Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

В «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека» подчеркивается, что «реализация прав человека не должна вступать в противоречие с богоустановленными нравственными нормами и основанной на них традиционной моралью. Индивидуальные права человека не могут противопоставляться ценностям и интересам Отечества, общины, семьи. Осуществление прав человека не должно быть оправданием для посягательства на религиозные святыни, культурные ценности, самобытность народа. Права человека не могут служить поводом для нанесения непоправимого урона природному достоянию»[1]. Уяснение этих тезисов особенно актуально в ситуации, когда тот или иной человек, в силу разных причин, попадает в места заключения. 

 

Эта тема очень волнует российское общество. Вот почему важно получить ответы на непростые вопросы, как говорится, из первых рук. Недавно Председатель Синодального отдела по тюремному служению епископ Красногорский Иринарх (Грезин) ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела, в т.ч. и сотрудников Балашовского епархиального управления.

Кузеванова Лариса Михайловна, руководитель епархиального Культурно-просветительского центра им. Преосвященного Павла (Вильчинского), кандидат исторических наук:

— Владыка, добрый день.

1. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» читаем: «Задача светского закона — не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад». Скажите, владыка, насколько хорошо, на Ваш взгляд, выполняет свою задачу светский закон в современном мире и в России?

2. Ваше Преосвященство, какие меры Церкви, по Вашему мнению, сейчас наиболее актуальны для максимально широкого распространения христианской этики?

1. Светский закон в современном мире, как и внутренний нравственный закон, вложенный в человека Богом при его сотворении, если, конечно, они не утрачены человеком через пребывание в грехах и беззакониях, регулируют отношения граждан в государстве и являются «удерживающим началом» общественной и государственной жизни и деятельности граждан нашей страны.

Святой апостол Павел во втором Послании к Фессалоникийцам пишет, что «тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). По учению святых отцов слова «пока не будет взят от среды удерживающий теперь» относятся к светским законам, которые держат в каких-то разумных границах неправопослушных граждан от совершения преступлений и бунтов.

Конечно, во всем мире, как и у нас в России, юриспруденция несовершенна, однако чего-либо иного, более лучшего человечество до сих пор не придумало. И отсутствие светских законов способно превратить весь мир в хаос, в котором невозможно будет выжить правопослушному гражданину, в котором невозможно будет сохранить отеческую веру и национальную культуру, в котором не будет границ, защищающих дом, семью, детей, женщин и стариков от нашествия иноплеменников.

Апостол Павел, продолжая мысль процитированного стиха, завершает словами: «И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего…» (2 Фес. 2:8), — а это уже апокалипсис и для всего современного мира, и для нашего земного Отечества — России.

2. Христианская этика — это нравственное учение христианства, определяющее моральные ориентиры человеческого поведения, основанные на христианском представлении о природе и предназначении человека, его отношении с Богом.

Однако, пророчествуя о временах антихриста, Господь Иисус Христос в Евангелии от Матфея произнес слова: «и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Из этих слов видно, что угасанию любви человека к Богу, к своему ближнему, да и к самому себе предшествует грех, возведенный в разряд беззакония и порока, вытесняющий из личности человека добро и замещающий его возрастанием личного эгоизма и разрушающего зла. Главным источником греха, беззакония и порока является помраченное состояние человеческой души, о чем также свидетельствуют слова Христа: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7:21-23).

Все эти грехи и беззакония убивают в человеке любовь, которая есть то вечное, бессмертное, божественное начало, придающее бренной человеческой жизни отсутствующий в ней смысл. Через любовь человек становится человеком и придает человеческий смысл всему, что он делает.

Необходимо неустанно проповедовать созидательную силу добра и одновременно ограждать человека от зла в любых его проявлениях, чтобы научить любви и уважению к нравственному закону, данному нам в Евангелии и положенному в основу христианской этики.

Поэтому и процесс предупреждения греха и беззакония надлежит начинать с духовно-нравственного воспитания человека в детском возрасте, когда ребенок делает первые шаги и произносит первые слова. Познание законов духовно-нравственного бытия, воспринятое в детстве и закрепленное в юношестве, обретает в зрелом возрасте фундаментальную ценность для личности человека и его отношения к Богу, ближнему и к самому себе как носителю образа и подобия Божия.

И чем раньше будет сформировано это духовно-нравственное озарение в душе человека, тем действеннее оно будет воспитывать его личность в духе неприятия беззакония и наклонности к грехам и порокам.

Кузеванова Лариса Леонидовна, специалист епархиального информационно-издательского отдела, юрист:

— Здравствуйте, уважаемый владыка. Позвольте задать Вам следующие вопросы:

1. Какие стороны тюремного служения, на Ваш взгляд, либо вообще не освещаются в СМИ, либо освещаются неадекватно? На что обратить свое внимание журналисту, берущемуся за эту тему?

2. В народе, как известно, уживаются две крайности — пренебрежение к любым писаным законам и брезгливость по отношению к осужденным за их нарушение. Должен ли что-то делать христианин при встрече с подобными предрассудками? Как обойти возможный вред от них?

3. Как можно направить к правильной жизни или иначе по-христиански помочь людям после отбывания ими наказания? Проводится ли работа по их последующей адаптации? Скажем, шефство силами социальных, молодежных или иных церковных служб?

4. Можно ли использовать подробности реальных судеб в рассказах о людях оступившихся, но проявивших готовность к покаянию и исправлению жизни? Ведь с одной стороны, реальный пример может дать надежду и помочь в выборе пути, а с другой — никто не знает, пойдет ли привлечение внимания на пользу в конкретном случае.

Спаси Господи!

1. Хотелось бы видеть в прессе больше публикаций о многогранной деятельности священнослужителей, несущих тюремное послушание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, и их жизненных проблемах, материальном обеспечении семьи и детей тюремного духовенства, проживающего в удаленных регионах нашей страны — согласно пословице «в местах не столь удаленных», повседневный быт которых нуждается в заботе общества и государства.

Общество привыкло смотреть на духовенство глазами времен хрущевских гонений в том плане, что если они нужны народу, то как-нибудь да продержаться сами и прокормят свою семью. А ведь тюремное послушание, на самом деле, — это одно из самых трудных и не всегда благодарных служений, поскольку не каждый священнослужитель может вынести постоянное общение с людьми, имеющими на душе тяжкий грех, а зачастую и нарушенную психику с неадекватным поведением. Священник обязан в каждом индивиде, даже если он стоит на самой низшей ступени социального расслоения общества, разглядеть личность человека и попытаться вылечить его душу, принять исповедь в совершенных грехах и, если это возможно, возвратить к вере во Христа, чтобы допустить при отсутствии препятствий до Причащения Святых Христовых Таин.

Необходимо в средствах массовой информации говорить о важности тюремного служения вообще. Мы живем в мире, в котором среди нас находятся многие бывшие заключенные, и для нас не должно быть безразличным, какое будущее ожидает человека после освобождения из заключения: возвращение в гражданское общество законопослушным гражданином или рецидивистом, который будет жить в соседнем доме или квартире и совершать преступления, отравляющие быт своих соседей.

2. Один из наших дореволюционных классиков сказал, «что суровость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения». Это выражение, к глубокому сожалению, живо и ныне, и во многом именное такое, усваиваемое некоторыми гражданами пренебрежение к исполнению законов, приводит их к отбыванию срока в местах принудительного содержания. Я уже говорил выше о том, что закон регулирует отношения граждан в государстве и является «удерживающим началом» деятельности граждан в общественной и государственной жизни страны. И приводил слова апостола Павла о том, что «тайна беззакония … не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). По учению святых отцов эти слова относятся к государственным законам, которые либо удерживают в каких-то разумных пределах неправопослушных граждан от совершения преступлений, либо обязывают государство осудить преступника к лишению свободы и оградить от его агрессии законопослушных граждан страны.

Человек праведный носит в себе внутренний нравственный закон и хранит его, а человек-грешник своими беззакониями повреждает в себе нравственную природу и по мере погружения в пучину греха утрачивает верное понятие об общечеловеческих нравственных ценностях. Также и государство, если утратит законодательство, ввергает население своей страны в неуправляемый хаос, влекущий разорение, а также бедствия и страдания для граждан.

Относительно брезгливости следует сказать, что в ее основе лежит бесовская гордыня, с которой нельзя жить и мириться христианину. Человек-грешник нуждается в реальном раскаянии, которое способно изменить его, переродить внутренний мир его души и сделать его способным для восприятия иной, нормальной и праведной жизни. Вспомните евангельское повествование о двух разбойниках, распятых на Голгофе вместе со Христом, и предсмертное раскаяние одного из них — «разбойника благоразумного». Однако это совсем не значит, что Церковь безоговорочно и без разбора готова принять и простить всех преступников. И тем не менее, если священник увидит в душе заключенного эту зарождающуюся способность благоразумного разбойника — раскаяние преступника в содеянных злодеяниях и правонарушениях, то мы имеем хорошую надежду на нравственное исцеление данного человека. И иного пути к исправлению в нашей жизни не бывает.

3. Вы подняли очень серьезный и своевременный вопрос. В настоящее время мы должны признать, что государство практически устранилось от его решения. Служба пробации, на которую предполагалось возложить это направление работы, до сих пор так и осталась на бумаге. Человек, выходя из тюрьмы, часто остается один на один со своими проблемами: отсутствием работы, жилья, средств к существованию. Отвергнутый обществом, да и отвыкший жить в каком-либо социуме кроме сокамерников, он вынужден вновь совершать преступления, чтобы вернуться в привычную ему среду. И одним шефством данную проблему не сдвинуть с места.

Церковь со своей стороны в меру сил пытается решать и этот вопрос — скорее, подает добрый пример гражданскому обществу обратиться лицом к проблемам реабилитации и ресоциализации бывших заключенных. Существуют примеры учреждения православными приходами социально-реабилитационных центров. Самый известный, наверное, это Центр социальной адаптации проблемных подростков святителя Василия Великого в Санкт-Петербурге. Имеются центры для бывших заключенных в Ростовской и Воронежской епархиях, правда, деятельность их находится в самом начале развития служения.

Синодальный отдел Московского Патриархата по тюремному служению разработал и представил на утверждение Высшего Церковного Совета Концепции создания и функционирования социально-реабилитационных центров как для несовершеннолетних подростков, так и для взрослых — бывших заключенных, освободившихся из мест лишения свободы. Надеемся, что общими усилиями Церкви, государства и всего гражданского общества удастся сдвинуть с мертвой точки и этот вид тюремного служения.

4. Полагаю, что вполне возможно рассказывать о реальной судьбе человека оступившегося, но пришедшего к вере и раскаявшегося в совершенных преступлениях. Реальные примеры действительно способны дать человеку надежду, помочь его исправлению и выбору правильного пути жизни — не стоит только указывать конкретные имена и фамилии бывших заключенных без их на то согласия, чтобы не смущать ни их самих, ни окружающих их людей гражданского общества [2].


Таким образом, люди, попавшие в трудную ситуацию, должны помнить, что признание достоинства личности означает утверждение её нравственной ответственности. «Зло и свобода несовместимы», — подчеркивается в «Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Необходимо «неустанно проповедовать созидательную силу добра и одновременно ограждать человека от зла в любых его проявлениях, чтобы научить любви и уважению к нравственному закону, данному нам в Евангелии и положенному в основу христианской этики»[3]. К этому всех нас призывает епископ Иринарх.

Ссылки и примечания

1. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. — 2008. — 26 июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html
2. Епископ Красногорский Иринарх: Каждый заключенный имеет право на встречу с духовным лицом //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. — 2014. — 3 октября. URL:http://www.patriarchia.ru/db/text/3775717.html
3. Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека //Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. — 2008. — 26 июня. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html

© Кузеванова Лариса Михайловна,
текст вопросов, составление, комментарии, 2014
© Кузеванова Лариса Леонидовна,
текст вопросов, составление, комментарии, научный аппарат, 2014