28 апреля 2012 года в ходе визита в Болгарскую Православную Церковь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и члены сопровождающей его делегации прибыли в город Пловдив. На границе Пловдивской и Софийской областей высокого гостя встречал митрополит Пловдивский Николай.
Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Холм Освободителей, где его приветствовали глава администрации Пловдивской области Здравко Димитров, мэр Пловдива Иван Тотев, глава Дирекции по делам вероисповеданий Совета министров Республики Болгарии Эмил Велинов, представители русских общин Болгарии, многочисленные горожане.
Под торжественную музыку военного духового оркестра Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении митрополита Пловдивского Николая проследовал к памятникам русским героям. Были возложены венки к монументу героям завершающего сражения русско-турецкой войны 1877-1878 годов под Филлиппополем (современный Пловдив) и к памятнику советским воинам-освободителям «Алеша». Солдатам и офицерам была пропета «Вечная память».
По окончании церемонии Его Святейшество, обращаясь к присутствовавшим, произнес слово:
«Христос Воскресе!
Радуюсь от всего сердца возможности обратиться к вам у подножия двух памятников, которые свидетельствуют о жертвах русского народа здесь, на болгарской земле.
Самое дорогое, что есть у человека, — это его жизнь. Мы знаем, как порою трудно отдать ради другого часть своих средств, будь то деньги, иное имущество или даже свободное время. Всякая жертва ради другого требует внутренней победы над самим собой, требует большого самоограничения, внутренней дисциплины и уверенности в правоте своего дела. Не случайно понятие жертвенности уходит из жизни современного человека — деньги, удовольствие и комфорт представляются многим заманчивой целью. Мы знаем, что сокращение рождаемости, особенно в благополучных странах, обусловлено не тем, богаты или бедны их жители, а тем, что они не хотят брать на себя повышенных обязательств и жертвовать собою ради детей.
Понятие жертвенности уходит из жизни людей еще и потому, что многие не могут понять: а почему и во имя чего я должен жертвовать что-то другому человеку? Живем один раз, так зачем я должен оторвать от себя что-либо и отдать кому-то еще? Психология потребления, которая сегодня становится господствующей, вытесняет саму идею жертвенности.
Находясь на сем месте, взирая на памятники погибшим русским людям здесь, на болгарской земле, поневоле задаешь себе вопрос о том, какое же огромное значение имеет жертва в жизни человеческого общества. Если бы люди не жертвовали один ради другого, то не было бы великих свершений и побед, и неизвестно, каким был бы род человеческий и какие силы господствовали бы сегодня над ним.
Мы преклоняем свои сердца, свои главы пред памятью героев, которые принесли жертву во имя других людей, отдали ради них свою жизнь. Уже одно только это является достаточным основанием для того, чтобы всегда стояли памятники тем, кто жертвовал жизнью ради других, чтобы всегда сохранялась память об этих людях, а из человеческого общества не уходило священное понятие жертвы.
Я молился сегодня о тех русских воинах, которые, в большинстве своем добровольно, по зову государя императора Александра Николаевича, пришли в Болгарию, чтобы освободить эту страну от пятисотлетнего иноземного ига. Может быть, уже многие не знают, сколь драматичной была та война и как много крови пролилось. Но эти памятники помогают нам воскресить в нашей памяти героизм и жертвенность тех, кто бескорыстно освобождал своих братьев.
У знаменитого памятника «Алеша» я думал о множестве людей из моей страны, которые погибали, защищая свою Отчизну и освобождая Европу от фашизма. И как важно, чтобы никакая историософия, никакое толкование истории никогда не вычеркнули из сознания людей уважение перед теми, кто был готов жизнь свою отдать, по слову Божию, за други своя.
Я рад быть на гостеприимной болгарской земле, встречаться с духовенством, с верующим народом, с представителями властей. Радуюсь возможности окунуться в замечательную атмосферу дружбы, которой характеризуются связи между нашими народами. Пусть будет так всегда! Пусть благословение Божие пребывает над Болгарией и над странами Святой Руси. Храни вас Господь».
***
Пловдив, в прошлом Филиппополь, — второй по величине и значимости город Болгарии, один из старейших городов Европы, более 2000 его зданий объявлены памятниками истории и взяты под охрану. Первые поселения на его месте появились около 4000 года до Рождества Христова. В Первое Болгарское царство город принадлежал Византии, пока в 1364 году он не был захвачен османами. Во времена Османской империи город центром болгарского национально-освободительного движения.
Памятник русским воинам-освободителям был открыт в Пловдиве осенью 1881 года при огромном стечении горожан и почетных гостей. Этот небольшой монумент, созданный по проекту русского архитектора, стал данью памяти солдатам и офицерам, которые в январе 1878 года под командованием генерала И.В. Гурко три дня вели ожесточенные бои с турецкими войсками за Пловдив. Битва, закончившаяся победой русских войск, стала завершающим сражением войны за освобождение Болгарии.
Памятник имеет форму усеченной пирамиды, на которой изображен императорский орел, а также перечислены названия частей Западного русского отряда, освобождавшего город. Он расположен на Холме Освободителей — городской возвышенности, в недалеком прошлом носившей название Бунарджик, что переводится как «холм с источником».
Здесь же 7 ноября 1957 года был открыт памятник советскому солдату-освободителю, широко известный под названием «Алеша».