Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Благовещение Пресвятой Богородицы

0_453fd_d592f4e2_orig1

0_453fd_d592f4e2_orig1Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы принадлежит к числу богородичных и на первый взгляд может показаться, что он как бы врывается в череду священных событий и не совсем вписывается в период от Сретения Господня до Пасхи. На самом деле этот праздник, может быть, как ни какой никакой другой находится на своем месте.  Поскольку в этот день мы празднуем начало воплощения Бога Слова во чреве Пресвятой Девы, то естественно и сам праздник отстоит от дня Рождества Христова ровно на девять месяцев – период пребывания плода во чреве матери, и отнести его следовало бы к праздникам Рождественского цикла, и по смыслу и по хронологии.

 

Среди Богородичных праздников Благовещение можно отнести в самым древним. В Древней Церкви он именовался по разному — Зачатие Христа, Начало искупления, Благовещение о Христе и т.д.  Нынешняя форма названия утвердилась в Церкви в VII веке. От III века известно слово Григория Чудотворца на этот праздник, а многие отцы IV века именуют Благовещение древним и обычным церковным праздником.

О событии Благовещения повествует евангелист Лука (Лк. 1.26-38). В город  Назарет, где пребывала Пречистая Дева, был послан архангел Гавриил, который возвестил Ей о зачатии и приветствовал словами: «радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами» (Лк. 1.28). Священное Предание говорит нам о том, что Архангел явился Матери Божией в то время, когда Она читала Священное Писание, и тем самым указывает на расположение Её духа. Однако иконография праздника говорит больше о рукоделии – на иконах Богородица изображается прядущей нить. По Преданию, Она ткала ту самую катапетасму, которая разодралась при распятии Её Сына (Мф. 27.51). Профессор А.А. Дмитриевский, описывая свое путешествие по Святой Земле, говорит о том, что до сих пор в Назарете имеется колодец, у которого Богородицу и посетил архангел Гавриил: «здесь (в храме) в глубокой сравнительно нише, облицованной мрамором, на полу имеется круглое небольшое отверстие, обложенное по краям серебром и закрываемое серебряной крышкой… Это отверстие составляет устье того колодца у которого, по Преданию, и произошло первое приветствие Пресвятой Деве Марии». Иными словами, Благовещение произошло во время простых житейских занятий, когда Матерь Божия пришла к колодцу за водой.     Удивительны и замечательны слова Пресвятой Девы, сказанные Ею в ответ  архангелу Гавриилу: «се Раба Господня, да будет мне по слову твоему» (Лк. 1.38). Святой Беда Достопочтенный говорит даже, что в результате такого смирения «Ей открываются в полной мере тайны нашего Искупления, неизвестные до того времени прочим смертным; и однако, против общепринятого, Она не возвеличивает Себя исключительностью необыкновенной награды, но, что более подобает, помня во всем Свое положение и Божественное достоинство, Она смиренно присоединяет Себя к сонму служительниц Христовых и, совершенно преданная служению Христову, исполняет предписанное. Да будет Мне, — говорит Она, — по слову твоему». Уже стихиры поемые на «Господи воззвах» наполнены мыслию о воплощении Бога, которой проникнуто все богослужение праздника. Первая стихира довольно известна,  так как она употребляется и в общей службе богородичных праздников – «Совет превечный». В ней Церковь говорит о Превечном Совете Пресвятой Троицы, о вочеловечении Сына Божия от Девы. Святой Николай Кавасила, один из первых толкователей Божественной Литургии и составитель гомилий преимущественно на празднества Богородицы, пишет следующие: «Бог не предупреждал Адама и не требовал его согласия относительно его ребра, из которого должна была быть создана Ева, но, лишив Адама чувств, так изъял член. Деву же Он прежде научил и ожидал Ее веры, прежде чем приступить к действию. Относительно творения Адама Он совещается с Единородным, говоря: сотворим человека (Быт.1:26). Когда же сего Чудного Советника Первородного (Ис. 9:6; Евр .1:6), — как говорит Павел, — Он вводит во вселенную и созидает Второго Адама, то делает Деву соучастницей Своего решения. И этот Великий Совет (Ис. 9:6) — как называет его Исаия, возвестил Бог, а утвердила его Дева». Таким образом, гласом  Архангела было отогнано погибельное слово диавола – искусителя праматери Евы. Сами же стихиры имеют особую последовательность. Первая из них взирает на событие со стороны и воспевает величие Богоматери. Вторая является вопрошанием Её к архангелу и описывает удивление Пречистой Девы такой вестью от того, что Она «браку непричастна». В третьей же стихире мы слышим архангельский ответ, слова, которые часто встречаются нам в течении всего годового круга богослужений – «Бог 

идеже хощет, побеждается естества чин». Что невозможно человеку допустить даже в мыслях, то возможно Богу показать на деле и архистратиг Гавриил увещевает Деву: «моим веруй истинным глаголом», показывая тем самым глубокую тайну домостроительства Божия.

При пении литийных стихир мы слышим упоминание о подробностях происшедшего. Неизвестный автор, под которым архиепископ Филарет (Гумилевский) разумеет императора Льва Мудрого, говорит о времени явления архангела Пресвятой Деве, а именно о шестом месяце. Это упоминание является пересказом евангельского описания. Святой апостол Лука говорит о Благовещении сразу после рассказа о зачатии праведной Елизаветой Иоанна Предтечи, чем дает понять, что «шестой месяц» в данном случае надо отсчитывать именно от этого события, в чем сходятся практически все толкователи Священного Писания.  Уместно будет теперь сказать и о возрасте Девы Марии, о чем умалчивает богослужение. Живя при Иерусалимском храме, Она не могла оставаться там дольше других таких же девушек. Это и явилось причиной обручения Её праведному Иосифу. Надо сказать, что иудейская традиция того времени предполагала довольно ранние браки (хотя в Византийской Империи император Юстиниан установил примерно такой же  возрастной ценз, да и русский Домострой лишь немного увеличивает его). Апокрифическое «Протоевангелие от Матфея» говорит от лица священников: «вот Марии двенадцать лет, и уже нельзя Ей находиться больше в церкви Господней», в то время как одно из минейных сказаний несколько повышает возраст Богоневесты – «от рождества Ея четыренадесятому уже лету идущу, бе повелеваемо Ей от архиерей и священников, да по обычаю законному от церковного обитания изшедши, якоже и прочия девицы, сверстницы Ея, посягнет на мужа». Как видно разница хотя и не велика, но существенна для такого возраста, однако обозначенный период был вполне приемлем для замужества и рождения детей. 

Стихира преподобного Андрея Критского говорит о плодах празднуемого события, и раскрывает его смысл. И в этом контексте её можно сравнивать с тропарем праздника. Преподобный Андрей говорит о радостной благой вести, которая соединяет небесное и земное, которая обновляет Адама через воплощение Христа, начало чего и празднуем мы сегодня. Можно подчеркнуть, что праздник Благовещения хотя и отстоит 

от Рождества Христова, но выходит именно из Рождественского богослужебного цикла, что видно из самого богослужения.   Весть эта освобождает и Еву, а вместе с праматерью и всех нас, искупленных на кресте. Особый смысл приобретает эта стихира, если вспомнить что именно 25 марта (7 апреля н.ст.) был распят Господь Иисус Христос. Усматривается удивительная параллель между этими двумя событиями – с одной стороны мы радуемся о начале, «главизне» нашего спасения, с другой — невольно вспоминаем  и само искупление, очищение Кровью Христовой своих грехов.

Несколько слов можно сказать о воскресном тропаре, имеющем в основании приветствие архангела Гавриила – «Богородице  Дево, радуйся».  Часто употребляемая на вечернем богослужении, эта песнь приписывается святителю Кириллу Александрийскому, который составил её в противовес несторианской ереси.

При пении стихиры по пятидесятом псалме мы вспоминаем прошедшую не так давно  Неделю изгнания Адама, т.к. слышим о Евином прельщении. Но, стремясь к Пасхе, мы также и ободряемся скорым рождением Сына Божия от Девы, Который  для того и пришел в мир, чтобы избавить нас от проклятия. И тут же мы понимаем совершенство Промысла Божия о человеке – как некогда через жену вошел в мир грех, так сегодня Дева готовится к рождению Победителя греха.

 Канон праздника написан в несколько необычной форме, а именно в виде диалога или беседы Богородицы и архангела Гавриила. Составителями его являются два песнотворца – преподобные Феофан и Иоанн Дамаскин. Первому из них принадлежат первые 6 песней, а 8 и 9 — преподобному Иоанну. Говоря о каноне, можно сказать, что в нем нет попытки изъяснить тайну Боговоплощения, как-то приоткрыть завесу Божественной тайны. Во всех песнях мы величаем Божию Матерь, слышим непрестанное «радуйся!». Дерзновение Архангела соединяется со смирением Девы. Архангел Гавриил как бы уговаривает Пречистую поверить ему, приводя пророков говоривших о Ней, на что Богородица отвечает естественным удивлением и непониманием: «всеми Невместимый, и всеми Невидимый, како Сей может во чрево Девиче вселитися, еже Сам созда? како же зачну Бога Слова, Собезначальна Отцу и Духу?»

Праотец Адам уже неоднократно упоминался  в песнопениях праздника, что является указанием на обновление человеческой природы, т.к. теперь мы ждем Нового Адама, пришедшего исполнить то, что надлежало Адаму древнему. И теперь  об этом же нам говорят хвалитные стихиры, в которых освещается практически весь спектр событий: здесь и избавление Адама (всего человечества) и облечение Творца в творение; архангельское приветствие и девственное удивление. Последняя стихира преподобного Феофана выделяется из данной группы. В ней содержится наше переживание праздника, описывается восприятие нами плодов зачатия, рождения и смерти Спасителя. Мысль преподобного песнописца и проста и многогранна —  Христос принял на Себя нашу природу и  был подобен нам во всем кроме греха. В тоже время мы ожидаем исполнения времен, т.е. Второго и славного Его пришествия, при котором все мы изменимся, примем образ Воскресшего. И в день Благовещения мы говорим об этом не случайно, т.к. именно сегодня «спасения нашего главизна».

Благовещение Пресвятой Богородицы праздник хотя и богородичный, но в тоже время христоцентричный. В нем наряду с прославлением Матери Божией мы видим и указание на тайну Боговоплощения. Сам праздник принадлежит к числу непреходящих, но, из-за движения триодного цикла его празднование может выпадать от четверга третьей седмицы Великого поста до среды Светлой седмицы. Однако и совпадение с пасхальными днями не лишает годовой богослужебный круг единства. В светлые дни пасхальной радости мы переживаем всю полноту искупления Христом наших грехов, а искупление было бы невозможно без воплощения, благая весть о котором возвещена ныне архангелом Гавриилом Деве Марии.

Священноинок Серафим (Козин)