Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
UVJHiRT6GcQ

UVJHiRT6GcQХрам в селе Чиганак расположен почти в центре села, на небольшом возвышении. Храм объединял верующий народ, сюда приходили поделиться и радостью, и горем. Вся жизнь сельчан была связана с церковью. К сожалению, в настоящее время храм не действует и постепенно разрушается.

Церковь была возведена в честь святых чудотворцев и бессребреников Космы и Дамиана. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан — родные братья, родом из Рима, врачи по профессии, приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283-284). Воспитанные родителями-христианами в правилах благочестия, они вели строгую, целомудренную жизнь и были удостоены от Бога благодатного дара исцеления болезней. Своим добрым и бескорыстным отношением к людям, соединенным с исключительным милосердием, братья многих обращали ко Христу. Святые обычно говорили больным: «Не своей силой мы врачуем болезни, а силой Христа, Истинного Бога. Веруйте в Него и будете здоровы». За бескорыстное лечение святых братьев называли «безмездными врачами».Храм в честь свв. Космы и Дамиана с.Чиганак в советские годы

Космодамиановская церковь была построена в 1802 году на общественные средства. Это единственная деревянная церковь в Аркадакском районе, срубленная без гвоздей. Имена строителей неизвестны. Но можно предположить, что местные жители принимали активное участие в возведении храма, так как в селе до сих пор есть искусные плотники, мастерство которых передается из поколения в поколение.

Если внимательно посмотреть на храм, то он по своей форме напоминает крест. В восточной части располагался алтарь округлой формы, а с западной – вход в храм. В 1870 году постройка была расширена с южной и северной сторон на 5 аршинов и 9 вершков. Храм мог вместить довольно большее количество верующих: «Площадь 926 кв. аршинов, высота 27 аршинов. Иконостас трёхъярусный, деревянный», — говорится в документе. В алтаре был престол, на восточной стене которого изображён Иисус Христос. «На колокольне было 5 колоколов, большой – 134 пуда 13 фунтов». Колокольный звон призывал верующих к молитве.

Храм в честь свв. Космы и Дамиана с.Чиганак в советские годыПостроен храм из сосновых брёвен, обшитых снаружи деревянным тёсом, украшенным геометрическими рисунками. Внутри стены были утеплены войлоком, а позднее — штукатуркой. В центральной части храма по четырём углам внутри сложены из кирпича девятиугольные колонны, на которых находился купол.

Система отопления располагалась под полами. В центральной части храма сохранились остатки кирпичных печей, из которых тёплый воздух по специальным каналам поступал в четыре кирпичные колонны. Тепло шло также через отдушины в полах, которые были закрыты решётками.

Окна по форме напоминают арку. В храме было довольно светло, так как в каждой из четырёх частей было по 4-6 окон. Все окна расположены на одном уровне. Крыша центральной части четырёхскатная, у приделок – двускатная, покрыта кровельным железом. Дверные проёмы расположены с трёх сторон.

По рассказам старожилов церковь имела ограду, за которой находился вишнево-яблоневый сад. Центральные ворота находились с южной стороны, перед которыми росли две сосны и дуб. Ограда была очень красивой: на столбах находились разноцветные шары.

Внутри церкви было также очень красиво. Иконы и картины, расписанные мастерами, были не похожи друг на друга. У алтаря иконы были все позолоченные.

Перед центральными воротами находилась сторожка, где часто ночевали прихожане, чтобы в праздники успеть на заутреннюю службу. В храме совершали Таинства крещения, венчания, исповеди, причащения и др. Во время пасхальной ночи прихожане со священнослужителями ходили вокруг церкви, пели «Христос воскрес!», звонил колокол, который, как тогда говорили, «сполошил людей». Бывало и так: человек заблудился, например, в пургу, а колокольный звон указывал ему путь к спасению.Погребение у храма в с.Чиганак

Притч состоял из священника, диакона и псаломщика. В 1912 году в приходе храма было 4490 верующих. Известны имена священника — Михаил Усов и псаломщика — Василий Магаринский. Приход Космодамиановской церкви состоял из пяти населенных пунктов: сел Чиганак, Малиновка, Летяжевка, Памятка и поселка Чистенький. Вели службу два хора: мужской и женский. Хорами управлял Аким Леонтьевич. В селе была земская и церковно-приходская школа.

23 января 1918 года был издан Декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Он декларировал принцип невмешательства государства во внутренние дела Церкви, и невмешательства Церкви в управление государством.

Однако на самом деле новые власти взяли курс на массовое закрытие храмов. Давление и репрессии, грубая антирелигиозная пропаганда привели к тому, что в 1922 году в приходе храма во имя Космы и Дамиана осталось всего 1628 верующих. В 1929 году, по рассказам старожилов, был прекращен колокольный звон в храме.

В конце 20-х годов настоятелем храма был священник Дионисий Ефимович Щёголев. Родился он в 1871 году в крестьянской семье села Рассказань Балашовского уезда. В 1930 году за недоплату налогов он был приговорен к 5-ти годам лишения свободы с выселением за пределы Нижне-Волжского края. Наказание священник отбывал в спецпереселенческом Трудпоселке №21 Карагандинской области.

11 ноября 1932 года там же был вновь арестован. Как говорилось в следственном деле, проживая в Трудпоселке №21, отец Дионисий «…проводилIMG 9739 службы, религиозные обряды, при этом высказывал свою непримиримость к советской власти, обращался к прихожанам: «Ваше дело просить Бога и влиять религиозными убеждениями на все крестьянство, а наше дело, если вернется старая власть, расправиться с коммунистами». В предъявленном обвинении виновным себя не признал, но не отрицал факта проведения богослужений: «Как священник, я проводил богослужения в поселке Майкудук и однажды говорил проповедь, где было до 20-ти человек, собравшихся спецпереселенцев. Проповедь была собственного сочинения на основании Священного Писания».

13 января 1933 года тройкой при отделении ОГПУ по Карандинской области о. Дионисий был осужден по ст. 58-10-11 УК РСФСР к ссылке в Сибирь.

26 октября 1937 года вновь был арестован — Аркадакским райотделом НКВД — по обвинению «в антисоветской агитации среди верующих, направленной на разложение трудовой дисциплины в колхозе, что клеветал на существующую колхозную систему, распуская слухи о голоде», что, конечно же, не соответствовало действительности. Просто власти взяли курс на физическое уничтожение православных священнослужителей, которые мешали «строить коммунизм».

Поражает запись, сделанная следователями в «Описи вещей, ценностей и документов» по ходу обыска на квартире о. Дионисия — «При обыске ничего не обнаружено». То есть, о. Дионисий был самым настоящим бессребником.

14 ноября 1937 года тройкой НКВД он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян в г. Балашове 23 ноября 1937 года. В этом же году чиганакская церковь была закрыта. Место погребения отца Дионисия неизвестно. Запоздалая реабилитация произошла 7 августа 1989 года.

После убийства отца Дионисия были арестованы ещё 6 прихожан (все уроженцы села Чиганак): Юлин Кузьма Антонович, Митина Ирина Егоровна, Антипова Татьяна Зиновьевна, Косарев Дмитрий Филиппович, Костикова Мария Сергеевна и Мыскин Семён Данилович. Пятерых из них приговорили к высшей мере наказания и расстреляли в Балашовской тюрьме 9 декабря 1939 года.

По представлению от Саратовской епархии 27 декабря 2000 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви имя священника Дионисия Щеголева было включено в поименный состав Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Он стал первым подвижником, официально прославленным в лике святых в Саратовской епархии Русской Православной Церкви. Имя священномученика Дионисия включено в Собор Саратовских Святых. 15 сентября 2013 г. у храма во имя Космы и Дамиана в торжественной обстановке была освящена памятная доска, установленная на камне-валуне в честь святого.

В годы гонений на Церковь был разрушен купол храма, колокола сбросили, самый большой колокол был разбит и увезён на переплавку. После Великой Отечественной войны в церкви хотели сделать клуб. На месте алтаря должна была располагаться сцена. Но работу завершить не удалось. В итоге в церкви устроили колхозный склад.

Местные жители не могли спокойно смотреть, как разрушали святое место, и по ночам, тайно выносили старинные иконы. Эти иконы и по сей день хранятся у них. К сожалению, с каждым годом храм всё больше разрушается. В 90-х годах прошлого столетия несколько раз приезжали осматривать здание специалисты, представители районной власти. Что будет дальше с храмом, покажет время.

Сорокина Галина Евгеньевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Чиганак Аркадакского района Саратовской области».

Доклад представлен на Вторую Епархиальную межрайонную научно-просветительскую конференцию «Россия Православная: история и современность» (Балашов, октябрь 2014 г.).

В настоящее время усилиями Балашовской епархии ведутся работы по реконструкции чиганакского храма. Для всех заинтересованных людей, имеющих принять участие в святом деле восстановления поруганной святыни, мы приводим реквизиты, на которые можно перечислить пожертвования:

Религиозная организация «Балашовская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

ИНН 7707083893/644002001, р/с 40703810056420010411

Балашовское отделение № 3994 ОАО «Сбербанк России», БИК 046311649

к/с 30101810500000000649 отделение № 8622 сбербанка России г. Саратов

Телефон бухгалтерии: 8(84545) 6-30-88