Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Рождество Христово

 

В Недели святых праотцев и святых отцев — последние недели перед Рождеством Христовым — мы чтим память всех вообще ветхозаветных праведников. Праотцы – это великие люди, несшие на себе родословие Господа Иисуса Христа по плоти, начиная от Адама и заканчивая Иосифом Обручником. В этот день Святая Церковь призывает нас к осознанному ожиданию пришествия Спасителя, так как все праведники Ветхого Завета жили лишь только надеждой на грядущего Искупителя, а нам уже через две недели предстоит встречать Его. Весь период от Рождества Пресвятой Богородицы до Рождества Христова, мы празднуем памяти праведников и пророков. Теперь же их память обобщена, что указывает на непосредственное приближение праздника, посвященного священному событию, о котором говорили угодники Божии.
Однако богослужение недели святых праотец имеет песнопения и чтения, отдельно посвященные пророку Даниилу и трем отрокам – Анании, Азарии и Мисаилу. Такое выделение из общего числа ветхозаветных праведников обусловлено преобразовательным подвигом трех отроков, как изобразивших в пещи Рождество Христово, не опалившее утробу Девичу. По этой же причине, в следующую неделю святых отцов пророку Даниилу посвящен тропарь – важнейшее и древнейшее церковное песнопение. Разница в названиях двух этих недель обусловлена лишь практической причиной – собственно для их различия.
Празднованием Рождества Христова Церковь открывает нам следующий, Пасхальный цикл годового богослужения. Этот цикл включает в себя праздники, посвященные воспоминанию земной жизни Христа Спасителя. Вершиной этих воспоминаний и созерцаний является крестная жертва принесенная Сыном Божиим и последующее трехдневное Воскресение Его. Но началось восхождение Господа на Голгофу с самого Его рождения, поэтому открывается Пасхальный цикл праздником Рождества Христова.
Празднование самого Рождества Христова в первые века было неотделимо от дня Богоявления, что не лишено смысла, так как в день Рождества в мир явилась Вторая Ипостась Святой Троицы, Бог Сын. А в день Богоявления мы вспоминаем Феофанию на реке Иордан при Крещении Господнем. Так как в Риме год начинался с января, то и Рождество, как некое начало христианства праздновалось в этот месяц. Праздник был установлен в противовес языческому празднованию в честь солнца. Время установления отдельного празднования Рождества в Риме, по свидетельству исследователей, было при папе Юлии (337 – 352) и только после этого Восток перенял традицию раздельного празднования Рождества и Богоявления.
Но не только желание упразднить языческое веселье послужило поводом установления дня празднования Рождества Христова именно 7 января. Отцы Церкви проводя параллель между первым Адамом и Вторым – Христом, указывают нам на дело спасения совершенное Сыном Божиим, пришедшим исцелить первого Адама – все человечество. Т.к. Адам был сотворен в шестой день, то пришествие Второго Адама Церковь празднует в седьмой день от начала нового года, как Человека понесшего на Себе весь замысел Бога о первом Адаме.
Уже великие святители Христовой Церкви Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст произносили проповеди, раскрывающие всю глубину тайны Боговоплощения. Так, например, об этом говорит святитель Григорий Богослов: «Бог восприял мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить – Он вступает с нами во второе общение, которое гораздо чудеснее первого». Из этой мысли святителя Григория мы можем понять, что он говорит о Ветхом и Новом Завете, которые встречаются сегодня. И в самом богослужении нельзя не увидеть заключение Нового Завета Бога с человеком, возможность наследования рая: «Херувим отступает от древа жизни и аз (я) райския пищи причащаюся». Прошло время ожидания, и теперь мы являемся живыми участниками священного события; слушая песнопения и чтения праздника, мы вместе с пастухами поклоняемся Христу, вместе с волхвами приносим Ему свои дары – молитву и уже прошедший пост, Малую Четыредесятницу; вместе с Пречистой Девой радуемся о спасении мира.
Богослужение имеет особенности, несвойственные другим двунадесятым праздникам, за исключением Богоявления Господня. Накануне праздника утром, совершается навечерие, которое состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни в соединении с Литургией. Эти часы состоят из трех псалмов, один из которых является постоянной составляющей того или иного часа, ветхо-новозаветных чтений, а также стихир и тропарей, посвященных приготовлению молящихся к празднику Рождества Христова: «Вифлиеме, уготовися , благоукраситеся ясли, вертепе приими, Истина прииде». Богослужение Великих часов, кроме непосредственного приготовления верующей души к принятию Богомладенца, говорит еще и о различных отношениях человека ко Христу. Как тогда так и сейчас не все принимают Христа своим Спасителем. Происходит это по разным причинам, но особые тропари, поемые на этих часах, дают один яркий пример – сомнение. Праведный Иосиф Обручник, о котором поется в тропарях, был не готов принять такое чудо, более того, он укоряет Марию за то что Она в тайне от него зачала, что за радость Она принесла ему скорбь, за честь – срамоту. Конечно, он боится и наказания от священников, которые вручили ему сохранение девства Богоневестной. Однако уже в следующем тропаре мы видим Иосифа, уверившегося в том, что «Бога родит Мария несказанно». Это уверение стало следствием явления Иосифу ангела во сне. Следующие тропари уже посвящены лишь все большему уверению Иосифа в том, что зачатие действительно произошло от Духа и что Рожденный есть Сын Божий. Так Церковь дает нам пример для подражания – вместо того что бы пытаться умом понять великую тайну Боговоплощения, нужно сердцем принять Христа.
Для готовящихся к празднику, к встрече с Родившимся Богомладенцем, эти тропари имеют важное значение. Готовясь к этой встрече мы, приходя в храм, часто, подобно Иосифу, «бурю внутрь имеем помышлений сумнительных», а суета мира сего часто рождает в наших душах греховные смятения. Предлагая пример Иосифа, Церковь научает нас, обуреваемых сомнениями и грехами, доверится Богу, Который через Ангела — Хранителя разрешит наши сомнения, укрепит в деле служения Ему. Особенно же следует прибегать к Самой Матери Божией, и Она Сама утвердит нас и уверит в том, что и мы узрим Рождаемого и с радостью поклонимся и послужим Ему, подобно Иосифу Обручнику.
Уставное вечернее служение литургии в современной практике совершается утром в соединении с вечерней самого праздника. Служение вечерни с литургией, то есть отдельно от утрени, обусловлено желанием придать этой вечерне особую торжественность. Михаил Скабалланович говорит даже что теперь вечерня «некоторым образом превращается в литургию». Пост в этот день строгий – мы не вкушаем пищи до вечера, так как именно вечером должна служится Литургия. По старинному обычаю пост продолжается с утра до позднего вечера, до появления первой звезды. По совершении Литургии нам предлагается вкусить сочиво – вареные зерна (обычно пшеницы или риса) с добавлением меда. Сочиво употребляется обычно в память мучеников (ср. триодную память мученика Феодора Тирона) или просто умерших. Накануне Рождества вкушением сочива Церковь указует нам на то, что Господь пришел в этот мир как Человек, Которому надлежит пострадать и умереть за грехи мира.
Таким образом, все богослужение праздника, помимо прославления Господа и Его Пречистой Матери, говорит не только о исполнении всех ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии, Искупителя греха Адама и наших грехов, но и дает наставление всем нам о подобающей встречи Родившегося Господа. И мы воспеваем вместе с пророком: с нами Бог! Он приблизился к нам теперь не на время только, но навсегда, ибо Божество и человечество соединилось в родившемся Христе нераздельно на веки веков: с нами Бог! 
Старший иподиакон Балашовской Епархии Сергий Козин

div style=