Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Наш видимый мир всем нам более или менее известен. Многие естественные науки обращают наше внимание на многообразное промышление Бога о мире. Да и из своего опыта мы можем сделать различные наблюдения. Но не так обстоит дело с миром, невидимым для нас, — миром ангельским. Творение ангельского мира не описывается в Священном Писании, однако есть некоторые указания на время этого творения. В книге Иова Господь Бог, обращаясь к самому Иову, риторически вопрошает его: «Кто положил меру ей (земле), если знаешь? или кто протягивал по ней вервь? На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее, при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38, 5-7). Из этих стихов Писания можно понять, что «сыны Божии» или ангельские силы радовались творению нашего мира, будучи свидетелями этого творения. По мысли преподобного Иоанна Дамаскина такая последовательность творения была выбрана Богом не случайно. Вначале Всемогущий творит умную сущность или, как часто именуются ангелы в святоотеческом наследии, «вторых светов». Первый Свет — есть Бог, и Он творит существ, наделенных стремлением к Нему, освящающему Свое творение. Затем идет творение нашего мира, и как заключение — творение человека. Человек соединяет в себе как дух, так и тело, т.е. миры небесный (умный) и земной (чувственный).

Как мало мы знаем вообще о мире небесном, так же мало нам известно и о сущностях, его населяющих. Именно поэтому в области православного богословия появились различные теории, относящиеся к познанию природы ангелов. В XIX веке возникла полемика между двумя ныне прославленными святыми — святителем Игнатием Кавказским и святителем Феофаном Затворником. Как ни странно, этот благочестивый спор не разрешен и до сей поры, что не мешает мирно сосуществовать богословским мнениям обоих святых. Сам же спор заключался в следующем.
Святитель Игнатий справедливо полагал, что ангелы, являясь творением, обладают некими «телами» и сам святитель называл их «эфирными», т.е. несравненно тончайшими по отношению к чувственным телам нашим. Чтобы яснее понять слова святителя Игнатия, нам нужно ещё раз вернуться к творению Богом мира. В первую очередь нужно понять, что до этого творения не просто не было всего привычного нам, не было к тому же ни пространства, ни времени. Господь творит как пространство, так и время именно для нашего мира. Но не только человек должен существовать в условиях временных и пространственных ограничений. Только Бог есть абсолютный Дух, и по отношению к Нему все творения (в том числе и ангелы) обладают телесностью. Кроме этого мы знаем, что ангелы изображаются на иконах. В VIII веке в Церкви возникает так называемая иконоборческая ересь, согласно которой изображение Христа, Богородицы, святых, поклонение этим изображениям были недопустимы. Для того, чтобы очистить Церковь от нового лжеучения, был созван Седьмой Вселенский Собор, который утвердил иконописный реализм — изображать можно лишь то, что было видимо людьми в действительности, в реальной жизни. Так как явление ангелов людям есть не что иное, как реалия духовной жизни, то из этого можно сделать вывод о некой телесной составляющей «вторых светов».
Коснувшись сущности природы ангелов, мы можем сказать и об устройстве небесного мира, но сказать настолько, насколько Сам Бог через Своих вестников открыл нам это.
Уже в Древней Церкви сложилось учение о небесной иерархии. Небесные силы делятся на девять чинов. Каждый из этих чинов в особом Божественном Откровении был виден человеком в различных образах, которые обычно выражают суть служения того или иного ангельского чина Богу. Высшую иерархию — непосредственно близко стоящих к Богу — составляют Ангелы, носящие имена: Серафимы, Херувимы и Престолы. «Серафим» значит «пламенный». Серафимы соответственно своему имени имеют сердца, пламенеющие любовью к Богу, и возбуждают и других пламенно любить своего Создателя. Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа. Престолы — эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие.
Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы — это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти — Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражие искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах.
Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала — чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это — Ангелы-народоправители. Их достоинство выше, чем ангелов-хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение об иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21). Архангелы — великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией. Ангелы (последний, девятый чин иерархии) — светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение.
Среди сонма Ангелов находится и ангел-хранитель каждого из нас. И все мы должны стремиться к тому, чтобы как можно лучше познать своего ангела-хранителя, познать настолько, чтобы чувствовать его присутствие близ себя. Именно для этого и необходимо знать о небесном мире столько, сколько может знать человек.

 

иеромонах Серафим (Козин)