Первый праздник церковного года, открывающий череду двунадесятых праздников — Рождество Пресвятой Богородицы. Этот праздник был выбран не случайно, но с особым, духовным смыслом.
Современному человеку представляется более логичным начинать богослужебный год с праздника Рождества Христова, который, к тому же, почти совпадает с наступлением гражданского новолетия. В ответ можно сказать, что Святая Церковь задолго до светлого дня Рождества Христова, приготовляет всех верующих к этому великому празднику. Именно поэтому годовой круг церковных праздников заключен в рамках жизни Божией Матери – начало Ее жизни уготовляет нас к пришествию во плоти Бога Слова, все продолжение жизни сопутствовала Она Своему Божественному Сыну, совершая свое великое и, вместе с тем, безмолвное служение Ему, и даже по Своем Успении Матерь Божия не оставила мир, но продолжает быть Ходатаицей за чтущих Ее.
Как и большинство богородичных праздников, Рождество Пресвятой Богородицы появляется в общецерковном употреблении позднее Господских и едва ли не последним из двунадесятых. Несомненно, что первые его празднования совершались на родине Пречистой Девы – в Палестине. Однако вскоре и на всем Востоке стал известен этот праздник. Протоиерей Григорий Дебольский дает указание на постройку святой равноапостольной царицей Еленой храма в честь этого священного события, ссылаясь на «Путешествия по Святой Земле 1835 года». К VI веку относятся некоторые песнопения этого праздника, например стихиры поемые на «Господи воззвах», принадлежащие, согласно Минее, двум лицам — патриарху Константинопольскому Сергию и Стефану Святоградцу, т.е. монаху святого града Иерусалима. Однако Михаил Скабаланович утверждает, что стихиры Сергия нельзя назвать «патриаршими», т.к. в греческой Минее они подписаны именем Сергия Святоградца, который жил в IX веке. Два канона праздника принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину (†780) и преподобному Андрею Критскому (†712), которым, кроме этого, принадлежат похвальные Слова, посвященные этому священному дню.
Так чему же посвящены все эти песнопения и что воспевали в них великие отцы Церкви? События праздника указывают нам на премудрое домостроительство Божие, приготовление священного Ковчега – Пречистой Девы.
Святые богоотцы, праведные Иоаким и Анна были потомками двух родов – царского и первосвященнического, сочетая в себе славу и честь их. Будучи праведными по житию, они, однако, не имели детей. Нельзя выразить словами то «поношение безчадства», которое претерпели Иоаким и Анна. Из Священного Предания нам известно, что праведный Иоаким отправился в Храм для совершения жертвы Богу. Ни преклонный возраст, ни дальний путь не стали препятствием для Иоакима. Но бездетность праведника не дала возможности почтить ему Бога. Первосвященник Иссахар, охотно принимавший жертвы других, не принял её от Иоакима. По ветхозаветному представлению отсутствие потомков в роду Иоакима, не давало ему возможности приятия благословения Божия и наследования части в Небесном Царстве.
Так же и праведная Анна, находясь дома, скорбела сердцем вместе со своим мужем, который не вернулся домой, но ушел в пустыню к своим стадам, о чем говорит нам икос праздника: «ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше».
Благодать является плодом исполнения закона и праведная чета, исполнивши закон, претерпевши скорби, перенесши поношения, по Божественному Промыслу получили благодатный дар – Марию Богоневестную. Святой праведный Николай Кавасила, богослов и литургист XIV, века по этому поводу пишет: «Ведь Одна Дева воистину была и результатом святой молитвы, в которой не было ничего противного Богу, и Она же Одна была даром Божиим». Согласно тому же Преданию, обоим богоотцам было явление ангела Божия, возвестившего праведным супругам скорое зачатие Дочери.
Митрополит Вениамин (Федченков) уделяет внимание возрасту святых родителей: «зачатие было уже в бесстрастной старости и – плодом молитвы; от престарелых Иоакима и Анны, непорочных праведников, зачалась Святейшая Дева». Эти слова имеют глубокий смысл, так как по мнению богословов «существует связь между душами родителей и детей». В соответствие с этим, бесстрастное зачатие Пречистой Девы доставило Её душе чистоту и непорочность с детских лет, и Она пронесла их через всю жизнь. Из этого, однако, не следует делать вывод о Её непорочном зачатии, в котором якобы вовсе не было греха. Это учение Римской Церкви, провозглашенное «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 года папой Пием IX motu proprio (по собственному побуждению). Основная идея этого учения заключается в отсутствии, а точнее очищении Господом Своей Матери от первородного греха. Но это, во-первых, как говорит Владимир Лосский, «обесценивает всю историю человечества до Христа, уничижает само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием, постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова». То есть Господь мог воплотится не только посредством Марии, да и сделать это мог как ранее, так и позднее. Во-вторых, теряется и сам смысл Боговоплощения и, главное, искупительного подвига Господа Иисуса Христа, Который, если следовать логике, мог и всех нас очистить от первородного греха, проклятия и смерти без Своего видимого вмешательства. Конечно этот «догмат» в Святой Православной Церкви принят не был, но был осужден Ею.
Кроме прочего, рождение Девы от неплодной, подобное рождению Исаака, Самуила, а позднее и Иоанна Предтечи, произошло, чтобы подчеркнуть Ее Богоизбранность. Рождение от престарелых родителей явилось как бы приготовлением мира к другому великому чуду – Боговоплощению.
Рождество Пресвятой Богородицы открывает путь к заключению Нового Завета человека с Богом. Как некогда иудейский Ковчег Завета содержал в себе Закон (скрижали), так теперь Пречистая Дева рождается для того, чтобы вместить в Своей утробе всю полноту Благодати – Самого Христа Спасителя.
Богослужение праздника наполнено радостью о явлении миру Пречистой Богоотроковицы: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», поем мы в праздничном тропаре. На малой вечерне в стихирах на стиховне мы слышим призывы к радости обращенные к Иоакиму и Анне и Адаму и Еве. Здесь и далее между ними проводится некая параллель. В древности Адам и Ева затворили врата рая и сегодня супружеская чета святых богоотец влагает в эти врата Ключ – Чистую Деву, посредством Которого Бог, воплотившись, отверзает их.
Некоторые песнопения и чтения, начинающиеся словам «днесь» показывают нам, что собравшись в этот день в храме, присутствуя на богослужении, мы не просто воспоминаем, но заново переживаем это священное событие. «Днесь неплодная врата отверзаются» — не год назад, когда мы также вспоминали это событие; не почти две тысячи лет назад, когда случилось рождение Божией Матери, а именно «днесь», сегодня мы стоим у дома праведных Иоакима и Анны, слышим крик Новорожденной и взирая на святую икону праздника, видим удивленные лица повивалок, которым не понадобились лекарственные средства вопреки столь поздним родам.
В стихирах великой вечерни, как на «Господи воззвах», так и на стиховне, воспевается весь спектр событий праздника, от чудесного зачатия до ангельского удивления. «Сегодня Бог, почивающий на умственных престолах, приготовил Себе святой престол на земле» — переводим мы первую стихиру на Господи воззвах. Тот Бог, Который некогда сотворил два мира – видимый и невидимый; Тот Бог, Который избавил Израиль от рабства, сегодня приготовляет великий и святой Престол – Младенца Марию. Первые из стихир надписаны именем Сергия Святоградца, впоследствии исповедника. Последние три стихиры из числа поемых на «Господи воззвах» и две стихиры, поемые на литии принадлежат Стефану Святоградцу, жившему в VIII веке и подвизавшемуся в Лавре святого Саввы.
Паремии, читаемые в этот праздник, являются общими для всех богородичных праздников. В первой мы слышим отрывок из книги Бытия (Быт.28;10-17), где идет повествование о чудесном сне патриарха Иакова, в котором он видел таинственную лестницу, по которой сходили и восходили ангелы. Несомненно, что такой лестницей явилась Пречистая Дева, посредством Которой к нам сошел «не Ходатай, не Ангел», но Сам Господь воплотившийся.
Вторая паремия взята из пророка Иезекииля (Иез.43;27-44;1:4), где описываются некие затворенные врата, через которые войдет лишь Господь Бог Израилев. Классическим толкованием этих слов является указание на Богородицу, Которая «прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева» пребывает. Господь Иисус Христос воплотившись от Своей Пречистой Матери и Духа Святого, не повредил девственной чистоты Марии, как говорит об этом Святая Церковь «из боку пройде Чисту». Иными словами, Господь прошел через затворенные Врата. Но вместе с тем, затворенные врата пророка Иезекииля изображают закрытые врата рая, которые были открыты Христом Спасителем.
В третьем паремийном чтении, взятым из книги Притчей Соломона (Прит.9;1-11), говорится о Божественной Премудрости, Которая создала Себе Дом. Этим Домом является Церковь, основанная на семи столпах – дарах Святого Духа или, по другому толкованию, таинствах. Хотя М. Скабаланович говорит что «прямо здесь не говорится о Пресвятой Богородице», но, однако, можно отнести слова о Божественном доме и к Пречистой Деве – вместилище Богомладенца.
Литийные стихиры полностью посвящены воспоминанию ветхозаветных пророчеств о Пречистой Деве и возвещению праведникам Ветхого Завета радости: «се бо Пронареченная от родов древних, Мати и Дева, и приятилище Божие, от неплодове родитися происходит… да радуется Давид бия в гусли».
В стиховных стихирах, которые принадлежат патриарху Герману, в чем, по слову архиепископа Филарета (Гумилевского), нас убеждает «подлинность по самому роду песни», и патриарху Сергию, содержатся обращения уже по преимуществу к людям Нового Завета: «всемирная радость от праведных возсия нам»; «радость провозвещающе всему миру».
Отдельно стоит сказать о праздничном тропаре, в котором содержится основная мысль праздника. В этот день мы радуемся о событии Рождества Марии, но вместе с тем и о Рождестве Её Сына, празднование которого еще предстоит. Клятва, которую навлек на себя и свое потомство Адам (Быт.3;14), заменяется благословением, а вечная смерть — возможностью жизни.
Многие песнопения праздника, в частности седальны по кафизмах на утрене, посвященные Пречистой Деве, оканчиваются словами, прославляющими Её как «Питательницу жизни нашея». «Неплоды рождает Богородицу», девственная утроба которой вмещает Творца всяческих, Который отдает Свои Плоть и Кровь за наши грехи, и этой Божественной Трапезой мы питаемся в продолжение нашей временной жизни, переходя в жизнь вечную. Здесь вновь мы проводим параллель между святыми Иоакимом и Анной и Адамом с Евой. Первые люди, живя в раю до грехопадения, наряду с прочими плодами питались плодами дерева Жизни, которое находились посреди рая (Быт.2;9). Существует мнение, согласно которому эти плоды «таинственным образом давали человеку жизнь». Господь Иисус Христос в Тайной вечери восстановил для нас вкушение плодов насажденного Богом древа Жизни. Начало же этой домостроительной милости Божией начинается сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, потому что уже приготовляется «Света Чертог».
Изучая канон праздника, необходимо сказать о том, что в нем прославление празднуемого события вполне самостоятельно и независимо от других групп песнопений. Два канона, как сказано выше, принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому.
Первая песнь первого канона призывает всех людей к прославлению Божией Матери, Которая именуется «Ходатаицей спасения», Мостом которым мы восходим от ада. Также песнь второго канона по большей части посвящена прославлению празднуемого события: «вси убо верно спразднуим в Рождестве Ея».
Третья песнь первого канона посвящена святым богоотцам, посредством которых совершилось это священное событие. Во втором каноне прославляется Сама Богоматерь: «Тя высшую всея твари Богородице, показуя Чистая, Сын Твой, еже от Анны величит рождество Твое».
Далее, в четвертой песне, преподобный песнотворец прославляет Христа как Подателя «избавления прегрешений» — через Рождество Своей Пречистой Матери. В каноне преподобного Андрея эта песнь посвящена ветхозаветным праведникам – Иакову, Аарону, Давиду, Иоакиму и в конце Анне: «срадуется тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная» — читаем мы в одном из тропарей.
Пятая песнь первого канона вспоминает пророчества, которые относятся к Божией Матери. Во втором каноне мы вновь слышим прославление Рождества Богоматери.
В следующей песни канона преподобного Иоанна, вспоминается скорбь неплодства святых родителей и вместе с тем «небесный Дар», который они получили от Бога. Также песнь второго канона, кроме воспевания праздника, упоминает еще и о следующем этапе жизни Пресвятой Девы – Введении во Храм, говоря об этом так: «Тебя, Святейшую из святых, целомудренные Твои родители, Пречистая, поместили в доме Господнем». Таким образом Церковь уже теперь приготовляет нас к этому священному событию.
Кондак с икосом говорят нам о чистой молитве и теплой вере Иоакима и Анны. Презрение всеми соотечественниками обратилось в радость не только для них, но и для всего человечества. Здесь можно провести тонкую параллель – как некогда Иоаким и Анна были поносимы в бездетности, но обрели благодать у Бога, так и христиане, будучи гонимы, обретут обещанное блаженное Царство.
Седьмая песнь первого канона продолжает смысловое раскрытие предыдущей песни. В отличие от первого канона, второй описывает значение празднуемого события для определенных лиц: Анны, Адама с Евой и для Самой Марии.
В восьмой песне оба канона как бы соглашаются в прославлении Бога: «Его же поем, из не сущих во еже бытии Тем приемши»; «Тя поет солнце, Тя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки».
Заключительная, девятая песнь канонов полностью посвящена Виновнице торжества – Божией Матери.
В светильне праздника Пречистая Матерь Света воспевается как «земнородных Превысшая», так как Ей Одной было суждено послужить великой тайне Боговоплощения.
В хвалитных стихирах, а именно в первых двух, Церковь прославляет дивное чудо рождения Марии от неплодных родителей. На «Славу и ныне» поется стихира «Сей день Господень», взятая из стихир патриарха Сергия, положенных на «Господи воззвах». В этом песнопении Богородица сравнивается с чертогом Света и дверью Первосвященника.
Открывая череду двунадесятых праздников, Рождество Пресвятой Богородицы полагает начало спасения человека. Кроме этого, мы вступаем в Новый Завет с Богом, что отражено в песнопениях праздника. Праздник Рождества Богородицы, являясь праздником разрешения неплодства человеческого существа, особенно близок тем кто не имеет еще духовных плодов, кто не вступил еще на путь спасения. Для таких этот праздник, начинающий церковный год, может стать началом и их духовного восхождения, очищения души, для того что бы и им, подобно Матери Божией, вместившей Невместимого в Своей утробе, вместить Рождающегося от Девы Христа в свое сердце по благодати Его.
Как и большинство богородичных праздников, Рождество Пресвятой Богородицы появляется в общецерковном употреблении позднее Господских и едва ли не последним из двунадесятых. Несомненно, что первые его празднования совершались на родине Пречистой Девы – в Палестине. Однако вскоре и на всем Востоке стал известен этот праздник. Протоиерей Григорий Дебольский дает указание на постройку святой равноапостольной царицей Еленой храма в честь этого священного события, ссылаясь на «Путешествия по Святой Земле 1835 года». К VI веку относятся некоторые песнопения этого праздника, например стихиры поемые на «Господи воззвах», принадлежащие, согласно Минее, двум лицам — патриарху Константинопольскому Сергию и Стефану Святоградцу, т.е. монаху святого града Иерусалима. Однако Михаил Скабаланович утверждает, что стихиры Сергия нельзя назвать «патриаршими», т.к. в греческой Минее они подписаны именем Сергия Святоградца, который жил в IX веке. Два канона праздника принадлежат преподобному Иоанну Дамаскину (†780) и преподобному Андрею Критскому (†712), которым, кроме этого, принадлежат похвальные Слова, посвященные этому священному дню.
Так чему же посвящены все эти песнопения и что воспевали в них великие отцы Церкви? События праздника указывают нам на премудрое домостроительство Божие, приготовление священного Ковчега – Пречистой Девы.
Святые богоотцы, праведные Иоаким и Анна были потомками двух родов – царского и первосвященнического, сочетая в себе славу и честь их. Будучи праведными по житию, они, однако, не имели детей. Нельзя выразить словами то «поношение безчадства», которое претерпели Иоаким и Анна. Из Священного Предания нам известно, что праведный Иоаким отправился в Храм для совершения жертвы Богу. Ни преклонный возраст, ни дальний путь не стали препятствием для Иоакима. Но бездетность праведника не дала возможности почтить ему Бога. Первосвященник Иссахар, охотно принимавший жертвы других, не принял её от Иоакима. По ветхозаветному представлению отсутствие потомков в роду Иоакима, не давало ему возможности приятия благословения Божия и наследования части в Небесном Царстве.
Так же и праведная Анна, находясь дома, скорбела сердцем вместе со своим мужем, который не вернулся домой, но ушел в пустыню к своим стадам, о чем говорит нам икос праздника: «ов бо молитву на горе творяше, ова же в саде поношение ношаше».
Благодать является плодом исполнения закона и праведная чета, исполнивши закон, претерпевши скорби, перенесши поношения, по Божественному Промыслу получили благодатный дар – Марию Богоневестную. Святой праведный Николай Кавасила, богослов и литургист XIV, века по этому поводу пишет: «Ведь Одна Дева воистину была и результатом святой молитвы, в которой не было ничего противного Богу, и Она же Одна была даром Божиим». Согласно тому же Преданию, обоим богоотцам было явление ангела Божия, возвестившего праведным супругам скорое зачатие Дочери.
Митрополит Вениамин (Федченков) уделяет внимание возрасту святых родителей: «зачатие было уже в бесстрастной старости и – плодом молитвы; от престарелых Иоакима и Анны, непорочных праведников, зачалась Святейшая Дева». Эти слова имеют глубокий смысл, так как по мнению богословов «существует связь между душами родителей и детей». В соответствие с этим, бесстрастное зачатие Пречистой Девы доставило Её душе чистоту и непорочность с детских лет, и Она пронесла их через всю жизнь. Из этого, однако, не следует делать вывод о Её непорочном зачатии, в котором якобы вовсе не было греха. Это учение Римской Церкви, провозглашенное «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 года папой Пием IX motu proprio (по собственному побуждению). Основная идея этого учения заключается в отсутствии, а точнее очищении Господом Своей Матери от первородного греха. Но это, во-первых, как говорит Владимир Лосский, «обесценивает всю историю человечества до Христа, уничижает само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием, постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова». То есть Господь мог воплотится не только посредством Марии, да и сделать это мог как ранее, так и позднее. Во-вторых, теряется и сам смысл Боговоплощения и, главное, искупительного подвига Господа Иисуса Христа, Который, если следовать логике, мог и всех нас очистить от первородного греха, проклятия и смерти без Своего видимого вмешательства. Конечно этот «догмат» в Святой Православной Церкви принят не был, но был осужден Ею.
Кроме прочего, рождение Девы от неплодной, подобное рождению Исаака, Самуила, а позднее и Иоанна Предтечи, произошло, чтобы подчеркнуть Ее Богоизбранность. Рождение от престарелых родителей явилось как бы приготовлением мира к другому великому чуду – Боговоплощению.
Рождество Пресвятой Богородицы открывает путь к заключению Нового Завета человека с Богом. Как некогда иудейский Ковчег Завета содержал в себе Закон (скрижали), так теперь Пречистая Дева рождается для того, чтобы вместить в Своей утробе всю полноту Благодати – Самого Христа Спасителя.
Богослужение праздника наполнено радостью о явлении миру Пречистой Богоотроковицы: «Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней», поем мы в праздничном тропаре. На малой вечерне в стихирах на стиховне мы слышим призывы к радости обращенные к Иоакиму и Анне и Адаму и Еве. Здесь и далее между ними проводится некая параллель. В древности Адам и Ева затворили врата рая и сегодня супружеская чета святых богоотец влагает в эти врата Ключ – Чистую Деву, посредством Которого Бог, воплотившись, отверзает их.
Некоторые песнопения и чтения, начинающиеся словам «днесь» показывают нам, что собравшись в этот день в храме, присутствуя на богослужении, мы не просто воспоминаем, но заново переживаем это священное событие. «Днесь неплодная врата отверзаются» — не год назад, когда мы также вспоминали это событие; не почти две тысячи лет назад, когда случилось рождение Божией Матери, а именно «днесь», сегодня мы стоим у дома праведных Иоакима и Анны, слышим крик Новорожденной и взирая на святую икону праздника, видим удивленные лица повивалок, которым не понадобились лекарственные средства вопреки столь поздним родам.
В стихирах великой вечерни, как на «Господи воззвах», так и на стиховне, воспевается весь спектр событий праздника, от чудесного зачатия до ангельского удивления. «Сегодня Бог, почивающий на умственных престолах, приготовил Себе святой престол на земле» — переводим мы первую стихиру на Господи воззвах. Тот Бог, Который некогда сотворил два мира – видимый и невидимый; Тот Бог, Который избавил Израиль от рабства, сегодня приготовляет великий и святой Престол – Младенца Марию. Первые из стихир надписаны именем Сергия Святоградца, впоследствии исповедника. Последние три стихиры из числа поемых на «Господи воззвах» и две стихиры, поемые на литии принадлежат Стефану Святоградцу, жившему в VIII веке и подвизавшемуся в Лавре святого Саввы.
Паремии, читаемые в этот праздник, являются общими для всех богородичных праздников. В первой мы слышим отрывок из книги Бытия (Быт.28;10-17), где идет повествование о чудесном сне патриарха Иакова, в котором он видел таинственную лестницу, по которой сходили и восходили ангелы. Несомненно, что такой лестницей явилась Пречистая Дева, посредством Которой к нам сошел «не Ходатай, не Ангел», но Сам Господь воплотившийся.
Вторая паремия взята из пророка Иезекииля (Иез.43;27-44;1:4), где описываются некие затворенные врата, через которые войдет лишь Господь Бог Израилев. Классическим толкованием этих слов является указание на Богородицу, Которая «прежде рождества, в рождестве и по рождестве Дева» пребывает. Господь Иисус Христос воплотившись от Своей Пречистой Матери и Духа Святого, не повредил девственной чистоты Марии, как говорит об этом Святая Церковь «из боку пройде Чисту». Иными словами, Господь прошел через затворенные Врата. Но вместе с тем, затворенные врата пророка Иезекииля изображают закрытые врата рая, которые были открыты Христом Спасителем.
В третьем паремийном чтении, взятым из книги Притчей Соломона (Прит.9;1-11), говорится о Божественной Премудрости, Которая создала Себе Дом. Этим Домом является Церковь, основанная на семи столпах – дарах Святого Духа или, по другому толкованию, таинствах. Хотя М. Скабаланович говорит что «прямо здесь не говорится о Пресвятой Богородице», но, однако, можно отнести слова о Божественном доме и к Пречистой Деве – вместилище Богомладенца.
Литийные стихиры полностью посвящены воспоминанию ветхозаветных пророчеств о Пречистой Деве и возвещению праведникам Ветхого Завета радости: «се бо Пронареченная от родов древних, Мати и Дева, и приятилище Божие, от неплодове родитися происходит… да радуется Давид бия в гусли».
В стиховных стихирах, которые принадлежат патриарху Герману, в чем, по слову архиепископа Филарета (Гумилевского), нас убеждает «подлинность по самому роду песни», и патриарху Сергию, содержатся обращения уже по преимуществу к людям Нового Завета: «всемирная радость от праведных возсия нам»; «радость провозвещающе всему миру».
Отдельно стоит сказать о праздничном тропаре, в котором содержится основная мысль праздника. В этот день мы радуемся о событии Рождества Марии, но вместе с тем и о Рождестве Её Сына, празднование которого еще предстоит. Клятва, которую навлек на себя и свое потомство Адам (Быт.3;14), заменяется благословением, а вечная смерть — возможностью жизни.
Многие песнопения праздника, в частности седальны по кафизмах на утрене, посвященные Пречистой Деве, оканчиваются словами, прославляющими Её как «Питательницу жизни нашея». «Неплоды рождает Богородицу», девственная утроба которой вмещает Творца всяческих, Который отдает Свои Плоть и Кровь за наши грехи, и этой Божественной Трапезой мы питаемся в продолжение нашей временной жизни, переходя в жизнь вечную. Здесь вновь мы проводим параллель между святыми Иоакимом и Анной и Адамом с Евой. Первые люди, живя в раю до грехопадения, наряду с прочими плодами питались плодами дерева Жизни, которое находились посреди рая (Быт.2;9). Существует мнение, согласно которому эти плоды «таинственным образом давали человеку жизнь». Господь Иисус Христос в Тайной вечери восстановил для нас вкушение плодов насажденного Богом древа Жизни. Начало же этой домостроительной милости Божией начинается сегодня, в день Рождества Пресвятой Богородицы, потому что уже приготовляется «Света Чертог».
Изучая канон праздника, необходимо сказать о том, что в нем прославление празднуемого события вполне самостоятельно и независимо от других групп песнопений. Два канона, как сказано выше, принадлежат преподобным Иоанну Дамаскину и Андрею Критскому.
Первая песнь первого канона призывает всех людей к прославлению Божией Матери, Которая именуется «Ходатаицей спасения», Мостом которым мы восходим от ада. Также песнь второго канона по большей части посвящена прославлению празднуемого события: «вси убо верно спразднуим в Рождестве Ея».
Третья песнь первого канона посвящена святым богоотцам, посредством которых совершилось это священное событие. Во втором каноне прославляется Сама Богоматерь: «Тя высшую всея твари Богородице, показуя Чистая, Сын Твой, еже от Анны величит рождество Твое».
Далее, в четвертой песне, преподобный песнотворец прославляет Христа как Подателя «избавления прегрешений» — через Рождество Своей Пречистой Матери. В каноне преподобного Андрея эта песнь посвящена ветхозаветным праведникам – Иакову, Аарону, Давиду, Иоакиму и в конце Анне: «срадуется тебе днесь, богомудренная Анно, вселенная» — читаем мы в одном из тропарей.
Пятая песнь первого канона вспоминает пророчества, которые относятся к Божией Матери. Во втором каноне мы вновь слышим прославление Рождества Богоматери.
В следующей песни канона преподобного Иоанна, вспоминается скорбь неплодства святых родителей и вместе с тем «небесный Дар», который они получили от Бога. Также песнь второго канона, кроме воспевания праздника, упоминает еще и о следующем этапе жизни Пресвятой Девы – Введении во Храм, говоря об этом так: «Тебя, Святейшую из святых, целомудренные Твои родители, Пречистая, поместили в доме Господнем». Таким образом Церковь уже теперь приготовляет нас к этому священному событию.
Кондак с икосом говорят нам о чистой молитве и теплой вере Иоакима и Анны. Презрение всеми соотечественниками обратилось в радость не только для них, но и для всего человечества. Здесь можно провести тонкую параллель – как некогда Иоаким и Анна были поносимы в бездетности, но обрели благодать у Бога, так и христиане, будучи гонимы, обретут обещанное блаженное Царство.
Седьмая песнь первого канона продолжает смысловое раскрытие предыдущей песни. В отличие от первого канона, второй описывает значение празднуемого события для определенных лиц: Анны, Адама с Евой и для Самой Марии.
В восьмой песне оба канона как бы соглашаются в прославлении Бога: «Его же поем, из не сущих во еже бытии Тем приемши»; «Тя поет солнце, Тя славит луна, Тебе приносит песнь вся тварь, яко Содетелю всех во веки».
Заключительная, девятая песнь канонов полностью посвящена Виновнице торжества – Божией Матери.
В светильне праздника Пречистая Матерь Света воспевается как «земнородных Превысшая», так как Ей Одной было суждено послужить великой тайне Боговоплощения.
В хвалитных стихирах, а именно в первых двух, Церковь прославляет дивное чудо рождения Марии от неплодных родителей. На «Славу и ныне» поется стихира «Сей день Господень», взятая из стихир патриарха Сергия, положенных на «Господи воззвах». В этом песнопении Богородица сравнивается с чертогом Света и дверью Первосвященника.
Открывая череду двунадесятых праздников, Рождество Пресвятой Богородицы полагает начало спасения человека. Кроме этого, мы вступаем в Новый Завет с Богом, что отражено в песнопениях праздника. Праздник Рождества Богородицы, являясь праздником разрешения неплодства человеческого существа, особенно близок тем кто не имеет еще духовных плодов, кто не вступил еще на путь спасения. Для таких этот праздник, начинающий церковный год, может стать началом и их духовного восхождения, очищения души, для того что бы и им, подобно Матери Божией, вместившей Невместимого в Своей утробе, вместить Рождающегося от Девы Христа в свое сердце по благодати Его.
священноинок Серафим (Козин)