Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Ныне отпущаеши

i_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy
i_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copyВ праздник Сретения Господня сердце наполняется неизъяснимой радостью, совсем детской, когда под Новый год ложился спать в трепетном ожидании чуда. Такой трепет не оставляет во время всего сретенского богослужения. И это даже не предчувствие, а уверенность — сегодня Господь пришёл в храм на встречу с людьми. Предвечный Бог находится рядом, чтобы каждый из нас мог сказать, подобно старцу Симеону: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видесте очи мои спасение Твое, еже уготовил пред лицем всех людий: свет во откровение языком, и славу людий Твоих Израиля» (Лк. 2;26,29-32).
 

Святой Симеон сказал так, потому что боялся одного — умереть, не увидев своими глазами Спасителя мира. И Господь, внимая сердцу праведника, продлял годы его жизни, по сегодняшним меркам до бесконечности. Более трехсот лет жил Симеон в ожидании срока, назначенного Творцом для пришествия Мессии. Как такое возможно? Возможно. Для Бога не существует времени, как и других, привычных для нас, условностей. Главное для Него — желание человека встретиться с Ним. Человеку же необходимо узнать Его, как узнал в принесенном в храм Младенце Христа Избавителя старец Симеон. Узнал, счастливо сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…» и принял на руки. Но только ли освобождению от телесной жизни возрадовался праведник? Разве стало бы упоминаться в Книге книг о столь приземленном желании старца, возможно, и уставшего за такой длительный срок от жизненных тягот? Праведный Симеон ощутил счастье от того, что Господь утолил, наконец, его жажду встречи с Ним, отпустил от тяготы раздумий, сомнений, неизвестности.
Мы далеко не праведны, но и нам Господь дает возможность сказать: «Ныне отпущаеши…» Тот, кого отпускают, становится свободным. Чтобы стать свободным от человеческой несправедливости, коварства, зла, надо, подобно Симеону, узнать при встрече Бога и принять Его. Это очень важно — не только узнать, но и принять. Принять заповеданное Спасителем, как драгоценный дар, принять сердцем, чтобы оно очистилось, изменилось, пожелало жить по заповедям Божиим.
Вмешательство в работу сердца – это очень больно. Больно рвать с милыми ему грешками, уютными привычками, приятными самооправданиями. Но по-другому — нельзя. Невозможно принять Христа, не приняв Его образ мышления, не сделав подражание Ему обязательным для себя. Нельзя принять Христа, декларируя Его заповеди, но, не живя по ним. Нельзя стать свободным, принимая Спасителя умом, но руководиться при этом желанием жить поудобнее.
Поэтому, даже зная наизусть Евангелие, можем ли мы в праздник Встречи Бога с человеком искренне вздохнуть: «Ныне отпущаеши…», если в сердце нашем теснится множество желаний, кроме единственно важного — принять Господа в сердце?
Ольга Воскресенская