Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
IMG_2398

Untitled document

IMG_239826 апреля в Балашовскую Епархию с циклом лекций прибыл известный Московский миссионер протоиерей Олег Стеняев. Темой первой лекции, прошедшей в Городском Дворце Культуры г. Балашова, стала «Реабилитация лиц, пострадавших от деятельности нетрадиционных религий». В ходе лекции отец Олег подробно осветил следующие  вопросы:

 

Мы будем разбираться не в технической стороне вопроса, а в религиозной составляющей. В том почему если существует одна Библия, существуют такие диаметрально противоположные понимания этого текста и с чем это может быть связано.  Прежде всего следует сказать, что сама Библия предупреждает нас о том, что есть две группы лиц, которым опасно читать священное писание: об этом пишет апостол Петр во втором послании (3я глава? 15-16 стих).  Апостол говорит, что есть две категории лиц, которые к своей погибели искажают Священное Писание: невежды и неутвержденные. Кто такие невежды? Невежды – это возможно крещенные, но не наученные. Неутвержденные  — это и не крещенные в Церкви и не наученные.

Церковь – столп утверждения Истины, а эти люди не утверждены в этой Истине.  И когда такой человек берет в руки Библию, он общается не с Библией, а со своим субъективным  пониманием этого текста. Если взять 10 разных людей  и раздать им по экземпляру Писания, то через год мы получим десять разных пониманий одного и того же текста. Библия никогда не существовала сама по себе.  Она всегда существовала в Традиции.

Когда была Ветхозаветная церковь Израиля, то такой традицией являлась Массора, т.е. Предание. Когда возникает Новозаветная Церковь, т.е. Христианская, то Предание толкуется как Традиция правильного понимания Писания. Если апостол Петр говорит, что две категории этих лиц, они к собственной своей погибели извращают Писание, то возникает вопрос о критерии: если сама Библия не  обладает критерием, так как есть люди, к своей Погибели, извращающие Писание, то должен быть какой-то дополнительный критерий понимания этого текста. 

Сектант может сказать, что это его личный религиозный опыт, но это глубоко субъективно. Кто-то скажет, что им руководит непосредственно Святой Дух.  Кто-то скажет, что Писание изучалось группой людей, как например это делают Свидетели Иеговы, но тогда почему другие люди, изучающие Писание не соглашаются с их выводами?  Без сомнения Святые Апостолы оставили нам не только тексты, но и правильное понимание своих текстов, т.е. Священного Предания.  Если мы спросим сектанта о его отношении к Преданию, то они воспринимают это как что-то негативное и они скажут, что предания старцев, иудейские и так далее  — предания людей. И действительно в Библии говорится о существовании Человеческих преданий, но там говорится об отживших преданиях  Ветхозаветной Церкви. А в Священном Писании говорится об Апостольском Предании в позитивном, а не негативном смысле. Например, если мы откроем Первое послание Коринфянам то в нем апостол Павел пишет: «хвалю Вас, братья, что вы все мое помните и держите предание так, как я передал вам». А вот в новом переводе Свидетелей Иеговы слово Предание заменено на Традиция. Что не совсем точно по отношению к греческому термину, означающему то, что «принимается и предается далее без изменений». И Святые отцы сформулировали это так:  Предание – это не то, что ты выдумал, а то, что ты принял и не повреждая передал дальше».  Если мы спросим баптиста, адвентиста, иеговиста о том, что такое апостольское предание – то может быть кто-то скажет, что Новый завет и есть апостольское предание. Мы можем согласиться с этим лишь отчасти. 

Собственно говоря Иисус Христос не оставил нам никакой книги.  Он лишь проповедовал, а его ученики записывали свидетельства об Иисусе Христе.  Почему мы имеем четыре Евангелия, рассказывающие как бы об одном.  Это связано с тем, что в Законе Божием сказано, что любое слово верно при двух-трех свидетелях.  А здесь же свидетелей гораздо больше. И они описывают то, что видели своими глазами: евангелисты  Матфей и Иоанн были непосредственным участниками всех событий, Евангелие от Марка – записанная проповедь апостола Петра, а Евангелие от Луки – свидетельство апостола Павла, собранное во время его пребывания в Иерусалиме. 

Новый Завет формировался постепенно. И мы не можем утверждать, что в  первом веке все общины имели все четыре Евангелия. Апостол Павел пишет: «прочитайте эти Послания в других церквах». Но до третьего века эти книги не были собраны вместе. Это случилось на Никейском Соборе, где был окончательно сформирован канон. И здесь возникает противоречие: некоторые сектантские группы признают этот канон.  Но если они признают одно деяние собора, то они должны признавать и все остальные деяния этого Собора. Если бы они были Церковью Бога, то у них сохранились бы и Писание и правила применения этого текста.  Каждая секта придерживается своей трактовки.  Если мы посмотрим на Святых отцов первого-третьего веков, то мы увидим  их согласие в трактовке Святого Писания.

Итак, Предание – это важный критерий понимания слова Божия.  Как показывает нам апостол Павел, если люди не утверждены в вере, не научены, то им опасно общаться с Писанием.  Если же в общине нет понимания Предания в Апостольском смысле этого слова, то они врд ли могут называться и христианскими.

Теперь мы должны задать вопрос: что первично – Писание или Предание?  Первично Предание. Первое Писание было сделано Моисеем Боговидцем, до него существовали бесчисленные поколения Патриархов, Божиих Пророков, принадлежащих к народу Божию и владевших всей информацией, которую потом записал Моисей. Например, Авель знал как правильно приносить жертву! Как пишет Иоанн Богослов: Древние не имели нужды в Писании, они общались с Богом непосредственно. Но поскольку люди потеряли такую возможность, то как последнее средство им было дано Писание. И что же будет если мы потеряем и его? Откуда мы знаем, что Посланий апостола Павла именно 14, а не 15? Мы знаем это именно по Преданию.

Каким же принципом руководствовалась Церковь изучая Предание? Под истинным Преданием. Истинное Предание – это такая вера, которое исповедовалась всегда и везде. Но сам авторитет Писания подтверждается Преданием.  Мы имеем Канон в том виде, в каком его создала Церковь.

_MG_2434_MG_2435_MG_2438_MG_2439IMG_2446IMG_2450IMG_2451IMG_2452
img src=