря человеческого своеволия, неправды, коварства и злобы. С шумом рушатся, ломаются и низвергаются все дела рук человеческих. Люди проклинают друг друга, проклинают власть и безвластие, право и бесправие, проклинают добро и зло. В этом омуте кровавых ужасов, насилий и беззаконий возможна ли какая добрая радость? Правда, мы видим теперь радость, но только радость безумия, радость зла, торжествующего свою победу. Мы видим радость хищников, своевольников и насильников…» (С.590).

Что же предлагал отец Михаил? Браться за оружие, строить баррикады? Нет, он писал о другом: «Если мы сами не захотим, никто не сделает нас несчастными. Только бы нам не отдаляться от Бога. Отнимут ли у нас землю, у нас останется Небо. Возьмут ли детей, имущество, нам достанется царство небесное. Лишимся ли жизни, у нас останется вечность. Лишимся ли защитников, покровителей, мы только приблизимся к вечно Живому, Всемогущему, Всеблаженному Царю Небесному. Чтобы ни случилось, мы приближаемся к Царице Небесной и вместе с нею воспоем: Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем. О, Пречитая, Преблагословенная Матерь Божия, помяну имя Твое в всяком роде и роде, и Ты помяни нас грешных в молитвах Твоих» (С.591).

Чем же закончился так называемый «пролетарский суд»? В ночь с 9 на 10 октября 1919 года епископ Герман и священник М. Платонов были расстреляны по решению Губернской ЧК, т.е. «во внесудебном порядке» (С.66).

Новая книга А.И. Мраморнова, безусловно, является событием в российской историографии и будет настольным пособием для историков, изучающих один из самых страшных периодов отечественной истории – период лютых гонений на Церковь Русскую в ХХ веке.

Л.И. Кузеванов, кандидат исторических наук, доцент