Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Карта Балашовской епархии богато украшена святыми родниками, из которых люди принимают не просто чистую воду, но вместе с ней Божию благодать. Сегодня хотелось рассказать о двух их таких святых мест, где освящены источники в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

Погружаясь в историю, поражаешься величию тех подробностей, которыми окутаны рассказы о жизни сел, где Господь на родниках явил Свою милость страждущим людям. Сегодня небольшое село, а ранее районный центр – село Макарово Ртищевского района, станет первым в нашем рассказе. История возникновения Макарово уходит в конец XVII века. О былом величии напоминает макаровская Казанская церковь, которая стоит немым памятником славного труда и веры предков. Не так давно были предприняты попытки восстановления старинного храма. Казанская церковь построена в 1803 году, имела второй, теплый придел в честь святителя Николая Чудотворца. Приход этот примечателен многим. Например, при нём был учрежден в 1914 году «Кружок ревнителей православия». Такие общества открывались благословением Святейшего Синода. В них прихожане под руководством священников изучали основы православной веры (прежде всего Священное Писание), знакомились с лжеучениями сектантов и учились вести с ними беседы. Члены миссионерских кружков заботились также о благолепии своих храмов, помогали открывать библиотеки, распространять православную литературу. Кружки вели борьбу с пьянством, табакокурением, сквернословием.

Всего год, с 1899 по 1900 год в храме совершал своё служение священник Александр Семёнович Руссов. До этого 8 лет он служил в Александро-Невском храме Ртищево. Именно в Ртищево в семье молодого священника родился сын Николай. Сам отец Александр 18 мая 1900 года умер в Макарово. Причащая больного тифом он заразился сам и скончался от той же болезни. Погребен он был около Казанского храма. Николай Александрович Руссов так же избрал путь служения Богу и Церкви. После окончания Саратовской духовной семинарии Николай служил псаломщиком при саратовской церкви Сошествия Святого Духа. В 1936 году был арестован органами НКВД и 3 августа приговорён спецколлегией Саратовского областного суда к 5 годам лишения свободы. Николай был переведён в Бийский отдельный лагерный пункт Сиблага НКВД, где 16 марта 1938 года был арестован вторично. 2 октября тройкой при УНКВД по Новосибирской области по статье 58-2, 6, 8, 9, 10, 11 был приговорён к высшей мере наказания. Расстрелян 20 октября 1938 года. Сегодня макаровцы могут почтить память исповедника веры, судьба которого связана с их храмом.

Кроме храма в селе стояли три часовни, одна из которых находилась на святом источнике. По преданию на месте источника была обретена Казанская икона Божией Матери. Именно она стала главной святыней построенной позднее в 1720 году часовни и, вероятно, дала название каменному храму, так как первая деревянная церковь была освящена в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Нет сомнений в том, что источник был широко известен верующим.  Через Макарово проходил этапный тракт из Кирсанова в Аткарск, на Хопре во время полноводья действовала паромная переправа. В селе проходили две ярмарки – Вознесенская, начинающаяся за три дня до праздника Вознесения Господня и Казанская, проходившая в день престольного праздника 21 июля. Эти ярмарки собирали огромное количество людей, о чем можно судить по данным денежного оборота — в 1852 году на обе ярмарки было привезено товаров на 11239 рублей серебром. Приезжие не оставляли без внимания святой источник и его известность увеличивалась по мере расширения географии паломников. Часовня на святом источнике поражала всех красотой и изяществом. Но, к сожалению ни одна из трех часовен не уцелела. Здание храма сохранилось благодаря тому, что было использовано не по назначению.

По благословению епископа Тарасия 21 июля 2018 года благочинный Ртищевского округа священник Илия Астахов в день празднования Казанской иконы Пресвятой Богородицы совершил у стен храма Божественную литургию – первую за многие десятилетия. Была проделана работа по благоустройству святого источника. И сегодня, как и в давние времена, тропа к святому месту не зарастает. В 2020 году отмечалось 300-летие со дня его освящения.

Еще один Казанский источник, о котором пойдет рассказ, находится в Калининском районе. Родник, получивший в народе название «Святой», расположен в овражке, в 5 км северо-западнее села Сергиевка Саратовской области. Народное почитание этого источника насчитывает по разным данным более двухсот лет. Рассказывают, что его обнаружил местный пастух. Среди бела дня, в чистом поле пастух услышал церковное пение. Мужчина пошел туда, откуда доносились звуки. На краю небольшой ложбинки он увидел родничок, с трудом пробивавшийся сквозь землю. Пастух раскопал источник, и тогда пение прекратилось.

Первое упоминание об источнике относится к 1735 году. Табаковский Святой родничок, наименование получил по названию бывшего здесь давным-давно села, позже переименованный Львом Нарышкиным в свою честь — Львовский. Граф Нарышкин переселил крестьян на земли, расположенные рядом с источником.

Отличное качество воды Сергиевского родника и целебные свойства ценились во все времена. Вода может долгое время храниться и не терять своего вкуса. Именно из этого родничка в 1905 году пил воду Пётр Аркадьевич Столыпин, Саратовский губернатор и назвал его «золотым родником». Проба воды, взятая на анализ, подтвердила истину: в ней много ионов серебра.

Во времена коллективизации и истребления храмов православный народ собирался здесь в дни церковных праздников. Когда об этом узнали в райкоме — решено было источник уничтожить: потому, что «отвлекает колхозников от работы». Источник пытались загнать обратно в землю. Но то, что закапывали днем при помощи тракторов, ночью откапывали обратно, вручную. В конце концов власть отказалась от своих намерений.

Рассказывают, что в начале 1980-х годов на дне источника однажды увидели икону Пресвятой Богородицы. Это было в какой-то церковный праздник – сейчас точно не возможно установить в какой именно. Люди пытались достать икону из родника, но только лишь замутили воду, а иконы так и не нашли.

Святой источник и территория последний раз были обустроены в 2010 году. Над почитаемым источником установлена новая надкладезная сень с главкой и крестом, отремонтированы купальня, лестница — спуск к источнику, установлены столики и скамейки, очищено русло родникового ручья вниз, к Берёзовой балке. На верху, у оврага построена часовня и освящена в честь Казанской иконы Божией Матери.

Заслуга по благоустройству родника «Святой» принадлежит ныне покойному Василию Михайловичу Малюгину. Именно у него возникла идея восстановления источника, для того, чтобы люди могли беспрепятственно приходить к святому месту.

По мере использования регулярно проводятся чистка и благоустройство родника. Зимой, к празднику Крещения, правление хозяйства и администрация сельского округа заботятся, чтобы дорога до источника была очищенной.

Иеромонах Серафим (Козин)