Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
IMG_2524

Untitled document

IMG_252426 апреля в физико – математическом корпусе БИ СГУ им. Н. Г. Чернышевского состоялась вторая лекция известного Московского миссионера протоиерея Олега Стеняева на тему: «Особенности средневекового мировосприятия (Славянская перспектива)».

На лекции шла речь о средневековом славянском мировосприятии, как о перспективе на будущее. Отец Олег отметил, что мировосприятие наших предков сильно отличалось о того мировосприятия, которое существует теперь. Так наши предки не дробили жизнь на светскую и религиозную, ткань жизни не разрывалась, а воспринималась как единое целое. Как например с принятием христианства на Руси отношение к христианству и отношение к исполнению каких-то государственных обязанностей воспринималось одинаково. Но при этом наши предки строили счастье в семейной жизни, общественное или социальное осуществляли как написание некой иконы. Такое мировосприятие называется в Библии трудостроительским. Если мы с вами вспомним икону «Троица» Андрея Рублева, мы видим, что на иконе существует обратная перспектива, ее центр немного удаляется и становится больше. Если взять всю западную живопись все линии сходятся в горизонту, чудо русской иконы заключается в том, что мы не наблюдаем пространственного пустяка, в нашей иконописи все линии сходятся на человеке, которых смотрит на нас, появляется ощущение сопричастности молящегося к тому, что изображено на той или иной иконе. Икона всегда являлась или результатом ведения или откровения, которое виделось человеку, потом он записал это видение. Как например по преданию Евангелист Лука. Икона дает нам ответ на вопрос о первообразе, например, ангела на иконе Рублева являются сами иконы единого бога, в библии сказано, что Бога никто не может видеть. Но в то же время изображение ангелов указывает на ангелов. И домостроительство общественной жизни, религиозной и государственной строилось по этому принципу. Это отражено даже в особенностях славянского языка. На русском языке мы свободно можем сказать любую фразу, но на старославянском языке она будет иметь совсем другое значение. Возможно даже отличное от привычного нам.

Собственно говоря, храм на Руси выполнял совсем другую функцию, нежели то, чем сейчас является православный храм. Храмы были слободские и по названиям храмов в крупных Российских городах мы можем четко определить, какая была слобода.

Храмы являлись народными домами, куда люди собирались для того, чтобы отмечать не только религиозные праздники, но и семейные. Как правило все средневековые храмы были большие, но самую большую их часть занимали трапезные. Почему? Потому что в трапезных собирались все верующие люди чтобы отметить праздники, но эта часть не считалась храмом. Храмом считалась часть после алтаря и то, что в алтаре.

На клиросах в храмах, хранились княжеские библиотеки. Которые были доступны для слободских людей. Любой прихожанин мог взять книгу на дом. Разумеется, это и стало особенностью этого, так скажем «куска» русской земли. Слободской принцип средневековых храмов заключался в том, что во-первых само название храма всегда указывало на слободу и людей воспитывали исходя из того, как этот храм назывался. Если купеческие слободы, как правило, называли в честь бессребреников Косьмы и Дамиана, это значит они воспитывали в маленьких «купчатах» нистяжательство. А если в слободах имелись храмы Георгия Победоносца или Ивана Воина, то воспитывали естественно воинский дух. Воспитывали в определенных традициях и естественно, их учили соблюдать заповедь Христову: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Домостроительство на Руси начинается задолго до крещения Киевской Руси.

Было много рассказано о том, как народ шел к Крещению Киевской Руси, о завоеваниях князя Владимира, о значении книг и библии. Много было рассказано о том, что православный народ средневековья были гораздо начитанные и образованнее, нежели в наше время. Библия становилась цитатами для их речи. Они знали Платона, изучали труды Иосифа Флавия, Аристотеля.

Постепенно беседа перешла на современное время. Здесь тоже было сказано немела. Но особенно заинтересовала присутствующих новая методика. Отец Олег рассказал о том, что в Москве существует такая практика, что детей дошкольного возраста обучают в начале славянскому языку и чтению, а затем отдают уже в обычную школу. И дети в таких классах в изучении языка преуспевают намного лучше, чем их сверстники, не проходившие такое обучение.

Особое внимание студентов удалось заострить на основных понятиях «Домостроя». Некоторые молодые люди вынесли для себя много нового.

Отец Олег отметил огромную важность нашего прошлого по отношению к будущему. «Тот народ, который не знает своих корней, обречен на забвение и уничтожение. Не бывает будущего без прошлого.» — отметил отец Олег. 
IMG_2527IMG_2528IMG_2526IMG_2531