В великий праздник рождения Бога среди людей предлагаем вниманию читателей посвященные Рождеству Христову слова Предстоятелей Русской Церкви от восстановления в Русской Церкви Патриаршества и до наших дней.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ ВСЕРОССИЙСКИЙ:
«И во Христе мы видим глубокое смирение, величайшую кротость, изумительное терпение и полное повиновение Богу Отцу. Они проникают всю Его жизнь от рождения до смерти, все Его слова и дела, речи и поступки. Будучи образом Божиим, …равным Богу, Христос уничижил Себя.., приняв образ раба, сделавшись подобным нам – человекам (Флп. 2:6—7). Соединение Божеского естества с естеством человеческим, бесконечного и несозданного с конечным и тварным было уничижением для Сына Божия, так как чрез это соединение Он добровольно ограничил на время проявления Своей Божественной природы и подчинился условиям тварного, ограниченного бытия. Богатый Божественною славою и могуществом, Христос обнищал нас ради; при всей возможности быть владычествующим, славным, Он больше, чем кто-либо другой, испытал лишений, бедности, страданий, поношений. Христос рождается на свет обыкновенным младенцем, причем при рождении у Него не оказывается ни дома, ни колыбели. Он возрастает и развивается почти так же, как и все люди. Тридцать лет Он, — Владыка твари и Господь славы, — сокрывается на земле в глубокой неизвестности и пребывает в повиновении двум смертным, которых удостоил нарещи Своими родителями».
«О лице Господа Иисуса Христа»
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ СЕРГИЙ:
Будучи Патриаршим местоблюстителем, в 1942 году он обратился к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Церкви в находившихся под фашистской оккупацией областях.
Поклоняясь лежащему в яслях младенцу Христу, мы поем: «С нами Бог!» Он с нами не только как Творец со Своим созданием. Он Сам стал человеком, одним из нас; называет нас братьями и, как брат, готов болеть нашими болезнями и сострадает нам в немощах наших (Евр. 2. 11-18). Вот почему так светло и радостно мы празднуем Христово Рождество, поздравляя друг друга, делясь взаимно нашей общей радостью. От имени всем нам родной матери-Русской Церкви посылаю рождественский привет и вам, возлюбленные о Христе братие и сестры, до сих пор «седящие во тьме и сени смертней» фашистского нашествия. Тяжек фашистский плен, но «с нами Бог!» Потерпите еще немного, уже меньше того, что вы терпели, «и снова свет воссияет на вы» (Ис. 9, 2).
***
Богатый в милости Господь сподобил нас и в этом году дожить до светлого праздника Рождества Христова. Снова мы слышим родное нам с детства и милое: «Христос рождается, славите! Христос с небес, срящите!» Снова мы мысленно встречаем Христа, сходящего с небес на спасение рода человеческого. Радостно и дерзновенно поем мы: «С нами Бог! Разумейте, языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог!» С этой победной песнью наши предки строили святую Русь. С этой песнью они и умирали за Русь, отражая нашествия разных иноплеменников. Верный их заветам, не дрогнул наш народ и пред нашествием фашистов.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ I:
Святая Церковь называет это явление Бога во плоти «велией благочестия тайной». Тайна вочеловечения Божия — в том, что с нами Бог и мы с Богом, Бог вочеловечился и человек как бы обожался и соделался «причастником Божественного естества» (2 Петр. 1, 4). По предречению древнего Пророка, «наполнися вся земля ведения Господня, аки вода многа покры море» (Исаии, 11, 9). Не в горделивой мудрости Иерусалимских книжников и эллинских мудрецов нашло человечество истину, а в смиренной вере пастырей и волхвов, и не от дворца Иродова, а от яслей Христовых просветился мир.
Приидите же, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе: средостение между Богом и людьми разрушилось; пламенное оружие «плещи дает», и херувим отступает от древа жизни, и мы райской пищи причащаемся, от которой были изгнаны преслушания ради… (Из стихиры праздника на «Господи, воззвах», на вечерне).
Рождественское послание. 1950 г.
***
С какими же чувствами должны мы мысленно приступить к вертепу Вифлеемскому, в коем совершилась эта «велия благочестия тайна», — во исполнение призыва Церкви: «Христос с небес – срящите»? Не с чувствами ли благочестивого умиления, смиренной веры, благоговейной радости, безмерной любви, как поется в церковной песни Праздника: «Закона любве держащеся, братолюбия изволение да восприимем, друг с другом мирствующе и едино смудрствующе; мира бо Податель приходит Христос, умиряя всяческая и спасая…» (Канон повечерия предпразднства, песнь 8-я).
С этими чувствами приступая к яслям Божественного Младенца Христа, мы ощутим радость в сердце, и эта радость, как прикосновение благодати Господней, озарит жизнь нашу небесным светом.
Рождественское послание. 1951 г.
***
При самом рождении Господа небо возвестило земле мир, и с тех пор — и обыкновенное в иных случаях, и торжественное — в других, изъявление державной и благой воли Спасителя было проникнуто желанием и благословением мира. Посылает ли Он учеников Своих на проповедь, — Он велит им подавать всякому граду и всякому дому — мир. «В оньже аще колиждо град или весь внидете… входяще же в дом целуйте его, глаголюще: мир дому сему» (Матф. 10, 11-12). Идет ли Господь на вольную страсть и спасительную для рода человеческого смерть. Он оставляет людям как всеобщее наследие и утешение — мир: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Иоан. 14,27). Является ли Он ученикам Своим по воскресении, как уже восприявший «всякую власть на небеси и на земли» (Матф. 28, 18), Он возвещает им мир: «Прииде Иисус и ста посреде и глагола им: Мир вам» (Иоан. 20, 19).
И мир Божий, превосходящий в сяк ум, дарованный людям, готов осенить не только всякую душу всякого человека, желающего принять его; он готов низойти и во внешний мир; наполнить собою и грады, и государства и прогнать с лица земли всякую брань.
Рождественское послание. 1952 г.
***
Ныне я снова приветствую вас — и духовных и мирских людей — с этим великим христианским Праздником и, внимая славословию Ангелов, возвещаю вам «славу в вышних Богу», и «на земли мир», и «в человецех благоволение». Не в первый ли раз за всю историю человечества были тогда, в ночь Рождества Христова, возвещены эти утешительные слова о мире, как о пришедшем уже на землю и коснувшемся человечества? И в древнем мире, во времена действия Ветхого Завета, неоднократно пророки говорили людям о мире; но они говорили о нем, как о чем-то желанном для людей, но пока отдаленном и только еще грядущем благе. И только тогда, когда сошел на землю Сын Божий, воплотившийся от Приснодевы Марии, истинный мир стал возможным уделом людей.
Однако небо, конечно, не обмануло землю, возвещая ей мир вместе с пришествием Христовым. И Христос Господь, даровав земле мир, конечно, не взял его обратно. И этот «мир Божий, превосходяй всяк ум, как облак света сверхчувственного, носится над землею», по выражению Митрополита Филарета, и может быть достоянием не только каждого отдельного человека, но и осенить внешнюю жизнь людей и избавить мир от войн и всяких междоусобных нестроений.
Рождественское послание. 1953 г.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ПИМЕН:
В ныне празднуемом Святой Православной Церковью величайшем священном событии Рождества Христова небожителям и людям дано было узреть Божественную премудрость и совершеннейшую любовь к роду человеческому, предопределенную от века и исполнившуюся чрез Господа Иисуса Христа, нас ради, человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшегося.
К пришествию в мир Богочеловека люди в течение многих веков были приуготовляемы глубоко вдохновенными ветхозаветными пророчествами и богооткровенными прообразами (Быт. 49, 10; 12, 3; 18, 18; Ис. 7, 14; 40, 3-5; Мих. 5, 2; Авв. 3, 1-19; Пс. 109, 1; Евр. 1, 1-2).
Когда же исполнилась «полнота времени», осуществилось всё, что о Господе было предречено и возвещено. Бог послал Сына Своего Единородного, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4, 4-5).
Сошествие на землю обетованного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа, явилось источником истинного богопознания. Человечество, подвергшееся первородному греху, возводится в первоначальное состояние, и человек удостаивается быть причастным усыновлению и бессмертию, получает возможность полного богообщения (Гал. 4, 6-7; Еф. 1, 5; 2, 5-6, 8, 22; 1 Пет. 1,3-4; Ин. 14, 21,23).
Рождественское послание. 1976 г.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ АЛЕКСИЙ II:
Дорогие мои! Вслушаемся в ангельское благовестие: «Я возвещаю вам великую радость!». Мы часто забываем об этой вечной, нетленной радости, ибо живем в мире, пораженном грехом и смертью, в котором мы страдаем от болезней и немощей, подчас переживаем разлуку и горе, сталкиваемся с насилием и жестокостью. Но вера наша научает нас даже посреди житейской скорби хранить в сердцах своих и возвещать всем людям ту радость, которая пришла к нам Свыше и о которой в Евангелии сказано, что никто ее не отнимет у нас (Ин. 16:22).
Бог, пришедший к нам в образе младенца, желает, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, где Он почивает, а в душе вечно раздавалось ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2:14). Чудо и сила христианской веры в том, что эта «радость великая» даруется нам сегодня во всей своей полноте, так же, как и две тысячи лет тому назад. Мы не вспоминаем — мы празднуем Рождество Христово, потому что оно, совершившись однажды, вечно наполняет людей миром и радостью!
Рождественское послание 2006-2007 г.
***
Обратившись к евангельскому повествованию о рождении Спасителя, мы увидим, что в те дни окружавший мир не заметил Его пришествия: «В мире был, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1:10-11). Только несколько простых вифлеемских пастухов, «которые содержали ночную стражу у стада своего» (Лк. 2:8), удостоились услышать от Ангела: «Ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь» (Лк. 2:11), и мудрецы с востока, ведомые вспыхнувшей на небосклоне чудесной звездой, пришли в дом, где находился «Младенец с Мариею, Материю Его, и падши поклонились Ему» (Лк. 2:11). Вот и в наше время среди большинства народов мира Христос познается либо в простоте сердца, либо в великом знании, а погруженное в себя большинство не хочет видеть Его.
Обращение к читателям газеты «Известия», 2007 г.
***
Христос рождается на земле – и в душе каждого христианина, отдающего Спасителю свое сердце. Но Богу можно отдать только чистое сердце, в котором нет зла и греха. Возлюбленные! Будем неустанно очищать наши сердца, заботясь прежде всего о «едином на потребу» (Лк. 10, 42), – и наши усилия не останутся втуне, ибо все ведает Господь и жизнь человеческая в руке Его.
Сегодня, спустя две тысячи лет, протекших с тех пор, как «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1,14), Царство Божие стало к нам ближе, потому что за это время Церковь Христова просияла во множестве своих святых. В дни земной жизни Спасителя с Ним было малое число учеников, но во Святой Церкви, основание которой Он положил, число это многократно умножилось. Бесчисленные подвижники, восходя к сиянию славы Господней от Церкви земной, которая есть фундамент Церкви Небесной, приближали и приближают к нам Царство Божие вплоть до наших дней, когда к их числу приобщился Собор новомучеников и исповедников Российских. Ныне они молятся у Престола Небесного Царя о своем земном отечестве, о каждом из нас.
Рождественское послание 2001-2002 гг.
***
Две с лишним тысячи лет, прошедших со дня Рождества Христова, не сделали это событие менее важным и значимым для человечества. Время не стёрло новизну ангельской вести о том, что «родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2:11). Словами рождественского богослужения Церковь утверждает, что весь мир радовался рождению Спасителя, и время не властно эту радость уменьшить.
…Христос не оставляет нас, потому что знает: мы нуждаемся в Нём ничуть не меньше, чем Его современники. Ведь человек во все времена должен был делать выбор между правдой и ложью, добром и злом, светом и тьмой.
А «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9) — это Христос. Он пришёл для того, чтобы разрушить зло и грех. Тайна Боговоплощения не поддается рациональному истолкованию. Мы знаем, что Бог и человек соединены в одном Лице Иисуса, но «как» — остаётся тайной. Как Бог становится человеком, не переставая быть Богом? Только опыт веры делает это «таинство странное и преславное» доступным человеческому сердцу.
***
Ясли Богомладенца Иисуса становятся колыбелью нового человечества – Церкви Христовой, соединенной с Божеством теснейшим и неразрывным союзом. Бог сошел на землю, чтобы мы взошли на небо.
И пусть сегодня никто не говорит о своем одиночестве и богооставленности. Пусть никто не жалуется на немощь и недостаток сил, ибо нам дарована благодать Божия – неоскудевающий источник сил для духовной борьбы с грехом. С нами Бог – и никто против нас. Отныне мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2.19). Бездна человеческого падения, лжи, произвола и лицемерия побеждается обилием Божией любви. И эта любовь с благодарностью принимается нами, дарует нам силы противостоять любым искушениям тьмы века сего.
Обращение к читателям газеты «Коммерсантъ». 2004 г.
***
Рождество Христово не только вернуло человечеству смысл жизни, заключающийся в единении с Богом, но и явилось грядущим избавлением людей от тяжести греха и ужаса смерти, даровав им обетование жизни вечной, к которому человечество всегда стремилось и о котором только мечтало.
***
Мы, христиане, верим и знаем: Пришествие Христа Спасителя в мир в корне изменило человеческую Жизнь и саму нашу природу. Мы более не рабы греху, но свободные служители Божии. Мы не страшимся бурных стихий житейского моря, ибо имеем надежную пристань в Царстве Христовом. Мы больше не одиноки в этом мире, ибо с нами Бог, простирающий Свою руку нам в помощь.
Рождественское послание 2004-2005 гг.
***
Пребывая в молитвенном созерцании у Вифлеемских яслей, мы вновь и вновь испытываем себя: как отвечаем мы на любовь Господа, пославшего Сына Своего Единородного, «дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16)? Что делаем для того, чтобы невечерний свет Вифлеемской звезды сиял не только для нас, но и для наших ближних? С кем мы в эту святую ночь – с пастухами ли? С волхвами ли? Или весть о чуде Боговоплощения повергает нас в смущение и смятение? Простые люди – пастухи первыми почтили родившегося Богомладенца. Волхвы, доселе не знавшие Истинного Бога, принесли Ему драгоценные дары. Те же, кто мнили себя духовно зрячими, не смогли уразуметь дня посещения Господня.
Если ваши сердца озаряет в эти святые дни простая, безыскусная радость вифлеемских пастухов, если ваши ум и знания ведут вас вслед за Рождественской звездой – радуюсь и благодарю за вас Всемилостивого Господа. Если же привязанность к земным радостям и боязнь их потерять побуждают вас гнать из своего сердца Христа, не верьте лукавым наветам извечного лжеца и человекоубийцы диавола. Ибо нет в мире такой радости, какую дает людям Родившийся сегодня, – как говорит Апостол, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
Рождественское послание 2005-2006 гг.
СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ КИРИЛЛ:
Творец предлагает принять нам величайший из всех даров: Свою Божественную любовь, полноту жизни. Во Христе мы становимся способными обрести надежду, побеждающую страх, достичь святости и бессмертия. Он приходит в наш истерзанный грехом мир, чтобы Своим рождением, жизнью, страданиями, крестной смертью и славным воскресением утвердить новый закон, новую заповедь — заповедь любви. «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), — эти слова Господь обратил к своим ученикам, а через них ко всему миру: к тем, кто жил в то время, кто живет ныне, и к тем, кто будет жить после нас, вплоть до конца времен.
Рождественское послание 2012-2013 гг.
***
Человечество, отвергшее Бога в грехопадении, вновь обретает возможность единства со своим Творцом и Промыслителем. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление себя до готовности снизойти до мучительной позорной «смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Бог рождается во плоти, для того чтобы явить Свою любовь людям и помочь обрести полноту бытия всякому человеку, желающему услышать Его призыв.
Именно поэтому нынешний праздник дарует нам непреложное упование на помощь свыше в самых сложных обстоятельствах нашей жизни. Бог, не оставивший Своего творения и открывший ему путь к вечности, явлен нам во Младенце Христе, беззащитном ребенке, нуждающемся во внимании и заботе.
Рождественское послание 2011-2012 гг.
***
Рождество Христово открывает нам правду о нас самих и делает возможным эту правду понять и усвоить. Вспомним, что первый человек был создан Творцом совершенным, по образу и подобию Божию (см. Быт. 1, 26). Но Адам, преступив заповедь, исказил замысел Создателя о себе. Лишившись живого общения с Богом, человечество все больше и больше погружалось в бездну греха и гордыни. И тогда Господь, любя Свое творение и желая ему спасения, посылает в мир Единородного Сына, Который восстановил целостность человеческой природы и стал Новым Адамом. Христос показал нам пример жизни, сообразной Божественному замыслу о человеке. Этот пример есть надежный ориентир, который помогает нам не сбиться с пути и обрести единственно верное направление, приводящее к полноте жизни и в условиях земного бытия, и в вечности.
Рождественское послание 2010-2011 гг.
***
На протяжении двух тысяч лет христиане всего мира с радостью и надеждой обращают мысленные взоры к событию, ставшему переломным в истории человечества. Современное летоисчисление, ведущее свое начало от Рождества и являющееся летоисчислением христианской эры, само по себе свидетельствует об исключительном значении пришествия Христа Спасителя.
Образом мира, некогда отступившего от своего Творца и ощутившего скорбь и мрак богооставленности была Вифлеемская пещера, где от холода зимней ночи укрывались животные. Однако светозарная ночь Рождества наполнила сиянием не только пещеру, давшую приют Пречистой Деве Марии, но и все творение, ибо через рождение Сына Божия всякий человек приходящий в мир, просвещается Светом истины, как о том свидетельствует Евангелист Иоанн (Ин. 1:9).
*
Значение празднования Рождества Христова состоит в том, что оно приближает к нам Спасителя, помогает отчетливее увидеть Его Лик, проникнуться Его благой вестью. Господь вновь и вновь таинственно рождается для нас во глубине наших душ, дабы мы «имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10). Событие Вифлеемской ночи входит в современную жизнь, помогает нам увидеть ее с иной, порой непривычной и неожиданной точки зрения. То, что казалось самым важным и огромным, вдруг предстает малозначительным и скоропреходящим, уступая место величию и красоте вечной Божественной истины.
Рождественское послание 2009-2010 гг.
***
…Событие это было не просто событием человеческой истории — Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь. Он возжелал стать одним из нас, Он возжелал соединиться не столько с радостью человеческой, сколько с человеческой скорбью. Он до конца испил чашу несправедливости, зависти, жестокости, осуждения, предательства, оставленности. Никто не может сказать, что ему пришлось испытать в жизни больше страданий, чем это испытал Бог, ставший человеком. И это неслучайно: через эту солидарность с людьми, не только праведными, но и грешными; через эту солидарность не только с человеческой радостью, но и с человеческой скорбью Христос и принял на Себя грехи мира, и искупил род человеческий от этих грехов.
Слово после ночного Рождественского богослужения. 2010 г.
***
Как это удивительно: в момент рождения Ангелы Божии благовествуют пастухам, а через них всему миру о том, что явилась слава Божия, и на земле мир, и в человеках благоволение (см. Лк. 2:14), то есть в очах Божиих люди обрели благоволение и им даруется мир через рождение Сына Божия. И тут же, в ответ на эту благую весть, следует избиение младенцев — только ради того, чтобы весть, которую должен был произнести и передать миру Христос, не была услышана. Страдания, скорбь — это то, с чем столкнулась семья Спасителя, Его Пречистая Матерь, Обручник Иосиф; и, конечно, Сам Господь, будучи младенцем, претерпел невзгоды этого долгого путешествия в Египет.
Явление ангелов, поклонение волхвов, явление звезды — казалось бы, род человеческий, который ожидал Спасителя, должен был в этих знаках увидеть пришествие в мир Сына Божия и поклониться Ему, подобно тому, как поклонились волхвы с востока; принять Спасителя, а затем, слушая Его слово, идти за Ним. Но ничего подобного не происходит: лежавший во зле мир продолжает во зле лежать (см. 1 Ин. 5:19). И мы знаем, что не только первые годы жизни Спасителя были омрачены гонениями, но и вся последующая Его жизнь — особенно тогда, когда Он вышел на Свое общественное служение, когда стал говорить то, что должен был сказать. Встречная волна злобы и зависти обрушилась на Спасителя, и мы знаем, что жизнь Его завершилась мученически. Силой Божественной Он воскрес, но это было уже не от человеков, но от Бога; а люди сделали все для того, чтобы умертвить своего Спасителя.
Проповедь в Неделю по Рождестве Христовом
в Успенском соборе
***
Рождество открыло новые горизонты и выявило тот смысл человеческого бытия, до которого не додумывались и которое не могли осознать даже самые выдающиеся умы древности. И смысл заключается в том, что Бог – не где-то там далеко. Это не тот бог, которого боялись древние. Бог — это Тот, Кто пожелал стать человеком, Кто явился в мир, Кто реально стал человеком, одним из нас.
…Не в громе и в молнии, не в образе могущественных земных владык, а в тихом образе простого человека пришел в мир Спаситель Господь наш. Он стал одним из нас, и потому судьба каждого из нас близка и понятна Ему. Он вместе с нами, почему и провозглашаем мы замечательные слова на том богослужении, которое сейчас будет совершено: «С нами Бог! Покаряйтесь, языцы! С нами Бог!»
***
Рождество, как ни одно другое событие Священной истории, помогает нам понять, что с приходом Господа и Спасителя произошло нечто, что принципиально отличает жизнь человека до и после этого события. Если спросить историка, чем отличается жизнь до и после, то он не найдет никаких особых подтверждений того, что жизнь людей стала принципиально иной, потому что следов этого изменения во внешнем мире почти нет. Конечно, вера во Христа Спасителя содействовала развитию иного мышления людей, которое отразилось, в том числе, и в государственном устройстве, в построении христианских империй, в развитии искусств, в храмоздательстве — эти видимые знаки присутствия новой эры хорошо известны людям. Но если говорить о том, что реально, принципиально отличает одну эпоху от другой, то мы не найдем никаких внешних свидетельств этого отличия. Есть только одно — Божественное — свидетельство, которое провозгласили ангелы Божии в ночь Рождения, которое провозглашали еще пророки Ветхого Завета и о котором мы только что слышали в Евангелии: Родился Господь Еммануил, что означает «С нами Бог» (см. Мф. 1:23).
…Невозможно представить, как развивалась бы история рода человеческого, если бы Бог во Христе не вошел в человеческую жизнь. Мы просто не можем представить себе того языческого или безбожного мира, в котором жило человечество. И, наверное, история давно бы закончилась, но именно потому, что Бог рядом, именно потому, что Он слышит наши обращения к Нему, мы и живем, мы действуем, мы существуем, опираясь на Его помощь, на Его десницу.
***
С самого начала это непостижимое событие по-разному воспринималось людьми. Одни встретили Его с радостью, с надеждой, с любовью. Это были вифлеемские пастухи, это были восточные волхвы, это были те, кто окружал Спасителя, — Дева Мария, Обручник Иосиф. И, наверное, еще были люди, которые с открытой душой, с чистым сердцем взирали на Младенца, чудесно родившегося в вифлеемской пещере.
Но были ведь и те, кто с самого начала не принял Христа — те самые люди, которые не пустили Деву Марию и Обручника Иосифа под кров, те, у кого не нашлось места для них. Они не хотели пускать с улицы этих людей, чтобы они не нарушили их покой или покой их постояльцев, не создали трудностей, не создали некоего дискомфорта для их жизни. Были и другие, для которых рождение Спасителя было неким вызовом не только их благополучию, но и власти, могуществу и, что самое главное, греховному образу жизни.
…Если Господь был принят пастухами, простыми людьми, то не означает ли это, что и мы сегодня должны искать Его не там, где блеск и злато, не там, где могущество и сила, а там, где слабость и нужда? Вот почему Господь, обращаясь к Своим последователям, и говорит о том, что необходимо для достижения Царствия Божия посещать больных, навещать заключенных, разделять свои возможности с теми, кто нуждается в нашей помощи (см. Мф. 25:34-40), а это в первую очередь инвалиды, престарелые, дети.
Рождественское обращение к телезрителям. 2013 г.
***
…В личности Иисуса Христа весь человеческий род вошел в реальное соприкосновение с непостижимым, великим Богом, Творцом вселенной. Это соприкосновение человеческого с Божественным дало такой мощный импульс духовному развитию человечества, что до сих пор мы питаемся силой этого импульса и будем всегда им питаться до скончания века.
И мы знаем, как с пришествием Христа Спасителя изменился мир, какие огромные творческие энергии высвободило это евангельское послание, обращенное к людям, как изменилось лицо человеческой цивилизации. И для того чтобы продолжалось так и далее, для того чтобы поступательно развивалась история, для того чтобы не было обрывов, разрушений, разрывов исторической ткани, мы должны хранить веру, хранить ее в своих сердцах, в своих делах. Мы должны то, что дал нам Христос, актуализировать в каждый исторический момент времени, и тогда у нас будет надежда на будущее.
***
Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога, но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия – и Сына человеческого – мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость – а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости – а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, – а вовсе не одинокий Владыка мира.
И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.
*
Воплощением Сына Божия человеческая природа вознесена на небывалую высоту. Каждый из нас не только создан «по образу и подобию Божию», но через Христа теперь еще и усыновлен Богу: мы уже не «чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Об этой близости и дерзновении к Богу говорит и молитва Господня, в которой мы обращаемся к Творцу как к родному Отцу Небесному.
Рождественское послание 2013-2014 гг.
***
Христос родился — и мир обрел надежду, Христос родился — и любовь царствует во веки, Христос родился — и небо приклонилось до земли, Христос родился — и Вифлеемская звезда указует неложный путь к Богу, Христос родился — и никто да не верит в торжество зла, ибо мы спасены благодатью через веру, и сие не от нас, Божий дар (Еф. 2:8).
Ожидая и предвидя пришествие Мессии, пророк Исаия восклицает: «С нами Бог!» (Ис. 8:10). Его богодухновенные слова и поныне являются источником неизреченной радости для миллионов христиан. Родившись в Вифлееме, Господь рождается в наших сердцах и пребывает с нами, если мы храним верность Ему и основанной Им Церкви. Он с нами, когда мы творим добрые дела. Он с нами, когда мы помогаем ближним. Он с нами, когда мы сострадаем и сочувствуем. Он с нами, когда мы примиряем враждующих. Он с нами, когда мы прощаем и не помним зла. Он с нами, когда мы молимся и участвуем в церковных Таинствах, наипаче же — в Таинстве Благодарения, Святой Евхаристии.