Монашеская жизнь – как описать это понятие в нескольких словах для стороннего человека? Верующие люди много раз обращаются за примером праведной жизни к житиям преподобных, находя в них ответы на насущные вопросы. Ко многим в начале духовного пути наверно даже приходила мысль о монашестве. Уж очень заманчива та чистота, которой обладали подвижники прежних времен.
По сути, монах – это человек, стремящийся воплотить в своей жизни евангельские идеалы. Чтобы подтвердить свое решение перед Богом и людьми, такой человек дает особые обеты, т.е. обещания, в которых выражает готовность принять на себя образ земной жизни Самого Спасителя. И для мужчин, и для женщин это одни и те же обещания: послушание, нестяжание и целомудрие. Понятие послушания выражает в первую очередь доверие Богу, Его Промыслу о нас. Мы должны с радостью принимать все жизненные обстоятельства, которые без сомнения служат благом для нас. Часто именно от нашего стремления сделать все по-своему и происходят многие наши беды. Нестяжание – прямая противоположность сребролюбию и стремлению к власти. Это не просто мучительный отказ от многого ненужного и вещественного, но, в первую очередь, отсутствие пристрастия, одухотворение. Целомудрие зачастую понимается нами как просто безбрачие. Конечно, монах не может проводить жизнь в браке, но здесь кроется более глубокий смысл. По большому счету целомудрие имеет место и в браке, т.к. в этом понятии заключено воздержание от сладострастного удовлетворения похотей плоти, которое необходимо и в семейной жизни. Целомудрие как «целостная мудрость», это жизнь по заповедям Евангелия.
До недавнего времени на территории нынешней Балашовской епархии не было ни одного монастыря. Т.е. не было в наши дни, когда и храмы есть не в каждом населенном пункте. Для паломничества в монашеские обители приходилось предпринимать длинный путь. Православному человеку очень важно соприкоснуться с духом монашеской жизни, со всеми её радостями и трудностями. До дней богоборчества, начавшихся в нашей стране после революции 1917 года, в г. Балашове находился такой очаг иноческой молитвы, к которому прибегали души многих за духовным руководством и утешением. Покровская женская община официально получила статус общежительного девичьего монастыря в 1884 году стараниями епископа Саратовского и Царицынского Павла (Вильчинского), окончившего свой жизненный путь в женской обители. Прекрасный монастырский собор был разрушен, как и многие монастырские постройки. Все храмы Балашова разделили участь монастыря. Однако, в памяти народа Покровский монастырь сохранился. В 30-е годы ХХ в. более 40 сестёр Балашовского Покровского женского монастыря были репрессированы: отправлены в ссылку, получили различные сроки тюремного заключения, более 20-ти расстреляны. Кто-то избежал этой участи – некоторые монахини продолжали жить в самом городе. По свидетельству старожилов, после открытия храма в 1945 году они исполняли в нем различные послушания. Сегодня открыты несколько могил этих монахинь, за которыми бережно ухаживали верующие люди.
История человеческого рода – это повторение и исправление ошибок. Наши недалекие предки совершили одну из таких страшных ошибок, пытались разорить Церковь Христову, Которую, как мы знаем, не способны разрушить и врата ада (ср. Мф. 16:13). Наше поколение несет важную миссию – исправление ошибок прошлого.
Важной вехой в истории уже Балашовской епархии стало воссоздание того самого Покровского монастыря в Балашове. Вначале, это была женская монашеская община, которая проживала при Преображенском храме. Сам этот храм расположился на территории и в здании того первого Покровского монастыря, которому не суждено было сохраниться до наших дней.
Чем же занят день насельниц монастыря? Как проводят свою жизнь те, кто отказался от многих мирских устремлений? Монашеская молитва, а именно молитва является основным монастырским делом – не прекращается никогда. И днем и ночью теплится огонек покаянных прошений, просьб о благополучии всего нашего Отечества и отдельных людей. Но, как и многое в монастыре, и молитва имеет свой отдельный устав. Сестры готовятся встать на утреннюю молитву, которая начинается в шесть часов утра. Кроме привычных многим самих утренних молитв, которые все мы совершаем по молитвослову, в монастыре добавляют особое последование, называемое полунощница. В этой части суточного круга богослужений душа верующего призывается к постоянному духовному бдению, т.к. мы не знаем дня и часа, в которые придет Господь для рассуждения всех. За полунощницей следует акафист тому святому, который приходится на этот день.
Если молитва это главное монастырское дело, то главной молитвой является Божественная литургия. После молитвенного правила сестры направляются в храм, на богослужение. Здесь, кроме участия в общей молитве, они исполняют некоторые послушания. Помощь на богослужении в алтаре, по особому благословению, чтение на клиросе, содержание храма в порядке — все это и многое другое исполняют насельницы монастыря.
Монастырский устав предполагает две трапезы в день. По снисхождению к немощам и болезням бывает и вечерний чай. Надо сказать, что монастырская трапеза отличается отсутствием мясных продуктов. Неоднократно приходилось слышать слова удивления относительно сочетания простоты монастырской пищи и ее вкуса. В этом нет ничего удивительного – все, что мы делаем для ближнего с любовью приносит свой плод.
Так только начинается день. Впереди еще много трудов – монахини должны стремиться к бытовой независимости. Одну печаль испытывают сестры – многие поздно вкусили сладости иноческой жизни. Как радостно им видеть молодые лица, приходящие за духовным утешением!
В начале и в конце всего мы совершаем молитву. Тем более в конце дня монахини вновь просят Господа о прощении тех ошибок, которые были допущены в течение дня. Молятся о благополучии дня следующего. Но есть в Покровском монастыре и особая молитва – чтение Псалтири. Днем и ночью молятся сестры монастыря о здравии и благополучии ныне живущих и о упокоении отошедших от этой временной жизни. Просьбы о молитве поступают из разных концов страны – монашеская молитва не пустой звук, а иногда последняя надежда людей. И Господь видит эту веру в сердцах людей и обращает даже тяжелые испытания во благо.
Разные дороги приводят в монашескую обитель. Чей- то путь был короток, чей- то продолжителен. Господь стучится в наше сердце именно в тот момент, когда оно максимально раскрыто и способно принять в себя любовь Спасителя. Вот что говорят сами сестры о том, как оказались в стенах обители.
Послушница Людмила: Сейчас, уже живя в монастыре, я задумалась, а действительно, как я пришла в монастырь, или что меня привело в монастырь? Начну с того, что я родилась в семье, считающей себя верующей, но никогда не молившейся, ни ходящей в церковь. Но я росла и очень часто попадала в общество верующих — мамина тетя, бабушка были людьми не грамотными, но воцерковлеными. От них я узнала молитву «Отче наш», с нею иногда ходила в церковь. Особенно любила праздники Пасху и Преображение Господне, за то, что было освящение продуктов и фруктов.
Очень часто с подругами разговаривали о Боге, о том, что действительно Бог есть и никто из нас этого не отрицал. Когда я впервые прочитала о жизни монахов, мне очень понравилась их аскетичная жизнь, усердный труд, усердная молитва, борьба с помыслами, явление им Божией Матери, Самого Господа, дарование им молитвы, исцеление по их молитвам, и мне очень захотелось стать монахиней.Но семья, дети, муж — о каком монашестве могла идти речь?
В 1991 году мы приехали жить в село Большой Карай Романовского района, и я стала почаще ходить в храм. Окончательно в церковь меня привел иерей Сергий Лобанов, он у нас был настоятелем. Я стала исполнять послушание чтеца в храме. И вот однажды, в церковную лавку привезли четки с деревянными бусинками и монашеские вязанные шерстяные на пятьдесят узелков, и батюшка благословил меня взять именно эти четки, а когда я их взяла он сказал: «А Людмила будет монахиней». Когда спустя много лет я пришла на службу в женский монастырь в Балашове и увидела монахинь, у меня внутри все загорелось, мне захотелось быть рядом с ними, среди них. На службу приходила всегда рано еще к закрытым воротам. Войдя в церковь и видя их на утреннем правиле, часто хотелось зайти к ним и помолиться вместе с ними, но понимала, что этого делать нельзя. И вот настало время, моё время, когда я осталась одна, свободна, и, кажется, вот — монастырь, протяни руку, сделай шаг — и ты очутишься в монастыре, о котором так долго мечтала. Но, вначале, бытовая жизнь только укладывалась и оказалось невозможным именно в то время стать послушницей.
Придя домой, я стала перед иконами, помолилась и попросила Господа — «Господи,управь Сам, быть мне в монастыре или не быть». И больше никуда не пошла, уповая на Господа. Прошло много времени, и вот — Великий пост 2016 года, в конце службы подхожу ко Кресту и услышала вопрос: «Вы не передумали?» Ни о чем не думая, я сразу ответила: «Не передумала». И вот,на праздник Входа Господня в Иерусалим, слава Богу за все, я — в монастыре. Господи, научи меня терпению, кротости, смирению и прошу Тебя, дай мнетакую любовь, какою Ты любишь всех нас. Чтобы я любила всех, никогда не осуждала, ни к кому не имела ненависти и всем от всего сердца все прощала.Я очень люблю свою новую семью, и у меня такое ощущение, что я здесь родилась, и что здесь прожила всю свою жизнь.
Монахиня Александра, старейшая насельница монастыря:
В 1965 году я переехала в г. Ртищево, работала экономистом, потом меня назначали главным бухгалтером комбината. Уже в то время я стала прихожанкой Ртищевского храма. Меня стали просить через письменные извещения явиться в Горисполком. Я пошла, и мне сказали, что я нужна в церкви казначеем, и в 1982 г.меня назначили в Александро-Невскую церковь г. Ртищево на эту должность. Так что мне это очень понравилось, что я уже могу не прятаться от всех, иду в церковь — работаю и молюсь. Молиться ходила и раньше, ездила и в другие города, а в 1974 г., с Рождества Христова, я ходила каждый день, если утром у меня не получалось, то вечером обязательно нахожусь в церкви.
В 1975-1976 гг. меня и многих других церковному пению и чтению обучал настоятель храма -протоиерей Анатолий Ольховой.
Кроме своей работы казначея я исполняла другие послушания: сначала я отмывала окна храма на большой высоте и немного мыла полы, больше всего я стояла на клиросе пела в правом хоре и в левом читала, занималась лепкой, реставрировала иконы, шила, стирала церковные облачения, много церковных работ выполняла, потому что была моложе всех.
Ризницей заведовали, в то время ризницу закрывали и ключ был у алтарника Виктора и у меня, боялись, потому что церковь близко от вокзала. Ключ до сих пор лежит у меня в серванте, он теперь никому не нужен. Потом меня стали приглашать в монастыри, я их много посетила, всех не сосчитать. Сначала меня пригласили поехать в Рижскую Спасо-Преображенскуюпустынь, прозорливый старец архимандрит Амвросий сказал раза три съездишь, япервый раз ездила и подумала, что это очень далеко от мамы, да и в бору, хотя там и большая стена, а за стеной бор великий, там думала меня волки съедят. Потом за мной батюшка приезжал с Украины, и он у нас служил долго, отец Андрей Ткачюк, звал в монастырь Жировицы, я не поехала, говорю, что далеко от мамы, потом мать Евстолия из монастыря Псково-Печерского приглашала жить у неё, выделила комнату, я не поехала — это очень далеко. Потом приглашал меня в монастырь протодьякон Владимир Красненков в г.Пензу, почему-то желания у меня не было.Потом меня приглашала схимонахиня Пахомия, но сказала — сиди дома и молись. У меня был отец духовный,схиигумен Савва, он меня не приглашал, кроме своей обители.
В своем храме мне готовили послушание алтарницы. Я поехала к матери духовной схимонахини Пахомии, она сказала мне: «Пусть постригут, тогда иди в алтарь». Тогда я стала готовиться, дали мне задание, что выполнять, потом заказалипостригальное облачение.
В 2012 г.,когда образовалась Митрополия, и откуда, я сейчас не помню, услышала, что у нас будет Владыка Тарасий, что он сейчас уехал в Москву к Святейшему, вот как я начала за него молиться, сама не знаю почему, что со мной. Когда он приехал к нам на приход отслужил Божественную литургию и когда благословлял народ, шедший по дорожке, я громко сказала: «Преосвященнейший Владыко, постригите меня!» А 25 января я поехала в Балашов в Покровский женский монастырь, который только начал свое возрождение.