Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Мы продолжаем цикл бесед с иеромонахом Серафимом (Козиным), повествующий о православном богослужении. Подлинный смысл молитвенных собраний в храме, особенно Божественной литургии, часто остается не раскрытым для большинства людей, находящихся в храме. Конечно, мы не в праве находится в неведении о собственном богослужении. В прошлый раз мы говорили о самом первом восприятии человеком богообщения – о богослужении до грехопадения, затем коснулись Ветхого Завета и времен земной жизни Спасителя. Сегодня речь пойдет о начале именно христианского богослужения.

 

— Отец Серафим, как могли выглядеть богослужения первых христиан, которые часто возглавляли святые апостолы?

— Начать нужно с того, что первые христиане происходили из числа иудеев. Имея духовную потребность в молитве, они реализовывали её как могли, а именно: посещали Иерусалимский храм, участвуя в традиционных иудейских богослужениях. Однако, стоит отметить, что христианская община находилась в стенах храма обособленно, чем вызывала недовольство иудеев. В конце концов долго продолжаться так не могло, и уже в первом веке христиане были вынуждены искать иные места для богослужений. Кроме этого, важную роль сыграло обращение в христианство язычников, которым был закрыт доступ для молитвы в Иерусалимский храм. Таким образом, являясь гонимыми с первых дней своей истории, христиане нуждались в собственном месте для молитвенных собраний.

— Именно в то время берет свое начало архитектура христианских храмов?

— Нет, такой острой необходимости именно в отдельном здании храма еще не было. Обусловлено это было тем, что число христиан было не столь велико в отдельно взятом населенном пункте. К тому же, эта вера не афишировалась и многие скрывали свою принадлежность к христианству. Делалось это по разным причинам, но чаще всего из-за тех мифов, которые окружали молодую Церковь.

— Так где же собирались верующие для молитв?

— Местами таких собраний стали дома отдельных богатых христиан. Таким образом, они служили общине, предоставляя раз в неделю свой дом для общественного богослужения. Нужно сказать, что это было не безопасно как для хозяев, так и для гостей. Первый день недели в Римской империи являлся выходным днем. Именно на этот день приходился один из главных еженедельных праздников Церкви, прославляющий Воскресение Христово. Сегодня мы именно так и называем этот день – «воскресенье», иногда не задумываясь, откуда взялось это название. Появление на улицах города людей рано утром в выходной день уже вызывало различные подозрения. Доступ на христианские собрания был ограничен, поэтому и начали появляться различные небылицы о том, что происходит на этих собраниях.   Римская власть пресекала любые попытки пошатнуть её авторитет, а тайные собрания, пусть даже и на религиозной основе, расценивались именно как угроза политической власти. Не редко такие христианские богослужения прерывались с целью тюремного заключения верующих, а иногда и последующей смертной казни.

— Какой же выход был у верующих?

— Христиане стали использовать для общих собраний различные тайные места. Одним из таких мест в Риме стали так называемые катакомбы. По сути, это подземные погребальные пещеры, в которых иногда были погребены и христиане. Нужно сказать, что еще в Древней Церкви, а традиционно так именуются первые три века христианской эпохи, появляется обычай совершения   Евхаристии на могилах христиан, принявших мученическую смерть. По свидетельству святителя Амвросия Медиоланского, этот обычай имеет под собой основание. В своем письме к своей сестре Марцеллине, описывая обре­тение мощей святых мучеников Гервасия и Протасия, святитель говорит следующее об этом обычае: «Сей (Иисус Христос) на алтаре, — Который за всех пострадал, а те (мученики) — под алтарем, которые искуплены Его Кровию».

— Собрание в подземных пещерах наложили какой-то отпечаток на само раннехристианское богослужение?

— Конечно. И самым для нас привычным явлением можно назвать употребление свечей. Зачастую именно отсутствие солнечного света имело влияние на практическую необходимость искусственного света. Но, как и многому другому, и свечам было предложено символическое толкование, и теперь это уже прообраз нетварного света Христова учения, который просвещает всех людей. Аллегорическое толкование ни в коей мере не мешает нашему восприятию церковного духа, напротив, дополняет осознание многих вещей.

-Мы говорим о далеком времени и наверно сам строй церковной жизни во многом отличался от современности?

— С этим можно как согласиться, так и опровергнуть. Апостольские общины, равно как и их прямые восприемники, отличались действительно святой простотой. Это выражалось во всем – в незамысловатом богослужении, простоте помещения, где оно проводилось, в одеждах совершающих его людей, епископа, священников, диаконов. Ведь какое-то время просто не существовало облачения для богослужения в нашем понимании. Это были обычные по крою одежды, которые, однако, использовались только во время молитвы.

С другой стороны сам принцип устройства церковной иерархии остается неизменным. В первую очередь это выражается в подчинении в вопросах духовной жизни паствы своему епископу, как приемнику апостольской власти. Первенство епископа являлось основополагающей идеей в Древней Церкви. Об этом говорят многие высказывания святых того периода. «Где нет епископа, там нет Церкви», «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви» (свт. Игнатий Богоносец), «Без епископа нет Церкви, и кто не с епископом, тот не в Церкви» (свщм. Киприан Карфагенский). Епископ во все времена являет собой образ Христа, как любящего Отца и доброго Пастыря. Именно такому человеку церковная община, а в наши дни сразу несколько таких общин, доверяют свою духовную жизнь.

— Вот мы и подошли к главной теме разговора. Давайте теперь коснемся именно того богослужения, которое совершали наши предки по вере.

— Как мы уже сказали, в то время не было того разнообразия чинов богослужения, который мы имеем сегодня. Самым главным смыслом богослужения является приношения Богу благодарения. Благодарим мы за все – и за наступление нового дня, за свет солнца, за то, что провели день без греха. Так как верующим приходилось проводить молитвенные собрания в тайне, во многом это определило и его время. С позднего вечера до раннего утра совершались богослужения. Это мы можем видеть уже из книги Деяний святых апостолов (Деян. 20, 7–12).Вечерняя часть молитвы являлась благодарственной за день прошедший, а утренняя за день наступивший. И, конечно, нельзя не сказать о Евхаристии, благодарении Бога за все благодеяния, обращенные к человеку. Это и сотворение Богом мира и человека, воплощение Слова Божия, принятие Им грехов всего мира, прощение человека за личный грех, возведение на новый уровень бытия, что выражается в вознесении Воскресшим Христом человеческой плоти на престол Божества. В предании Церкви ничего не переменилось, не переменилось восприятие Евхаристии, самой ее сущности.

— Какие памятники могут помочь нам в изучении исследуемого вопроса?

— Хорошим примером может послужить икона праздника Успения Пресвятой Богородицы. На традиционной иконе изображен одр, т.е. место, на котором находилось тело Матери Божией. Вокруг него изображены стоящие апостолы. В данном случае, под одром можно видеть престол, на котором совершалась Евхаристия. Собрание именно вокруг прообраза престола очень символично, именно так выглядели первые Литургии, совершаемые в простоте. Видим мы и кадило с фимиамом, и светильник, горящий перед телом Божией Матери. Вместе с этим, изображение не лишено и иерархичности. Центром композиции, конечно, является Господь Иисус Христос, который выступает Архиереем, предстоятелем при совершении богослужения. Вокруг Него собраны сверху вниз и от центра к краям иконы святители, апостолы, являющиеся в данном случае священниками, скорбящие жены-мироносицы. По сути, это символичное изображение первых христианских богослужений.

Можно сказать, что те литургические основы, которые были заложены в Древней Церкви и даже в апостольский век, остаются незыблемыми на протяжении двух тысячелетий. Сегодня мы лишь немного коснулись богатой истории христианского богослужения. В будущем мы постараемся раскрыть дальнейшее развитие, как Литургии, так и других богослужебных последований.

— Отец Серафим, мы благодарим Вас за интересный рассказ.

Беседовала Татьяна Дыкова