Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Пятидесятница

00341182_copy

00341182_copyПятидесятница была у еврейского народа одним из трех великих годовых праздников (Втор. 16, 16). Ко дню Пятидесятницы у иудеев оканчивалась жатва, которая начиналась с праздника Пасхи, вследствие чего пятидесятый день после первого дня Пасхи был собственно праздником окончания жатвы, в который по закону и должно было приносить Богу благодарственную жертву от плодов земных. В последующие времена с этим праздником стало соединятся и воспоминание о даровании Синайского закона, полученного иудеями через пятьдесят дней по выходе их из Египта.

Новозаветная Пятидесятница исполнила прообраз ветхозаветного праздника – если иудеи собирали плоды земные, то теперь уже мы, Новый Израиль, собираем плоды Духа Святого, которые обильно изливаются на всех верующих во Христа. Священное Писание довольно подробно описывает событие Сошествия Святого духа на апостолов в книге Деяний (Деян. 2, 1-15). Так как первая христианская община соблюдала иудейские праздники, то и в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе для празднования одного из главнейших религиозных праздников иудеев. Как повествует евангелист Лука, внезапно все услышали шум, который наполнил весь дом, после чего на присутствующих опустились как бы огненные языки, что было видимым проявлением исполнения обещания данного Спасителем при Его Вознесении и даже раньше. Апостолы и другие последователи Господа Иисуса были исполнены благодатью Духа Святого, явившейся таким образом. Тут же описывается и действие этой благодати – апостолы стали говорить на разных языках, что послужило началом проповеди для всех народов, а не только для «погибших овец дома Израилева». Пятнадцать национальностей могли понимать говоривших апостолов, и только местное население смеялось над ними, считая пьяными. Вообще, дар говорения на иных языках был распространен в Древней Церкви, особенно в Коринфской. Есть различные мнения по поводу происхождения «иных языков»: одни говорят, что это просто иностранные языки, другие, что это некий смешанный язык, ставший образом христианства, объединившего разные народы. Встречается также мнение, что это некий ангельский язык. Так или иначе, это был дар Духа Святого, чье сошествие на апостолов празднуется Новозаветной Церковью в день Пятидесятницы. Следует сказать, что в нашем богослужении сохраняется память о глоссолалии. Так, например, в употреблении остаются некоторые непереведенные возгласы или выражения, среди которых «Премудрость, прости», «Аллилуйя», «Аминь», «Кирие, елейсон» и т.д.
Богослужение праздника имеет древнее происхождение, так как в описании Этерии оно имеет довольно сформированный чин. Профессор Н. Красносельцев, опираясь на это свидетельство паломницы IV века, говорит среди прочего и о преподании епископом благословения оглашенным, что может быть указанием на древнею практику совершения крещения и в Пятидесятницу. В схождении Святого Духа на апостолов можно увидеть и их крещение Святым Духом, а говоря языком современной нам практики – миропомазание. В этом таинстве каждый из нас получает дары Святого Духа, и именно о таких дарах говорят нам праздничные песнопения – стихиры на «Господи воззвах». В одной из них мы слышим следующие слова: «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа». Как видим, именно Дух Святый устрояет последующую жизнь Церкви – Он дает возможность священства, постижения Истины даже неучеными рыбаками и проповедания Ее по всему миру. Далее мы, взирая на события праздника, поем: «Видехом Свет Истинный, прияхом Духа Небесного, обретохом веру истинную», то есть сегодня и мы, как некогда ближайшие ученики Господа, сподобились принятия этого Божественного Света, получили уверение в обетовании Спасителя и утверждение истинности нашей веры. Особое место здесь занимает последняя стихира – «Приидите людие». Принадлежит она благочестивому византийскому императору Льву Мудрому († 911), хотя основа ее «взята из слова святителя Григория Богослова». В этом песнопении прославляется вся Святая Троица, раскрывается образ действия Ее Ипостасей в мире, подчеркивается различие Лиц в единстве Божественной Природы.
Первая паремия из книги Чисел повествует о повелении Бога Моисею избрать себе семьдесят помощников из числа мужчин. Моисей избирал от каждого колена по шесть представителей и общее число их составило семьдесят и два человека. Но и эти двое испытали то же вдохновение что и остальные семьдесят. Подобно еврейским старейшинам и мы сегодня, да и не только сегодня, исполняемся благодати Божией.
Эту же мысль продолжает и второе ветхозаветное чтение из пророка Иоиля (Иол. 2, 23-32). Святой Дух изливается «на всякую плоть» независимо от принадлежности человека к какому то народу, возрасту, полу и т.д.
На стиховных стихирах мы вновь слышим знакомое и ни разу за пятьдесят дней не употреблявшееся песнопение – стихиру «Царю Небесный». Святая Церковь предписывает нам оставить на время ожидания Духа Святого это песнопение для того, чтобы в самый день празднества, посвященного по преимуществу третьей Ипостаси Пресвятой Троицы, во всей полноте выразить ликование христианской души, которая молит Божественного Утешителя: «приди и вселися в ны».
Тропарь праздника говорит о плодах события, о апостольской проповеди, которая не мыслится без помощи Божией, без благодатного осияния Духа Божия.
Праздничные каноны принадлежат двум авторам – преподобному Косьме Маюмскому и преподобному Иоанну Дамаскину. Второй канон весьма богат изображениями плодов нисшествия Святого Духа. В самом его начале Господь успокаивает Своих учеников: «О друзи! Аз … на Отчем вышнем престоле соседя, излию Духа». Здесь преподобный автор вспоминает обещание десятидневной давности, исполнение которого явно происходит сегодня.
Тропарь четвертой песни выражает то удивление, которое не может оставить никого из осиянных Духом Святым, и удивление это заключается в самом факте сошествия Святого Духа: «паче естества бо совершает яко Благодетель, и огнесветит Христос во спасение, всю дая благодать Духа». Иными словами, происходит то, что превышает возможности нашего понимания – Христос посылает в мир Духа, превечно исходящего от Отца, дабы Он сообщил нам всю полноту Своей благодати и, как следствие, дал возможность познания Истины.
Кондак праздника принадлежит преподобному Роману Сладкопевцу и говорит о разделении языков, народов и слиянии их во Христе через Духа Святого.
Седьмая песнь проводит нас далее в глубину содержания празднуемого события. «Троичную убо раздели зря благодать, яко да явит три Ипостаси, почитати в простоте власти, но во едином ныне дни Господском, Сын, Отец и Дух благословен». Тропарь говорит нам о действии Пресвятой Троицы в мире относительно истории человечества. Ветхозаветное человечество не знало Бога – Троицы и лишь прикровенно Священное Писание говорило о множественности Лиц. За время Своей земной жизни Господь Иисус Христос неоднократно говорит о Отце и Духе, чем уже указывает непосредственно на три Лица. И вот по Вознесении начинается действие Духа. И сегодняшний день особенный, так как мы «во едином ныне дни» совершаем прославление Отца и Сына и Духа Святого, отчего сам праздник получил еще название дня Святой Троицы.
Стихиры на «хвалитех» начинаются пересказом священного события, описанного, как сказано выше, в книге Деяний апостольских. Далее следует прославление Духа Божия и уверение в Его Божественности: «Дух Святый бе убо присно, и есть, и будет: ниже начинаемь, ниже престаяй, но присно Отцу и Сыну счинен и счисляемь». Дух вечен, Он не имеет ни начала, ни конца и Он равен Отцу и Сыну. Затем мы слышим что именно через Духа мы можем познать Отца и прославить по достоинству Сына потому что Дух есть «Света Податель, Самоблагий, и Источник Благостыни». Третья стихира посвящена объяснению тех самых даров Духа Святого, которые, хотя подаются всем в равной степени, действуют, тем не менее, по-разному. Уже неоднократно слышанная стихира «Царю Небесный» заключает данную группу песнопений.
С явления Святого Духа людям было открыто, сколько возможно, таинство Святой Троицы. Поэтому Святая Церковь учит нас в песнопениях и молитвословиях прославлять и чествовать все три Лица Святой Троицы участвовавших в Сошествии Святого Духа – Бога Отца пославшего, Бога Сына умолившего и Бога Духа Святого сошедшего.
Устав предписывает чтение особых молитв на великой вечерне в день праздника. Составителем их считается святитель Василий Великий, который и ввел их в употребление. Чтение молитв на вечерне оправдано тем, что именно вечером оканчивается воскресный день, т.е. именно вечером проходит пятьдесят дней от Пасхи. Перед чтением молитв, на великой ектенье положены особые прошения о ниспослании на всех присутствующих благодати Святого Духа. Сами молитвы, числом семь, читаются в три приема. Начало их является исповеданием в грехах, мольбой о их прощении. Далее мы просим, как апостолам в день Пятидесятницы, ниспослать и нам Духа премудрости, Духа страха Божия. Нужно сказать, что одна из молитв, а именно «Боже Великий и Вышний» находится в служебнике и является одной из светильничных молитв. Третья часть является по преимуществу молитвой о упокоении усопших. Чтение данных молитв показывает, что ныне благодатью Святого Духа освящается все творение и в первую очередь — человек. Неслучайно так же и то, что вечерня совершается сразу после Божественной Литургии, что имеет древнюю традицию, так как человек не должен оставаться без слышания этих молитв, а вечернее богослужение может быть пропущено по ряду причин. В конце вечерни произносится особый отпуст, который употребляется раз в год.
С древних времен принято было украшать в день Пятидесятницы храмы и жилища цветами, зелеными ветвями. Этот обычай наблюдался еще в Ветхозаветной Церкви, очевидно так же была убрана и Сионская горница. Украшение храмов и домов напоминает о явлении Святой Торицы Аврааму в дубраве Мамврийской, а зеленые ветви и цветы являются символом благодати Святого Духа, подающего всем истинную жизнь. На следующий день после праздника Пятидесятницы совершается отдельно богослужение «чести ради Всесвятого Духа», прославляющее Его как «Единого от Троицы».
Плодом пришествия Благодати Святого Духа является спасение человека, и многие люди, восприняв эту благодать, получили ее плоды — спасение. Таких людей Церковь именует святыми и через неделю после Пятидесятницы совершает празднование в честь Всех святых. Память святых, явленных, неявленных, прежде бывших, настоящих и будущих, совершается в один день для того, что бы показать что все они составляют Единую Церковь, имеют Единого Главу — Единого Иисуса Христа, одушевляются Одним Духом и пребывают в Едином Горнем мире. Неким дополнением к этому празднованию служит отдельное празднование в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, наших святых сродников, восстановленное в Русской Церкви на Поместном соборе 1917 1918 гг. и совершаемое через неделю после недели Всех святых.
Следует сказать о посте, который следует за праздничными днями, а именно о Петровом или Апостольском посте. Пост этот, несомненно, имеет древнее происхождение, так как уже Апостольские постановления упоминают о практике пощения после Пятидесятницы: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, чтобы вы и веселились о даре Божием, и постились после послабления». Упомянутое послабление, несомненно, есть, в первую очередь, сплошная седмица после самой Пятидесятницы, однако нельзя забывать, что в Древней Церкви весь период от Пасхи до Пятидесятницы исключал пост в среду и пятницу, что сохранилось сегодня в Древних Восточных Церквях. Смысл традиции пощения после Пятидесятницы, а следовательно и после Вознесения Господня, несомненно заключается в словах Спасителя: «могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9, 15). Пока был с нами Воскресший Господь, мы ослабляли свой пост, но теперь, когда Он вознесся, пришло время нашего покаяния, чем и является любой пост. Однако радость о пришествии в мир Духа Святого дает нам еще семь дней духовного веселья по числу семи даров Святого Духа. Окончание этого поста приходится на память святых первоверховных апостолов Петра и Павла, отчего он и получил свое название. Сами апостолы, удостоившись схождения Духа Божия, постились перед совершением проповеди и поставлением пресвитеров (Деян. 14, 23). Подобно им и мы, желая сохранить полученную благодать, совершаем подвиг поста, чтобы нам не впасть в беспечность по случаю такого длительного облегчения относительно пищи. Продолжительность Апостольского поста изменчива из-за движения пасхально цикла. Самая большая продолжительность составляет шесть недель, а самая короткая восемь дней.
Необходимо упомянуть еще об одном великом (не двунадесятом) празднике — Рождестве Иоанна Предтечи. Этот праздник хотя и относится по дате к последнему периоду церковного года (седьмое июля н.с.), но все же он тесно связан с праздником Благовещения, а следовательно и Рождеством Христовым и отнести его следует (как в сущности и Благовещение) к Рождественскому циклу праздников. Действительно, установление праздника рождества Христова 25 декабря (ст. с.) вызвало появление (за девять месяцев) праздника Благовещения, а поскольку Евангелие говорит, что зачатие Предтечи произошло за шесть месяцев до зачатия Господа Иисуса Христа, то и Рождество Предтечи должно было произойти за шесть месяцев до Рождества Христова — то есть 24 июня (ст. с.).
Итак, праздником Пятидесятницы начинаем мы третий цикл годового богослужения, когда Церковь переживает свое новое состояние, имея Своим Главой Христа и управляемая Им, поддерживается силой Духа Святого, действие Которого созидает благодатное расположение христианской души, благой помысл которой направлен на соединение воли Божественной и человеческой.

 

священноинок Серафим (Козин)