Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

5 октября 2011 года была учреждена самостоятельная Балашовская  епархия, будучи выделенной из состава Саратовской епархии. В текущем году мы празднуем пятилетие этого события. Священномученик Игнатий Богоносец говорит: «Где нет епископа, там нет Церкви». Своего Епископа Балашовская епархия получила через совершение Святейшим Патриархом Кириллом архиерейской хиротонии над архимандритом Тарасием (Владимировым). Это событие произошло 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары. Сегодня мы говорим с Владыкой Тарасием о развитии епархиальной жизни, о достижениях и планах на будущее.

 

— Владыка, как Вы оцениваете эти пять лет Вашего епископского служения?

— Вы знаете, я думаю, что оценку нашей работе давать еще слишком рано. К тому же, многое из задуманного еще в процессе воплощения в жизнь. Но я не могу не сказать о той колоссальной работе, которая уже проделана. Когда в 2011 году была образована Балашовская епархия, это стало большим толчком к возрождению церковной жизни в регионе. Конечно, и до этого времени были открыты храмы, в которых совершались богослужения; благочинные церковных округов и настоятели храмов вели образовательную и просветительскую деятельность. Но централизация всей этой работы через Епархиальное управление, непосредственное участие Епископа дало возможность выйти на новый, более высокий уровень свидетельства о Христе и Евангелии в обществе.

Начало нового для меня служения ожидалось мной с трепетом и надеждой на помощь Божию. Человеку невозможно самостоятельно  справиться с теми трудностями, которые встречаются на протяжении жизненного пути. Тем более, когда речь идет не только о моей жизни, но о судьбах многих людей, которые Господь вручил моему попечению, понимание этой истины приходит очень быстро. Но прежде душепопечения пришлось заняться самыми насущными проблемами – в Балашове не оказалось церковного помещения, подходящего для размещения Епархиального управления. Первое время мы размещались в здании храма Преображения Господня. Но Господь уготовил нам иное. Уже в конце 2012 года мы получили предложение о принятии одного из красивейших зданий Балашова, в котором в 1904 году располагалась гостиница «Метрополь», в 20-е годы в здании «Метрополя» был открыт педагогический техникум. В 30-е годы здесь находился штаб 61-й стрелковой дивизии. В 1940-1941 годах — штаб 167-й стрелковой дивизии, затем военный госпиталь. В 1957 году здание передали школе-интернату. Можно услышать мнение, согласно которому Епархиальное управление въехало в здание чуть ли не в тот же день, когда был расселен интернат. Но это неправда, и я думаю, многие жители нашего города помнят, что на несколько лет здание осталось без хозяина, мы приняли его в ужасном, аварийном состоянии. И вновь Промыслом Божиим было устроено чудо – было сохранено историческое здание и свой дом обрело Балашовское Епархиальное управление.

— Конечно, за это время сделано очень много, но что бы Вы хотели выделить?

— У отца нет любимых детей, каждого ребенка добрый родитель любит как и прочих. Очень сложно выделить какое-то начинание, каждое из них дорого моему сердцу. Я бы хотел ответить на Ваш вопрос не с позиции руководящего лица, а, напротив, – от лица тех людей, на которых мы и ориентируемся в нашей работе. Прежде всего это неимущие, обездоленные. Господь Иисус Христос говорит в Святом Евангелии: «будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6. 36).  Милосердие – это качество характера Бога.Человек же сам по себе не обладает этой добродетелью и не в состоянии проявлять это качество в своём поведении. Милосердие в человеке является свидетельством его тесных взаимоотношений с Богом, без которых он не в состоянии проявлять любовь к ближнему.  Дела милосердия и любви являются главными в деле проповеди Евангелия. Многие составляющие этого направления в Балашове уже реализованы. Одним из первых опытов в социальном служении для нашей молодой епархии стала организация Православного кризисного центра для женщин в трудной жизненной ситуации «С верой в жизнь!». Сохранение жизни еще не родившемуся ребенку – сегодня это одна из актуальных задач нашего общества. В текущем 2016 году, в конце сентября Святейший Патриарх Кирилл подписал петицию общественности за запрет абортов. По другому и быть не может, потому что отношение к жизни, как к священному дару от Бога, всегда имело место в христианском вероучении. Но от чего женщины решаются на такой шаг, как убийство собственного ребенка в своем чреве? По разным причинам, одна из которых — непонимание семьи, самых близких людей. Молодую девушку, после того, как она решает оставить ребенка, выгоняют из дома родители. Муж не видит необходимости в продолжении своего рода и заставляет жену избавиться от ребенка. В нашем Центре беременные женщины или молодые мамы имеют возможность проживать некоторое время, а также приобретать новые знания, которые помогут им в воспитании ребенка. Только за текущий год наш Центр помог 27 матерям. Это большая заслуга координатора Центра Ирины Юрьевны Малюченко и руководителя Отдела социального служения и церковной благотворительности священника Сергия Киреева.

Но это не единственное начинание служения ближнему. При Покровском женском монастыре г. Балашова ежедневно работает благотворительная столовая для неимущих. Люди могут совершенно бесплатно получить порцию горячей пищи, чай, что особенно неоценимо в холодное время года. К сожалению, и здесь не обошлось без испытания нашей стойкости. Беспричинные жалобы других людей, омрачают чувство выполненного христианского долга. Особенно понимаешь важность совершаемого дела, когда видишь среди так называемых бомжей людей пожилого возраста, прилично одетых, но не имеющих средств для пропитании. Они приходят за едой со своей посудой, уносят домой и там обедают. Да и те бомжи, которые часто вызывают  порицание и недовольство общества, тоже такими были не всегда. Когда я на них смотрю, то всегда думаю – ведь они учились в школе, работали, заводили семью, мечтали о чем-то, как и все мы. Но уж точно в их мечтах не было жизни под открытым небом. То, что такие люди есть, это укор всем нам, живущим только своими проблемами. Поэтому милосердное служение ближнему нельзя недооценивать.

— А есть ли такие задачи, которые решить пока не удалось?

— Есть те планы, которые пока находятся в стадии развития. Нельзя принимать на себя такие масштабные задачи, которые нереально воплотить в нашей действительности. Однако нужно помнить и о Божественной помощи, мы уже говорили о тех ситуациях, которые были проблемой, а обернулись Славой Божией. Там, где кончается сила человеческая, начинается сила Божия. Одним из главных планов является восстановление Свято-Троицкого кафедрального собора в нашем городе. Многие человеческие силы являются противниками этого Божиего дела, дела правды и справедливости.

— Какое направление в церковной работе Вы считаете приоритетным?

— Любое церковное начинание не может быть бесполезным. Однако в разные периоды истории то или иное направление является наиболее актуальным. Конечно, мы направляем свои силы туда, где мы нужнее всего. После атеистического режима в нашей стране люди все еще превратно воспринимают институт Церкви, духовенство. Понимая, что духовное возрастание общества в таких условиях затруднительно, мы стремимся к повсеместному свидетельству о Спасителе, проповеди. Для этого священники идут к народу, в самые разные сферы деятельности. В Балашове это и работа в женской консультации, беседы с женщинами, решившими сделать аборт. Около ста жизней было спасено – будущие мамы отказались от аборта и родили детей. И это заслуга все той же Ирины Юрьевны и священника Алексия Юдина. Как можно это служение назвать не приоритетным?

Но наша задача куда более глубже – дать правильное воспитание детям, которые в будущем не повторят наших ошибок. Образовательное направление тоже неотъемлемая часть церковного служения людям. Начиная эту работу с детского сада, продолжая её в средней и высшей школе, мы стремимся оставить в сердцах молодых людей добрый след, не о себе, а о Христе.

Но и после образовательного процесса нельзя оставлять молодую душу в бушующем житейском море. Молодежное служение названо «приоритетным»  Святейшим Патриархом Кириллом. Я думаю, что мы должны приложить максимум усилий для воцерковления молодежи, чтобы молодые люди чувствовали себя уютно в большой приходской семье. Молодежные форумы, детский летний оздоровительный лагерь, Школа православного молодёжного актива, которая проходит в нашей епархии при участии специалистов Синодального отдела по делам молодёжи – это и многое другое делается именно в целях миссии среди молодых людей – будущего нашей Родины. Насколько сегодня мы вложим в их души закон любви и милосердия, настолько в будущем будем иметь моральное право на плоды своих трудов. Так что, приоритетных направлений много, как говорит Господь в Евангелии: «Жатвы много, а делателей мало…» (Мф. 9:36-38).

— Владыка, какова ситуация с монашеской жизнью в Епархии?

— Можно сказать, что именно с образования Балашовской епархии началось возрождение монашеской жизни и не только в епархиальном центре. Сегодня, по милости Божией, воссоздается Покровский женский монастырь в Балашове. Монастырь имеет богатую историю.  В 1862 году на средства купца Иллариона Иванова в Балашове была открыта женская община и богадельня. Тщанием того же купца, в 1862 году была возведена каменная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского. Была построена также домовая церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери. В 1871 году, с разрешения Святейшего Синода, богадельню переименовали в женскую общину, а в 1884 году стараниями епископа Саратовского и Царицынского Павла она получила статус общежительного девичьего монастыря.

История этой обители неразрывно связана с именем игумении Марии (Мандрыки). Трагическая судьба её и последних сестер оканчивается с приходом Советской власти. 22 монахини были расстреляны за веру. К сожалению, мы не знаем места погребения ни игумении Марии, ни убиенных сестер. 2 октября 2013 года решением Священного Синода обитель была официально возрождена. Хотя уже до этого при храме Преображения Господня проживала небольшая женская монашеская община. Уже преставились две первые насельницы монастыря. Сегодня монастырь насчитывает одну схимонахиню, пять монахинь и три послушницы. Это оазис молитвы за нас грешных, обитель утешения для людей, сбившихся с пути.

Есть и мужская монашеская община, которая проживает при храме в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Балашова. Я верю, что со временем будет образован и мужской монастырь.

Сегодня в нашей стране, наверное, как нигде, больше восстанавливается храмов. В Москве действует программа «200 храмов». А как обстоит дело со строительством новых церквей в Балашовской епархии?

— Отвечу Вам на примере епархиального центра – количество храмов в Балашове увеличилось вдвое. И это общая для епархии тенденция. Особенно люди радуются открытию храмов и даже молитвенных комнат в деревнях. Бывает трудно добраться до районного центра, а попасть на богослужение в воскресенье или праздничный день хочется. Особенно это актуально для людей пожилого возраста. Всего за это короткое время было зарегистрировано 23 новых прихода. Нужно понимать, что население десяти районов, входящих в состав Балашовской епархии, немного превышает пятьсот тысяч человек, так что это — хороший показатель.

Но, кроме того, что идет стройка новых храмов, не остаются забытыми и поруганные святыни. Моей заветной мечтой является восстановление всех разрушенных храмов, которые рассеяны по карте епархии. Я благодарю священников и прихожан, которые берут на себя этот тяжелый подвиг.  Нам кажется, что в небольшом селе уже не нужен величественный храм, но забываем, что именно храм, как раньше, так и в наши дни, является местом средоточения людей. На примере монастырского подворья в селе Чириково Турковского района я наблюдаю перемену отношения людей к Дому Божиему. Когда я впервые приехал туда, это был храм-сирота. Горько было смотреть на разрушающиеся стены, охладевшие без молитвы. А сегодня я могу сказать, что храм переживет свое второе рождение, есть крепкая приходская община. Мы не просто восстанавливаем храм, мы созидаем человеческие души.

— Количество приходов значительно увеличилось. А сколько священников служит в епархии, и по каким критериям идет назначение настоятелей храмов?

— За эти пять лет мною было рукоположено 23 священника. Всего же епархия насчитывает более 60 священников. Так что, треть духовенства, как говорят, вышла из под моей руки. Однако чувствуется нехватка людей, готовых на тяготы священнической жизни. Именно поэтому один священник может окормлять сразу несколько приходов. Служение священника велико, и это величие может кого-то отпугнуть. Пожалуй, никто из нынешних священников не скажет: «Я достоин быть священником». Каждый из нас скажет: «Господь меня избрал».

Что же касается административной части служения священника, то здесь все намного проще. Верующие епархии хорошо знают, что кто-то служит на одном и том же приходе давно, более того, возглавляет этот приход, а бывает и молодой настоятель. Объезжая епархию я не раз задавался вопросом – почему у одного священника получается и стройку контролировать, и с народом общаться, и какие-то проекты реализовывать, например, выигрывать гранты для развития той или иной отрасли приходской жизни, а у кого-то нет? Наверное, это личностные особенности. Знаете, как говорят: «талантливый человек талантлив во всем». Ну а если особыми талантами человек не обладает, то почему же от этого должен страдать приход?  Священник, который не смог вывести приходскую жизнь на новый уровень сможет остаться духовным отцом, совершителем таинств. Ни в коем случае назначение на должность настоятеля нельзя рассматривать как повышение! Думаю, каждый настоятель понимает, о чем я говорю. Новые заботы, работа с бумагами, все это отнимает много сил и времени. И наоборот – снятие с этой должности не нужно принимать на личный счет. В конце концов, все мы делаем одно дело Христово.

— Чтобы получить добрых пастырей, да и вообще христиан, нужно вложить много усилий в воспитательный процесс. Какая образовательная работа проводится сегодня в епархии?

— Я уже сказал о том, что и в начальной, и в средней, и в высшей школах ведется работа с молодымилюдьми. Но эти встречи, конечно, рассчитаны на людей невоцерковленных, более того, даже неверующих. В то же время, многие родители, уже пришедшие к вере, желают и своих детей воспитать в традициях Православия. Для осуществления этой идеи мы в 2016 году открыли Православную гимназию во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В наш первый учебный год воспитанников гимназии по количеству не так много, но это никак не влияет на уровень образования. Для того, что бы наши дети от начала и до конца своего образования находились под чутким руководством своих педагогов, нами было принято решение начать в этом году набор только первого класса. В следующем году наши первоклассники пойдут во второй класс, а набор будет вновь проводиться среди тех, кто должен только начать обучение в средней школе. Таким образом, мы надеемся довести воспитанников до взрослой жизни, начиная в прямом смысле, со школьной скамьи.

Для детей из верующих семей есть и специальные школы религиозного образования, по традиции именующиеся «воскресными». Здесь, в отличие от православной гимназии, преподают такие предметы, как: «Закон Божий», «Священное Писание Ветхого и Нового Завета», «Литургику» (наука о богослужении), церковное пение. Важной составляющей являются уроки, посвященные искусству – рисование, художественная лепка, танцы. Все обучение совершенно бесплатное, доступно абсолютно всем. Именно из таких воскресных школ и выходят часто будущие священники, певчие церковных хоров, просто образованные прихожане.

— Владыка, мы благодарим Вас за интересную беседу. Просим сказать несколько слов нашим читателям.

— Дорогие отцы, братья и сестры, я сердечно благодарю всех вас за то время, которые мы уже провели вместе. Даст Бог, мы сделаем еще много полезного, свершим те дела, которые в будущем станут немым свидетельством нашей стойкой веры. Призываю на всех вас, дорогие мои, Божие благословение по молитвам святой великомученицы Варвары.

Беседовал иеромонах Серафим (Козин)