26 февраля, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, Прощеное воскресенье, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Великую вечерню с чином прощения в Покровском соборе г. Саратова.
Его Высокопреосвященству сослужили клирик собора, пресс-секретарь Саратовской епархии иерей Михаил Фёдоров; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма г. Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Виктории Германовны Блохиной.
За богослужением молилось духовенство и прихожане храмов Саратова.
«Мы вступаем в дни Великого поста, дни Святой Четыредесятницы, и сердце сжимается оттого, что мы не имеем того настроя, который должен быть, — сказал владыка Игнатий в своей проповеди. — Мы должны от всего сердца простить тех, кто нас обидел, должны примириться с теми, кого обидели сами, а мы часто даже не помним, кого мы обидели. Осознавая свою немощь, свое несовершенство, давайте помнить о том, что все мы находимся «на одной подводной лодке» и что выхода из нее нет. Выход только один — от всего сердца простить друг друга и, самое главное, примириться. Не просто испросить прощения: “Прости” — “Бог простит, и ты меня прости”,— необходимо, чтобы в нашей душе действительно наступил мир.
Порой мы хотим примириться, но не получается. Часто близкие друг другу люди помнят о каких-то обидах, но для примирения не хватает духа, чувства… Мы часто себя ведем как капризные дети, которым чего-то не дали или дали не то. Часто ропщем друг на друга, ропщем на Бога, на судьбу. Это самый настоящий ропот на нашего Творца, Который нам дал жизнь, время. Нам всегда чего-то мало. Мы можем видеть в нашем мире людей, у которых нет рук, ног, но они живут полной жизнью. А у нас что-то заболело, что-то произошло — всё, нам плохо. Почему мы так себя жалеем и так всем недовольны?
Дух Божий где хочет, там и дышит. Он в каждом из нас может дышать, только нужно впустить Его. Каждый из нас может ощущать полноту жизни. Если наше капризное, обидчивое, ветхое сердце найдет в себе мужество признать это, перестанет себя жалеть, успокаивать внешними вещами, то мы сможем излечиться от этого своего состояния. Господь может исцелить нашу душу, но при условии, что мы принимаем в этом активное участие, давая Господу действовать в нас, и имеем желание работать над собой. Мы часто Его просто не впускаем, как и не хотим примириться с кем-то. Господь изливает на всех Свою любовь. Нет такого грешника, который бы каялся, а Господь его отверг. А мы все грешники, но мы не каемся или не каемся как должно и отвергаем других. Нам все равно уходить из этого бренного бытия, мы пришли сюда в одиночку и в одиночку уйдем, ничего с собой не заберем. Что нам делить?
Когда Спасителя спросили, сколько раз прощать брата, до семи ли раз, то есть ветхозаветный закон вспомнили, Он ответил: до семижды семидесяти, то есть бесконечно (см.: Мф. 18, 22). Если человек действительно кается, просит прощения, надо прощать. Мы должны стараться жить со всеми в мире. Без мира ничего не будет. Все трудности оттого, что в нас не хватает любви. У матери дети балуются, шалят, многое делают из того, за что следует наказать. А потом падают, споткнувшись, и плачут,— и мать что делает? Берет на руки и обнимает. Вот так Господь любит нас. Он изливает Свою любовь безгранично, но мы сами ее часто отвергаем.
В наш век, когда поток информации льется со всех сторон, мы часто даже не задумываемся, что в нашей душе происходит. И вот наступают дни святого Великого поста, когда мы все внимательно будем произносить одну из самых важных молитв — молитву преподобного Ефрема Сирина, в которой сказано все, что необходимо для нашего спасения и покаяния. Если эту молитву произносить от всего сердца, Господь пошлет все необходимое для спасения».
Митрополит Игнатий напомнил, что в первую седмицу Великого поста читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.
«Многие берут с собой брошюры с текстом, следят, что читается, берут перевод — ведь многое в церковнославянском языке бывает непонятно. Но главный мотив, который красной нитью проходит через тот Великий канон, — слова “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. Помилуй, исцели, уврачуй. Не просто пощади, а уврачуй. Мы просим Господа помочь нам изменить нашу сущность — греховную, падшую, потому что в таком состоянии мы не сможем войти в Царство Божией любви. Если мы не имеем любви, что нам делать в Царстве любви? Любовь долготерпит, любовь милосердствует, не завидует, не ищет своего (см.: 1 Кор. 13, 4-8). У любви нет границ. Господь послал Своего Единородного Сына для того, чтобы каждый из нас имел возможность войти в Царство Божией любви. Не будем же делать эту Жертву напрасной, давайте постараемся от всего сердца простить друг друга, примириться и не иметь зла.
Часто нас мучает совесть за то, что мы кого-то обидели и уже не можем попросить прощения, поскольку человек ушел из земной жизни — часто так дети родителей обижают. Но у Бога все живы. Есть возможность прийти покаяться, помолиться и обратиться к тем же родителям, которых мы обижали, еще к кому-то. Пока мы живем, Господь может помочь нам изменить то, что мы сделали. Для Бога нет ничего невозможного. Вот когда мы покинем свое бренное тело, тогда будет сложнее что-то изменить. Только молитвы тех, кто остается здесь, смогут нам помочь. А настолько ли мы любили людей, чтобы за нас искренне молились? Не просто передали записку, а просили Бога за нас. Часто люди вроде бы любят своих близких, но когда человек умирает, спрашивают, куда свечку поставить, что нужно заказать, и этим ограничиваются. Но это обряд, а живая, искренняя молитва — это молитва любящего сердца, которое просит не для того, чтобы успокоиться, а для того, чтобы Господь простил прегрешения этого человека. Многие ли из нас так молятся за своих усопших родных? Это зависит от того, насколько человек одарил своей любовью людей. Нам нужно примиряться друг с другом, идти за Господом».
В завершение архипастырь попросил прощения у духовенства и паствы.
«Человек, на котором большая ответственность, порой не замечает каких-то нужд своих подопечных, иногда может о чем-то забыть, а человек может обиду в себе держать. На архиерее лежит большая ноша. Я иногда бываю резким, невнимательным. От всей души прошу меня простить, помолиться за меня, грешного, и я от всей души всех прощаю».