Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В этот день мы вспоминаем события, о которых слышали в сегодняшнем евангельском чтении, когда Господь Иисус Христос трех Своих ближайших учеников возвел на гору и преобразился пред ними: «лицо Его засияло, как солнце, а одежда стала белой, как свет» (Мф. 17.2).

Тайна личности Богочеловека Иисуса Христа заключается в том, что Он был одновременно и Богом, и Человеком: в Нем нераздельно и неразлучно были соединены две природы – Божественная и человеческая. И если не всегда люди созерцали Божественный свет, который от Него исходил, то не потому, что этот свет не был Ему присущ, а потому что люди не могли его видеть своими телесными очами.

Но Богу было угодно, чтобы три ученика увидели Господа Иисуса Христа во время молитвы преобразившимся: им открылось, что за этой человеческой плотью, которую Он на себя принял добровольно, скрывается вся полнота Божества, и эта полнота была явлена ученикам в том свете, который они узрели.

Святой апостол Лука обращает внимание на то, что ученики увидели Господа преобразившимся, когда Он молился. И мы не знаем, специально ли Он возвел их на гору для того, чтобы они стали свидетелями этого чуда, или просто когда Он молился и в молитве предстоял Своему Отцу и соединялся с Ним, Его лицо просияло как солнце. Ведь очень часто Господь Иисус Христос удалялся от людей для молитвы: иногда Он отправлял Своих учеников, а Сам оставался на горе для того, чтобы молиться. Иногда Он молился в течение целой ночи, и мы не знаем, как Он тогда выглядел, ибо никто этого не видел. Но один раз, когда Господь Иисус Христос молился Своему Отцу, ученикам было дано это небесное видение, чтобы они потом рассказали об этом другим.

Три евангелиста рассказывают об этом видении: Матфей, Марк и Лука. Кроме того, о нем рассказывает в своем послании святой апостол Петр, который был участником и свидетелем этого чуда. Все они говорят о том, что это было событие совершенно особого рода. И Церковь Христова на протяжении многих веков пыталась осмыслить это событие и ответить на вопрос: что же это за свет такой, который увидели ученики на Фаворе? Многие говорили: «Это обычный материальный свет, такой, который светит от солнца или от огня». Но отцы Церкви и, прежде всего, святитель Григорий Палама, свидетельствовали, что это не был обычный свет, который созерцается человеческими очами, – это был свет Божества, который является энергией, то есть действием Божиим, и Сам Господь в этом свете присутствует. И этот свет открывается не просто физическим очам, а духовному зрению человека, когда Бог этого хочет. Мы знаем из истории Церкви о святых, которые созерцали этот Божественный свет, как, например, преподобный Симеон Новый Богослов, который описал эти видения в своих «Словах» и «Божественных гимнах». Святитель Григорий Палама тоже был одним из тех, кто созерцал Божественный свет, и то, что он написал о природе этого света, было почерпнуто не из книжных мудростей, а из его личного молитвенного опыта.

Но мы знаем не только о святых, которые созерцали Божественный свет, но также и о святых, которые сами преображались этим светом и начинали им сиять. Мы помним из Ветхого Завета, что когда Моисей общался с Богом на горе Синайской в течение 40 дней и потом сошел к народу, то его лицо так сияло, что люди не могли взирать на него, и ему пришлось покрыть его покрывалом, чтобы общаться с людьми.

А из истории нашей Церкви мы знаем о великом нашем святом – преподобном Серафиме Саровском, который однажды, беседуя с помещиком Мотовиловым, на его глазах преобразился так же, как Христос преобразился на Фаворе. Беседа же их была о том, что целью христианской жизни является стяжание Святого Духа. И вот этому простому человеку, помещику, который всю свою жизнь провел в миру, преподобный Серафим пытался объяснить и растолковать, что же такое стяжание Святого Духа. Он говорил: «Это очень просто, стяжание – это приобретение. Как в торговле мы что-то продаем для того, чтобы что-то купить, точно так же происходит и с благодатью Святого Духа: мы должны приобрести ее, а приобретается она добрыми делами, молитвой и соединением с Богом через причащение Святых Христовых Таин». Так как помещик все никак не мог понять, что же такое благодать Святого Духа, то преподобный явил ему эту благодать: лицо святого просияло, разлилось благоухание неизреченное, стало необыкновенно тепло, хотя стояла зима.

Свет Божественный – это свет благодати Божией. Это тот свет, который озаряет нашу жизнь и делает ее прекрасной; свет, который дает нам вдохновение на труды, являет нам благословение Божие. Это тот свет, к которому мы приобщаемся, когда причащаемся Святых Христовых Таин.

Божественный свет, который был явлен ученикам на Фаворе, свидетельствует о том, что Господь Иисус Христос присутствует в нашей жизни. Ведь не случайно Господь сказал в Нагорной проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8). И не случайно Господь говорил: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18.3). Бог хочет, чтобы мы отказались от таких человеческих качеств, как хитрость, коварство, зависть, лесть. Чтобы мы подобно малым детям с чистым сердцем подходили к Нему, и тогда Он будет отверзать наши душевные очи, и мы будем созерцать Его Божественный свет.

Будем молиться Господу о том, чтобы, как мы слышали сегодня в песнопениях праздника Преображения Господня, воссиял нам свет Его присносущный, то есть всегда Ему присущий. Чтобы этот свет озарял нашу жизнь, чтобы он помогал на нашем жизненном пути, в наших взаимоотношениях с ближними, и вел нас по пути к Царствию Небесному. Аминь.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)