Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Таинство Крещения

i_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy
i_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy_copy

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет»

 Евангелие от Марка 16, 16.

1.Крещение – начало Христианской жизни.

В наши дни люди приходят креститься, или приносят крестить своих детей, не задумываясь над вопросами: «Зачем я совершаю этот шаг?» «Что изменит он в моей жизни? Для чего нужно Крещение?». Всегда ли современный человек готов ответить самому себе на эти вопросы?

Крещение (с греч. ???????? – погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек может единожды, то это Таинство не повторяется.

Сам Спаситель Иисус Христос тоже крестился у Иоанна. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его (Мф. 3:14, 15).

Крещение является дверью в Церковь – с него начинается христианская жизнь.

Принять Таинство Крещения человек может в любом возрасте. Такое право есть ровно столько, сколько продолжается наш земной путь.

С принятием крещения человек облекается во Христа, по словам апостола Павла, которые поются во время обхождения крещаемых вокруг купели: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись»). «Облечься» означает «одеться». Разумеется, речь идет не об одежде в обычном смысле этого слова, а о том, Кому мы теперь должны уподобиться. И не внешне, конечно же, а внутренне.

О воскресении человека в новую духовную жизнь говорится в апостольском чтении, содержащемся в чинопоследовании Таинства: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились. Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога» (Рим. 6:3-11).Эти слова означают, что каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Благодаря Крещению с человека смываются все грехи (Деян.22,16), которые он совершал до принятия Таинства. Однако это является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует

обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божия, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Целью совершения Таинства, плодом Крещения человека, должно быть то, что он перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Необходимым условием принятия этого великого Таинства взрослым человеком является твердая вера и покаяние во всех грехах, совершенных до Крещения. Человек, ставший христианином, должен решительно переродиться по слову Господа, сказавшего: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14; 15). И обещавшего таковым: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15; 10).

2.Что происходит во время Крещения?

Таинство Крещения заповедано нам Самим Христом: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Заповедь Христа включает в себя основные элементы чинопоследования Таинства: предварительное научение («оглашение»), без которого вера не будет сознательной, погружение в воду и формулу «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

Взрослому человеку, пожелавшему креститься, следует изучить символ Веры, заповеди Господни и испытать свою совесть на серьезность принимаемого решения. В древности, члены христианской общины приводили крещаемого к епископу, который, по испытании искренности обращения крещаемого, вносил имя его в списки оглашенных. Таким образом, желающий креститься человек становился оглашенным и на протяжении определенного времени его оглашали, т.е. учили истинам веры и просили Бога, чтобы сподобил в свое время Крещения, возрождения от воды и Духа.

В настоящее время эта традиция утрачена, но чтобы помочь желавшему креститься, перед принятием Таинства, проводятся огласительные беседы, направленные на изучение истин веры, как и много лет назад. Так же в чине Крещения и в Литургии все же содержится память об институте оглашенных.

Чин оглашения предшествует совершению Крещения, во время которого, священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

Главное действие Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Начинается чинопоследование Крещения с освящения воды. Вода – символ очищения. В Святом Писании мы читаем, что Святой Иоанн Предтеча крестил народ в водах Иордана, призывая к покаянию и очищению. И Сам Господь Иисус Христос освятил водную стихию, приняв Крещение от Иоанна.

После того как вода освящена, следует освящение елея. С греческого «елей» означает «масло», а так же «милосердие, сострадание». Трижды крестообразно помазывается вода и крещаемый человек, что символизирует исцеление и радость примирения с Богом.

Следующим этапом является сам Торжественный момент Крещения – непосредственно погружение в воду. В настоящее время Крещение взрослых часто совершают через обливание (по причине неприспособленности многих храмов для крещения взрослых людей). Завершается Крещение облечением в белую одежду, в знак возвращения человеку к целостности и восстановления его истинной природы, искаженной грехом, и наконец, возложением нательного креста.

Завершением Таинства Крещения начинается Таинство Миропомазания. Миропомазание есть Таинство, в котором верующему при помазании освященным миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

После Крещения и Миропомазания следует Шествие вокруг купели. Священник вместе с новокрещеным и его восприемниками трижды обходит вокруг крещальной купели при пении: «Елицы (т.е. те, кто) во Христа крестистеся (крестились), во Христа облекостеся (облеклись), аллилуия». Круг знаменует полноту, совершенство и вечность, вечный союз со Христом. Во время этого обряда читается Апостол и Евангелие, раскрывающие смысл Таинства, помогающие понять важность и значимость этого события.

В заключении, крещаемому священник постригает волосы. Пострижение волос – символ жертвы и послушания. Крещеный человек жертвует всю свою жизнь для прославления и служения Богу.

3. Воцерковление.

Как уже говорилось Крещение, есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд. Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая, прежде всего, заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Человек, принявший решение креститься, так же должен осознавать ответственность, которая налагается на крещенного. Что значит ответственность для православного христианина? Это готовность исполнять свои обещания, которые мы даем в Таинстве Крещения, и жить по Законам Божьим. Это право и воля человека отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия, за свой каждый жизненный выбор.

И новокрещенный должен быть готов, к тому, что его свободный выбор жить во Христе, будет испытываться искушениями. Под искушением понимается такое стечение обстоятельств, в котором есть близкая опасность потерять веру или впасть в тяжкий грех. Поэтому в молитве Господней «Отче Наш…» мы просим о том, чтобы Бог не допустил нас до искушения, но если нужно нам быть очищенными и испытанными посредством искушения, не допустил нас до падения.

Блаженный Феофилакт Болгарский говорит: «Так же и Христос искушается (диаволом) после крещения, чтобы нам показать, что после крещения нас встретят искушения».

В первые три века существования христианства, когда человек принявший крещение и исповедующий Христа, был, преследуем государством, и порой за это исповедание веры он принимал мученическую кончину. Но в той новой жизни, которая начиналась после выхода из крещальной купели, открывались человеку такие ценности, что выражал он готовность на мученичество ради них. Что же это за ценности? ЭТО ЛЮБОВЬ! Во Христе открывается человеку такая любовь, которая не только может противостоять смерти, а неизмеримо крепче, сильнее смерти. Через Крещение человек приобщается той любви Христовой, которая делает нестрашным самое страшное. Евангелие стало радостной вестью: в мир пришла такая Любовь, Которая сильнее смерти.

В нынешнее время от крещеного человека не требуется подвига мученичества, у современного христианина иной крест, требующего терпения жизненных невзгод. Христос призывает верных к мужеству: «Претерпевший же до конца спасется» (Мф.24,13). Для пользы душевной человеку посылаются скорби и искушения. Все надобно перетерпеть именем Христа и ради Него, ибо награда за терпение без ропота – Вечная Жизнь. Духовные силы же для терпения мы можем черпать из молитвы, чтения Евангелия, из учений Святых Отцов, но самое главное, живя христианской жизнью, сопричастной Церковной.

4. О Крещении детей.

Существуют мнение, что крещение детей не является действительным, т.к. человек не осознанно принял веру.

Да, ребенок, действительно не осознает суть Крещения, и что такое Православная Вера. Но ведь Православная Церковь – это не простое собрание единомышленников, и не философский кружок. Церковь – это жизнь в Боге, а Крещение всеми христианами понимается как Дверь, вводящая в Церковь Христову. Отлучены ли дети от Бога? Чужды ли они Христу? Не абсурдно ли оставлять детей вне Христа? Стоит задуматься над этими вопросами.

Есть два аргумента, которые помогут рассеять сомнения насчет действительности крещения детей:

Во-первых, Крещение младенца совершается по вере восприемников (крестных) и его родителей. По правилам Церкви дети неверующих

родителей не могут быть допущены до этого Таинства, ибо они не могут поручиться за то, что их ребенок будет воспитан в Православии.

На Крестных родителей лежит обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой. Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

При крещении младенцев, огласительные беседы проводятся с родителями и восприемниками, которые в свою очередь, полученные знания должны по мере воспитания донести до ребенка.

Во-вторых, в Таинстве Крещения человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Первородный грех – это тот грех, который все унаследовали от Адама. Апостол Павел говорит: «как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5,12), а потому и все нуждаются в очищении и избавлении от первородного греха. И младенцы не составляют здесь исключения, они так же должны облечься в Единого Бессмертного, чтобы наследовать Жизнь Вечную.

5. Что нужно помнить новокрещенному человеку.

Можно ли креститься повторно?

Важно еще раз указать, что Таинство Крещения совершается только один раз в жизни – равно как человек только один раз рождается на свет. Повторное крещение для православного христианина, невозможно ни при каких обстоятельствах. Это спасительное Таинство совершается раз в жизни и является рождением для духовной жизни во Христе.

Что значит жить Христианской жизнью?

Митрополит Сурожский Антоний пишет о Жизни Христианской: «Как основной принцип, жить по-христиански значит жить так, чтобы посильно, постепенно, возрастающе нам уподобляться Христу. Возможно, это звучит очень страшно; но Спаситель нам сказал совершенно ясно: Я вам дал пример, чтобы вы ему следовали. И пример, конечно, включает в себя всю Его жизнь, Его мышление, Его сердечное отношение к человеку и к окружающему миру и к судьбам Божиим. Это включает все, что человек собой представляет, и все, что он может творить. Поэтому христианская жизнь не заключается просто в том, чтобы заучить те или другие заповеди и стараться их выполнить, а в том, чтобы за заповедью, за словом, за образом найти глубинный смысл и врастать в этот смысл».

Что необходимо для крещения?

Самое главное условие Крещения – Вера. Нужно в Бога веровать, креститься не по посторонним соображениям, не ради житейского благополучия, а потому, что: «Верую в Господа нашего Иисуса Христа, Бога в Троице Славимого. Хочу стать православным христианином, жить в ограде Церкви».