В октябре 2014 года исполняется 130 лет со дня учреждения Балашовского Покровского женского монастыря, первой и единственной настоятельницей которого была игуменья Мария. Ниже публикуется материал, посвященный малоизученным страницам биографии этой подвижницы благочестия.
Будущая монахиня Мария (в миру Мандрыка Екатерина Захаровна) родилась в 1841 г. в Оренбурге в дворянской семье, принадлежавшей по отцовской линии к старинному малороссийскому казачьему роду.
В.Н. Модзалевский, известный до 1917 года исследователь, в 3-м томе своего труда «Малороссийский родословник» (Киев,1912) называет первым из этого рода Харитона (Харко) Мандрыку (по-украински через «и» – Мандрика) — реестрового казака Корчовской сотни Корсунского полка, служившего в этом подразделении в 1649 году. Причем в материалах за 1681 год встречается и такое написание фамилии — Мандриченко (Мандрика). В документах Казанской епархии за 1864 год находим русифицированный вариант родовой фамилии — «Мандрыгина Екатерина Захариевна».
Что касается дворянства Мандрык, то о нем, вероятно, можно говорить лишь с 1784 года. Именно в этом году прапрадедушка Екатерины — Никита Алексеевич Мандрыка — был внесен в «VI часть родословной книги Киевского наместничества».
С годами заметен служебный рост некоторых представителей данного рода. Василий Андреевич Мандриченко (Мандрыка) в 1661 году именуется уже «сотником Кобыжским», а Никита Алексеевич Мандрыка в 1768 году увольняется со службы «по старости» в чине «полкового есаула». Андрей Яковлевич Мандрыка в 1812 году за сражение при Бородино стал подполковником. На гражданской службе дослужился до статского советника и должности Полтавского вице-губернатора. Аким Андреевич Мандрыка вышел в отставку полковником.
Среди Мандрык были и те, кто посвятили себя морской службе. Например, Яков Дмитриевич Мандрыка (старший) был морским офицером (с 1801 года — лейтенант, 1810 года — капитан-лейтенант). Командовал транспортом «Кронпринц», курсировавшим между Кронштадтом и Ревелем. В эскадре знаменитого адмирала Д.Н. Сенявина, на судне «Святая Елена» плавал в Средиземном и Адриатическом морях. Его сын, Яков Дмитриевич, также дослужился до капитан-лейтенанта.
Дедушка Екатерины Захаровны, Николай Яковлевич Мандрыка (1777-1853), сыгравший значительную роль в жизни внучки, известен как активный участник Отечественной войны 1812 года: командовал Лейб-Гусарским полком (с 1855 года — лейб-гвардии Гусарский полк), участвовал в ряде сражений, в том числе и при Бородино. В 1826 году он получает чин генерал-майора, а в 1845 году — генерал-лейтенанта. Погребен в 1853 году в Казании на кладбище Кизического монастыря.
Николай Яковлевич был женат первым браком на Марии Карловне Берг (Берховой), «камер-юнгфере», умершей в 1807 году на 31-м году жизни.
Бабушка Екатерины Захаровны, Зотова Екатерина Захаровна, была второй женой заслуженного генерала. Можно предположить, что будущая настоятельница Балашовского Покровского женского монастыря при рождении была названа в ее честь.
У будущей игуменьи было несколько дядьёв. Так, Николай Николаевич (младший) и Михаил Николаевич родились от третьей жены Николая Яковлевича Мандрыки — Марии Николаевны Чаишевой (1794-1877).
Сын Николая Николаевича (младшего) Александр (1876-1928) в 1888 году поступает во 2-й класс Пажеского корпуса. В 1905 году он уже флигель-адъютант, а в 1908 году — командир роты Его Императорского Величества, дослужился до чина полковника. Именно этому человеку, двоюродному брату игуменьи Марии, довелось сыграть немаловажную роль в ее судьбе.
До революции 1917 года Александр Николаевич успел поработать в должности губернатора. В 1918 году был призван в Красную армию в качестве военспеца, был арестован, бежал, принял активное участие в борьбе с большевиками на стороне Вооруженных Сил Юга России (ВСЮР). В 1920 году, в эмиграции, работал водителем такси в Париже, где и умер в 1928 году, пережив свою двоюродную сестру на 8 лет.
Кроме того, у Екатерины было две тети, родившиеся в первом браке (Н.Я. Мандрыки и М.К. Берг): Елена Николаевна Мандрыка (1805-1893) и Александра Николаевна Мандрыка (1806-1886). Обе воспитывались в Смольном институте благородных девиц, погребены в Свияжске (в 30 км от Казани). Елена Николаевна в 1853 году (в год смерти своего отца) стала монахиней Свияжского Иоанно-Предтеченского женского монастыря с духовным именем Эсфирь. Другая тетя — Варвара Николаевна, родившаяся в 1812 году от второго брака, умерла в Казани в 1891 году.
Отец Екатерины, Захар Николаевич Мандрыка, родившийся во втором браке, был есаулом Оренбургского казачьего войска, умер в 1844 году. Больше о нем каких-либо сведений не обнаружено.
Изучение биографических данных дают основания предполагать, что родственники между собой жили дружно. Так, мать Екатерины — тоже Екатерина Захаровна Мандрыка (в девичестве Рокасовская), после смерти мужа переехала в 1845 году вместе с дочерью в Казань, к свекру Николаю Яковлевичу Мандрыке.
В 1848 г. Екатерина поступает в Родионовский институт благородных девиц, открывшийся в Казани в 1841 году . Что представляло собой это учебное заведение? Как отмечается в статье «Родионовский институт благородных девиц», это было первое женское учебное заведение «на всем обширном востоке страны». Институт был назван в честь помещицы Анны Николаевны Родионовой, на чьи средства, оставленные по завещанию, он, в основном, и содержался.
Исследовательница О. Федотова сообщает, что полный курс обучения в институте продолжался шесть лет. В начальный класс девочки принимались в возрасте 10-12 лет (по другим данным в возрасте 8-13 лет). Видимо, при приеме в это учебно-воспитательное учреждение для семилитеней Екатерины было сделано исключение.
В число штатных воспитанниц, содержавшихся на средства института, принимались дочери родовых и потомственных дворян Казанской губернии и чиновников, «находящихся или служивших на военной службе». Девочки могли обучаться также за счет Приказа общественного призрения. Кроме того, воспитанницы имели возможность учиться на средства родителей (стоимость обучения 650 руб. в год). По этому пути шли дочери купцов I и II гильдии и духовенства. Сведений о том, на какие средства училась Екатерина Мандрыка, пока не обнаружено.
Первоначально воспитанницы разделялись на три класса по два года обучения в каждом. Позднее классов стало шесть с годичным сроком обучения, а в 1862 году был добавлен 7 класс. Причем классы шли в обратном порядке. Девочки поступали в седьмой класс, а заканчивали первый.
Какие же предметы изучались в Родионовском институте? Вот их полный перечень: 1) Закон Божий; 2) «Грамматическое познание и словесность языков российского, французского и немецкого (включало в себя и изучение литературы и основ философии)»; 3) арифметика; 4) история и география, как всеобщая, «так и в особенности Российского государства»; 5) «Нужнейшие и полезнейшие сведения из естественной истории и физики»; 6) чистописание; 7) рисование; 8) музыка и пение; 9) «танцование»; 10) «женские рукоделия».
Ежедневно (кроме воскресенья) давались четыре урока, по полтора часа каждый. Кроме этого, проводились занятия «итальянским пением в старших классах три раза в неделю после 18 часов». Специальных занятий по «женскому рукоделию» не было — воспитанницы занимались им в свободное от других занятий время.
По окончании полного курса обучения воспитанницы подвергались публичному испытанию по всем преподававшимся предметам в присутствии Совета института, родителей или родственников и других лиц, специально приглашенных Советом. Выпускницы получали свидетельство об окончании института, которое давало право работать домашней учительницей. По архивным документам известно, что Екатерина Мандрыка получила такое свидетельство 29 мая 1854 года.
После окончания Родионовского института Екатерина продолжает несколько лет жить в доме деда. Однако об этом периоде ее жизни достоверных сведений пока не найдено.
Судя по архивным документам, в 1864 году Екатерина Мандрыка уже проживала в Свияжском Иоанно-Предтеченском девичьем монастыре Казанской епархии, которым руководила игуменья Каллиста. Занималась «чтением общего монашеского правила». Как уже отмечалось, в этом же монастыре жила ее тетя — монахиня Эсфирь (в миру Елена Николаевна Мандрыка). Возможно, она и способствовала поступлению Екатерины в святую обитель.
Позднее Екатерина Захаровна проживала в очень известном до 1917 года Богородицком девичьем монастыре Казанской епархии. Указом Казанской духовной консистории от 19 августа 1868 года она была определена послушницей, а 21 марта 1971 года «облечена в рясофор». За усердные занятия и обучение живописи в монастырской школе 6 марта 1876 года Консисторией ей была объявлена «признательность». 9 декабря 1882 года Екатерина была пострижена в монахини с духовным именем Мария. До назначения начальницей (позднее настоятельницей в сане игуменьи) Балашовского Покровского женского монастыря оставалось два года.
© Кузеванов Леонид Иванович, кандидат исторических наук, доцент; текст, 2014
Полную версию статьи, ссылки и примечания см. здесь
Фотография Крестовоздвиженской церкви Богородицкого девичьего монастыря (г. Казань) размещена в интернете по адресу www.kazan-mitropolia.ru.