Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

4 ноября, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери и День народного единства, митрополит Саратовский и Вольский Игнатийепископ Балашовский и Ртищевский Тарасийепископ Покровский и Новоузенский Пахомий и епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей совершили Божественную литургию в Казанском храме г. Саратова. Архиереям сослужило духовенство Саратовской епархии.

После Литургии состоялся большой крестный ход с Казанской иконой Божией Матери, который проследовал от Казанского храма до Свято-Троицкого кафедрального собора. В соборе пребывает одна из важнейших святынь епархии — старинный список с чудотворного Казанского образа Пресвятой Богородицы. Наряду с Казанской иконой в шествие была взята крестоходцами икона священномученика Игнатия Скопинского, небесного покровителя митрополита Игнатия.

В большом крестном шествии с единодушной молитвой приняли участие тысячи саратовцев. К ним присоединились губернатор Саратовской области Роман Викторович Бусаргин, вице-губернатор области – руководитель аппарата губернатора области Игорь Иванович Пивоваров, министр по делам территориальных образований Сергей Юрьевич Зюзин, министр внутренней политики и общественных отношений Наталья Валерьевна Трошина, ректор Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского Алексей Николаевич Чумаченко и другие представители власти и общественности.

Путь крестоходцев сопровождался величественными песнопениями, обращенными к Божией Матери, которые исполняли три хора: Архиерейский мужской хор Саратовской митрополии под управлением регента Александра Германовича Занорина, хор духовенства Саратовской епархии и хор Саратовской православной духовной семинарии.

Традиция проведения этого крестного хода существовала в Саратове много лет, но в последние два года из-за ограничений, вызванных эпидемией коронавируса, он не проводился. Верующие саратовцы соскучились по крестным ходам и в праздник народного единства остро ощущали, что чего-то важного не совершается в этот день. Известие о том, что традиционное крестное шествие состоится вновь, православные горожане восприняли с большим воодушевлением, тем более что именно сейчас потребность в молитве о мире и единстве чувствуется людьми совсем иначе — более живо и осмысленно.

«В крестном ходе физически ощущается единение душ людей, этого так не хватает в современном мире, — делится прихожанка храма святых новомучеников и исповедников Церкви Русской села Елшанка Воскресенского района Юлия Ракчева. — Люди, которые идут рядом, соединены молитвой, и такая молитва творит чудеса. Я очень рада тому, что в этом году возобновляются крестные ходы, в свете нынешних событий это необходимо как никогда. На крестный ход в Саратов мы собрались почти всем приходом».

Этот крестный ход, в котором приняли участие тысячи прихожан со всех районов города, совершался со всеобщей сердечной молитвой о нашем Отечестве, народном единстве и мире. К участникам шествия присоединялись всё новые и новые участники — жители домов, мимо которых проходило шествие, и просто прохожие, оказавшиеся случайно в этот день в центре города. И чувствовалось, насколько сильно сегодня нуждаются люди в надежде и вере, в утешении и помощи Божией.

Самые горячие мольбы русские люди испокон веков обращали к Божией Матери. Вера в Ее заступничество объединяла народ перед лицом беды. И только благодаря единству мы преодолевали страшные испытания, переживали смутные времена, вновь и вновь налаживали разрушенную жизнь.

Диакон Кирилл Бобров, клирик Георгиевского храма г. Саратова, в крестных ходах участвует с детства — его брала с собой мама. «Для меня это было что-то удивительное: столько народу куда-то идёт. Ощущались чувство единения всех этих людей и причастность к чему-то большому и важному. Я рос, и мое восприятие крестных ходов росло вместе со мной, — вспоминает отец Кирилл.— Помню, один раз я даже сбежал из школы: нас не отпустили, а я просто не мог не пойти крестным ходом на Казанскую. Тогда это больше воспринималось, наверное, как приключение, а вот лет после двадцати, когда я уже принял участие в крестном ходе в Вавилов Дол, стал относиться к этому серьезнее. Крестный ход — это не только единение между людьми, но и единение с Богом. Поэтому так важно на этом пути не обсуждать с друзьями какие-то свои дела, как на прогулке, а молиться и настраивать себя именно на совместную молитву, на общее дело. Два года подряд из-за ковида у нас не было этой возможности, и думаю, многие за это время осознали, насколько это важно и нужно».

Студент Саратовской православной духовной семинарии чтец Данила Пронин также начал участвовать в крестных ходах еще ребенком: «В детстве всегда с предвкушением ждал момента окончания службы, когда пономари начинали собирать хоругви, запрестольные крест и икону, грузить все это в автобус. Потом мы все вместе с прихожанами и священниками отправлялись к Казанскому храму. С началом крестного хода меня охватывало трепетное чувство, что я сейчас участвую в чем-то большом и очень важном. Хоть тогда я и не мог осознать весь масштаб и ценность этого события, но подсознательно это понимал. Дорога обычно занимала около двух с половиной часов, но усталость, равно как и холод, совсем не ощущались. Сегодня я снова иду в крестный ход, и очень хочется вновь возгреть в себе те трепетные чувства из детства и притом осмысленно пройти весь этот путь».

В конечной точке крестного хода, возле Свято-Троицкого собора г. Саратова, был совершен праздничный молебен. После молебна было возглашено многолетие.

Во внимание к усердному служению Святой Христовой Церкви, к празднику Рождества Христова, председатель епархиальной комиссии по принесению святынь и организации крестных ходов, благочинный Свято-Духовского собора г. Саратова иерей Димитрий Григорьев был удостоен права ношения наперсного креста золотого цвета, по должности.

Митрополит Игнатий поприветствовал всех участников крестного хода и поздравил с празднованием в честь Казанской иконы Божией Матери.

«Этот образ всегда по-особому чтился в России и продолжает чтиться теперь. До революции этот день праздновался еще и как День победы. В то опасное Смутное время, когда польские интервенты захватили власть, для многих было трудно понять, где правда, а где ложь — тем более что информационное поле было не таким, как сейчас. И тем не менее Минин и Пожарский смогли собрать ополчение, которое отбило русскую землю у врага нашего православного Отечества, – напомнил архипастырь.—  Сегодня наше Отечество снова в опасности, и она опять идет с западной стороны, из-за океана. К сожалению, используется самый близкий нам народ — украинский, наш братский народ, с которым многие из нас связаны тесными семейными, родственными узами. При взгляде на происходящее возникает такое ощущение, что хотят уничтожить как можно больше славянского населения. Борьба, которая сейчас идет,— не против Украины и не против украинцев. Мы объединены одной верой, одним Отечеством, и то, что между нами пролегли государственные границы, совершенно не означает, что мы должны быть во вражде. У нас есть пример Беларуси — с ней есть государственная граница, но мы дружим. Почему-то решили сделать врага России в лице украинского народа. Это делалось долго, целенаправленно, на это выделялись большие средства. Но давайте вспомним: всегда один-два раза в столетие Запад нападал тем или иным способом на русскую землю и ни разу, по большому счету, не одержал победы над нами. И хочется верить, что так будет и в этот раз».

Владыка отметил, что для разрешения этого мировоззренческого конфликта есть очень важное условие: наше общество должно вернуться к традиционным идеалам. «Мы не должны быть придатком западного сообщества. Мы видим, что делается с Европой, где враг рода человеческого, уже не скрываясь, показывает свою страшную личину,— предостерег владыка.—  Мы все хотим, чтобы наши дети росли в нормальном обществе, где есть папа и мама, а не “родитель №1” и “родитель №2”. Православная вера — это большая преграда для Запада, потому что мы никак не можем принять этих псевдоценностей, которые нам навязываются под видом толерантности. Либеральная идея доведена до крайности, все встало с ног на голову, этого не видит только слепой. Если человек задает себе вопрос, кто мы на этой земле, для чего мы живем, кем мы вызваны к бытию и какова наша конечная цель, то он будет искать ответ. А ответ нам показывает многовековая история христианства и других традиционных религий, где есть непреходящие ценности. Есть вещи, которые невозможно оспорить. Мама — это мама, папа — это папа, черное — это черное, а белое — это белое. Но кто-то это оспаривает, и это первый шаг к тому, чтобы потом в открытую людей заставить отрекаться от Христа».

«Нужно, чтобы мы задали себе вопрос: что происходит с нами? А ведь происходит! В нашем обществе много страшных вещей — пьянство, наркомания, и одна из самых страшных — аборты,— добавил архипастырь.— Родители добровольно отказываются от жизни своих детей, и даже наше христианское сообщество к этому стало привыкать, это стало нормой. Приходит женщина на исповедь и признаётся, что было два, три аборта — дескать, не разводить же нищету. Что за глупость! До революции многие крестьяне жили гораздо скромнее, чем даже малоимущие люди сейчас, но вопрос так не стоял. Представители ислама порой живут в весьма бедных условиях, но при этом не делают абортов, у них рождаются дети. Нам надо задуматься о том, что с нами происходит, и покаяться. Если мы принесем покаяние, если наше сердце будет разрываться от того, что льется младенческая кровь, то это уже хороший сигнал: что-то живое в нашем сердце осталось».

«Главное — не подменять правду ложью. Ведь в чем коварство врага рода человеческого? Он маскируется под добро, он не имеет своей субстанции и паразитирует на Боге, на добре,— также сказал владыка.— У него нет ничего своего, он вор и лжец и пытается род человеческий уклонить в ту погибель, куда он сам отправился, когда восстал против Создателя».

«Я очень рад, что в этот ноябрьский день вы пришли сюда помолиться Пресвятой Богородице, Которая является Покровительницей нашего Отечества и имеет особое дерзновение молиться перед Своим Пречистым Сыном за всех нас. От всей души поздравляю вас с праздником — с днем Казанской иконы Божией Матери и Днем народного единства. Единство нам сейчас жизненно необходимо. То, что столько людей пришло сюда сегодня, говорит о том, что зачатки нашего единства существуют. Пришла беда — и мы должны объединяться, друг за друга стоять и помнить, что и на той стороне, в братском народе очень много людей, которые также исповедуют православие и хотят мира. Мы будем молиться, чтобы Господь отогнал от Святой Руси внешнего врага и чтобы мы с нашими братьями жили в мире, единоверии, согласии и любви. Человеческими силами невозможно этого достичь, когда льется кровь, но с Богом возможно все. Господь всемогущ, и Он может любые сложные обстоятельства преложить во благо и к миру», – заключил владыка Игнатий.

В завершение владыка поблагодарил епархиальных волонтёров, которые трудились целую неделю, чтобы подготовить трапезу для такого большого числа крестоходцев. По окончании богослужения все участники крестного хода смогли подкрепиться кашей и горячим чаем. Митрополит Игнатий благословил трапезу, а затем присоединился к ней вместе с губернатором области и архиереями Саратовской митрополии.

Здесь же, у стен собора, проходила благотворительная акция «Добрые блины», организованная православным сообществом «Ковчег».

В крестном ходе приняли участие более десяти тысяч человек.

Пресс-служба Саратовской епархии