10 декабря 2023 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Знамения иконы Божией Матери за Петровскими Воротами при Главном управлении МВД России по г. Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.
Ваше Высокопреосвященство и Ваше Преосвященство! Уважаемый Владимир Александрович! Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня особый день. Мы имеем возможность совершить Божественную литургию в этом древнем храме, а икона «Знамение» Пресвятой Богородицы связана с особыми событиями в истории средневековой Руси. К сожалению — а речь идет о XII веке — то было время раздробленности страны. Каждое удельное княжество считало себя суверенным государством, отстаивало всеми правдами и неправдами свои интересы, вступало в междоусобную брань с другими княжествами, и тем самым Русское государство настолько ослаблялось, что становилось легкой добычей для тех, кто пытался овладеть им из-за рубежа.
Семь русских князей во главе с Суздальским князем Андреем Боголюбским решили овладеть Новгородской землей и подступили к стенам города. И архипастырь, и духовенство, и весь верующий народ обратили свой взор к Пречистой Преблагословенной Царице Небесной и горячо молились, потому что с военной точки зрения не было никаких шансов удержать город, спасти его от разграбления, а Новгород был город богатый, с большим объемом торговли с зарубежными соседями, и, конечно, являл собой очень желанную цель. Наверное, так бы и произошло, но и князь, и святитель Иоанн, и все духовенство, понимая, что нет сил обороняться и спастись, все свое упование возложили на Господа и Его Пречистую Матерь и горячо молились перед образом «Знамение». И удивительно — враг ушел от стен Новгорода!
Такие будто бы совершенно необъяснимые события вошли в историю, потому что для тех людей причины спасения города были вполне понятны. Все знали, что это произошло не от силы человеческой, не от силы рати, не от мудрости князя, но милость Божия спасла город и народ. Потому и икона называется «Знамение». А что такое знамение? Это знак, но также и знамя победы, знак победы. Это знак великого Божественного вхождения в человеческую жизнь, в человеческую историю, когда Господь отвечает на искренние молитвы людей подлинно верующих, кто ни минуты не сомневается в том, что они к Богу обращаются, а не совершают некий обряд. И этот исторический факт является наглядным свидетельством того, что побеждаются естества уставы, то есть побеждается естественное течение жизни. Обычно побеждает сильнейший, тот, у кого сила, а здесь закон естества повержен. Чем повержен? Вторжением Бога в человеческую жизнь.
Но ведь подобные примеры можно приводить до бесконечности. А наша победа в Великой Отечественной войне? Я не говорю о времени, когда мы уже стали сильными и почувствовали, что можем побеждать врага. А когда враг стоял у Ленинграда, когда враг стоял в прямой видимости от Москвы? Если соотнести военный потенциал наступавшего противника с оборонительным потенциалом наших войск, то станет ясно, что мы во многом уступали. Я живу недалеко от места, где до сих пор сохраняются окопы и остатки оборонительных укреплений; это совсем недалеко от Москвы, в Переделкино. Люблю гулять по этому лесу, смотреть на окопы и размышлять: Господи, что же отделяло Москву от этой мощи, от чудовищной военной машины, победившей всю Европу? Но ведь выстояли, и отошел враг от стен Москвы! Полководцы, очевидно, связывали победу со своими талантами, способностями; так же и войскам объявлялось: «ваше мужество», «ваша сила». Действительно, под лежачий камень вода не течет, и если бы не подвиг и мужество, то и победы бы не было. Но сама-то победа была чудом Божиим!
Вот и нам иногда кажется, что какие-то большие важные дела происходят, потому что мы такие сильные и все можем. Отчасти, может, так и есть. Но когда мы наши дела соединяем с горячей молитвой, с искренней верой, тогда и обретаем мы победы и на поле брани, и в устроении нашей внутренней жизни. И хотя многие ополчишася на нас, как мы молимся в особой молитве, обращая к Господу прошение о спасении России от нашествия иноплеменных, — верим, что не победит враг, покуда мы будем соединять нашу человеческую силу — военную, политическую — с силой Божией. А соединение этих сил — в нашей вере и нашей молитве.
Знаю, что абсолютное большинство военнослужащих, особенно тех, кто находится в зоне боевых действий, — люди верующие. Когда-то я спрашивал одного из ветеранов: вы же все были партийные — как же вы в Бога верили, почему зашивали в гимнастерки текст псалма «Живый в помощи», который вам мать дала? А он отвечал: в окопах, перед лицом врага не бывает неверующих. Никто не скажет: «я атеист», перед тем как идти навстречу смерти, потому что там обнаруживается всё, вся конечная правда.
Несмотря на существующие скорби, мы живем в благополучное время. Но это благополучие не должно нас отдалять от Бога — наоборот, мы должны благодарить Господа за каждый прожитый день, за то, что мы живем в реально свободной стране. Таких стран я насчитал всего пять, может, чуть больше, ведь все остальные не являются реально свободными. Но мы живем в реально свободной стране и должны благодарить Господа за все это. Молиться за Отечество наше, за нашего Верховного главнокомандующего Владимира Владимировича Путина, православного человека, ясно сознающего огромную ответственность, которая возложена на него свыше. Мы должны молиться и за воинов наших, и за тех, кто оберегает страну не только от врагов внешних, но и от всякого беспорядка, правонарушений и всего того, что может привести к междоусобице, если не будет остановлено силой, которую сегодня представляют наши братья, здесь присутствующие.
Поэтому сегодня мое особое слово к вам. Да хранит вас Господь на этом верном и правильном пути защиты Отечества на самом важном рубеже — на рубеже внутреннем, где, как мы знаем из истории, чаще всего и происходят беды, за которыми следуют события, сотрясавшие всю нашу национальную жизнь. Да помогает вам Господь!
Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси