Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

В православной Догматике есть ряд тем, которые не часто обсуждаются, что обусловлено неясным представлением о предмете. Одна из таких тем – свойство воскресших тел. Одни из догматов мы принимаем исключительно на веру, другие можем отчасти познать опытным путем. Учение о воскресении тел имеет двоякий характер: с одной стороны мы говорим о том, что произойдет в будущем, а с другой – рассуждаем о судьбе своих собственных тел, их участи после Всеобщего Суда.

 

Христианское сознание неразрывно связано с мыслью, изложенной как в Предании – «Чаю воскресения мертвых», так и в Священном Писании. Ожидание воскресения, восставления наших тел есть не самоцель, но важный этап на пути христианина. А раз так, то следует уделить внимание и как можно подробнее рассмотреть те предположительные свойства, которыми будет обладать наше воскресшее тело.

Апостол Павел в своем послании к Коринфяном говорит: «тленному сему надлежит облечься в нетление» (1Кор. 15, 53). Под этими словами святоотеческое толкование подразумевает два состояния нашего тела. «Тленное» — это период пребывания человека от рождения до момента разлучения души от тела. Говоря о «нетлении», мы подразумеваем некое состояние не изменения, но вместе с тем и невещественности, эфирности предмета. Однако состояние нетления тела не будет для человека чем-то новым. По мнению современных богословов, тело будет восстановлено в том состоянии, в котором оно было до грехопадения, в так называемой «древней доброте». Таким образом, состояние  тела после воскресения должно соответствовать телесному состоянию до прародительского греха, но мы не можем с точностью сказать о том, каким было это состояние.

Делая небольшое отступление, можно сказать, что по одному из толкований, наибольшей частью иудейского характера, когда Бог после грехопадения «сделал Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21), то первые люди получили собственно тела, так как до сего были бесплотными. Известный христианский экзегет II в. Ориген поддерживал эту идею, что сказалось на его учении о воскресении. Аскет, которому немного можно было найти равных, думал, будто не воскреснет настоящее тело человека, в каком он живет, но душа его будет иметь в будущей жизни новое эфирное тело. И хотя мы можем отчасти сказать, что по поводу состояния воскресших тел Ориген вряд ли ошибался, тем не менее, относительно связи непосредственно нашего нынешнего тела с будущим, христианский автор заблуждался. Это можно понять из его богословской системы: если тело есть следствие греха и наказание за грех, то как может нести это наказание искупленный Кровью Христовой в Небесном Царстве?

Возвращаясь к теме необходимо сказать о том, будет ли самосознание, личность человека соотносить себя со своим воскресшим телом, или последнее будет на уровне нового творения? На этот вопрос может нам ответить Священное Писание Ветхого Завета. Праведный Иов, будучи постигнут тяжелыми испытаниями, все же восклицает: «А я знаю, Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19, 25-27). Эти слова весьма ярко говорят об идентичности умершего и воскресшего тела. Об этом же говорит и свт. Иоанн Златоуст, «воскреснет и вкусит вместе с душой вечную славу то же самое тело, что терпит напасти и мучения. Ибо несправедливо, чтобы одно тело страдало, а воскресло другое».

Современный нам греческий богослов Афанасий Деликостопулос вторит святителю Иоанну: «воскресшие тела соединяются со своими душами, которые будут находиться в промежуточном состоянии, чтобы награду и наказание получили и тело и душа, с которыми человек соделал или доброе или злое».

Православная Церковь начиная со Своего Главы – Господа Иисуса Христа, продолжая в Своих верных чадах  — отцах и учителях Церкви и заканчивая уже нами, «чает воскресения мертвых», т.е. соединения некогда разлученных души и тела человека, чему есть свидетельство Священного Писания.

Примеры воскресения из Писания

Несмотря на то, что Ветхий Завет есть период приготовления человечества к пришествию в мир Воскресшего Спасителя, в Писании мы находим три случая воскресения отдельных людей.

Первый из них: это воскресение пророком Илией сына сарептской вдовицы (3 Цар. 17, 19-23). Второй пример последовал по молитвам ученика пророка Илии – пророка Елисея, который так же воскресил отрока (4 Цар. 4, 32-37). И наконец, случай воскресения, совершившегося без внешних на то причин, а лишь от соприкосновения с костями уже умершего на тот момент пророка Елисея (4 Цра. 13, 20-21).

Примечательно то, что все эти чудесные случаи были совершены посредством соприкосновения с телом умершего. Пророк Илия взял отрока на руки и положил на свою постель; пророк Елисей «поднялся и лег над ребенком, и приложил уста к его устам, и свои глаза к его глазам, и свои ладони к его ладоням»(4 Цар. 17, 34). В этом состоит одно из отличий от воскресения мертвых в Новом Завете.

Кроме самих примеров личного воскресения Ветхий Завет не лишен и идеи о будущем всеобщем воскресении. Начиная от праотца Адама, все ветхозаветные  патриархи, пророки и праведники несомненно верили в воскресение и ожидали его. К примеру, праотец Авраам, вознося своего сына на жертвенник, по слову апостола Павла, веровал, что «Бог силен и из мертвых воскресить» Исаака (Евр. 11, 19). Патриарх Иосиф при своей жизни проявляет заботу о своих останках – просит вынести свои кости из Египта (Быт. 50, 25). Видимо здесь кроется та мысль, что при всеобщем воскресении Иосиф хотел оказаться на своей Родине.

Приведенное выше восклицание праведного Иова ярко выражает веру ветхозаветных отцов в воскресение. Приближаясь к Новому Завету мы вспоминаем Маккавеев – семь братьев мучеников, которые идут на смерть, но не преступают отеческих законов. В словах братьев не просто исповедание веры в воскресение их тел, но, по сути, – учение Церкви. Один из них говорит: «Царь мира воскресит нас,  умерших за Его законы, для жизни вечной». Третий из братьев, когда мучили его и хотели ему отрезать язык, тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». И, наконец, последний, обличая мучителей, говорит, что он возлагает «надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же (мучителя) не будет воскресения в жизнь».

Все эти высказывания есть несомненное свидетельство веры Ветхого Завета в воскресение мертвых, подтвержденные к тому же примерами самого воскресения. Новый Завет, помимо главной благой вести – воскресения Христа, говорит нам и о других случаях воскресения совершенных Им Самим.

Первое воскрешение Господа Иисуса Христа совершилось во время Его служения от второй до третьей Пасхи в 28 г. Интересно то, что это был так же сын вдовы, но видимо старше, нежели сын сарептской вдовы, потому что Господь называет его «юноша» (Лк. 7, 11-17). В том же году произошло воскрешение дочери начальника синагоги. При этом чуде Господь берет умершую за руку и по воскресении дает ей есть, для удостоверения того, что это не призрак или дух, но полноценный человек. Третье и, наверное, самое яркое воскрешение Господь совершил над праведным Лазарем, который был мертв уже четыре дня (Ин. 11). Здесь проявляется вся власть Бога над человеком. Будучи четыре дня во гробе, Лазарь слышит повеление своего Владыки – Христа и идет к Нему навстречу.

Из этих трех воскрешений, совершенных Спасителем, мы можем вынести одну закономерность — Христос обращается к умершим. Обращаясь к личности умершего человека, Спаситель прямо указывает на восстановлении той же личности и во всеобщем воскресении. Было бы странным, если бы умершие были воскрешены Христом не в своих, а чужих или вовсе иных телах. Однако возвращение души в свое прежнее тело также есть указание на то, что это же последует и во всеобщем воскресении. Да и сама суть воскресения состоит, как уже говорилось, в соединении души и тела.

В Писании Нового Завета мы находим еще два свидетельства воскресения. Они как бы объединяют примеры воскресения Ветхого и Нового Заветов по своему образу. Первый из них – это воскрешение апостолом Павлом юноши Евтиха (Деян. 20, 7-12). Находясь в проеме окна и слушая проповедь апостола, Евтих уснул, так как была ночь, и выпал из окна. От падения он умер на месте. Сойдя вниз, апостол Павел пал на него и обнял его. Это было сделано для того, чтобы через свое прикосновение к телу усопшего возвратить его к жизни. Здесь мы можем провести аналогию – так же делали пророки Илия и Елисей.

Второй пример апостольского воскрешения совершил апостол Петр над праведной Тавифой. Придя в горницу, где лежало тело Тавифы, Петр, подобно Христу, изгоняет оттуда плачущих и всех прочих. Апостол, обратясь к телу, взывает: «Тавифа! Встань!». Как можно убедиться, этот случай соответствует воскрешениям, совершенным Спасителем.

Все эти реальные случаи доказывают нам истинность и всеобщего воскресения. Но Богу угодно было отнять у нас и малейший повод к сомнению. Он воскрес Сам.

Воскресение Господа Иисуса Христа

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15,14). По словам прот. Сергия Булгакова, «телесное воскресение Спасителя рода человеческого есть самое твердое основание всего христианства».

Будучи Истинным Человеком, Господь Иисус умирает на Кресте, погребается. Воскресение Христово совершается   также в Его Богочеловеческой, взаимопроникновенной природе.

Св. Писание не дает нам никакого известия об образе Воскресения Христова. Своим тридневным Воскресением Христос показал некоторый новый образ воскресения, до этого неизвестный. Несомненно, что причиной этому является то, что и Воскресший отличался от других людей, восставленных от смерти.

После Воскресения человеческая природа Христа претерпела изменение, а точнее преображение. Христос совоскресил с Собою все человечество и все творение, как говорит об этом прп. Ефрем Сирин: «вместе с воскресением и тварь, сбрасывая с себя зимнюю угрюмость, вновь расцветает и оживает».

Воскресение Христово наделило нас возможностью жизни во всей полноте. Наделило возможностью жизни после Второго и Славного Пришествия в наших телах, которые мы получим обновленными, по образу Христа.

Свойство воскресших тел

Воскресение людей в жизнь будущего века в своих телах стало возможным благодаря телесному Воскресению Христа. Это мы можем понять из Св. Писания: «Наше же жительство – говорит апостол Павел – на небесах, откуда мы ожидаем Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Фил. 1, 20-21). А раз так, то стоит обратится к тому же Писанию, которое говорит о Воскресшем Христе.

Возникает вопрос о способе существования такого тела. Если прежние небо и земля минуют, а на их место придут новые (Откр. 21, 1), то эти новые небо и земля должны быть также духовными и нетленными. В новом мире тело не будет нуждаться в пище, питии и других естественных для нашего организма потребностях. Наше представление о воскресшем теле может найти свое отражение лишь в Священном Писании, на примере Самого Господа.

Первый, кто был удостоен видения Воскресшего Господа, была Мария Магдалина. Стоя у горба и плача, она «обратилась назад и увидела Иисуса, стоящего, но не знала, что это Иисус» (Ин. 20,14). Видя Христа, Которого прежде она видела не реже Его учеников, она, тем не менее, не узнает Его. Воскресшая плоть Его приобрела то состояние, при котором это было возможно. То же самое повторяется и по дороге в Эмаус с Лукой и Клеопой, которые беседовали со Христом, но узнали Его лишь «в преломлении хлеба» (Лк. 24, 14-32).

Тело воскресшее будет то разрушившееся по смерти тело, которое мы имеем при жизни. Это подтверждают уже приведенные выше слова ап. Павла, что «тленному сему надлежит облечься в нетленние». Но наше тело будет все же иным. Если в течение земной жизни человеку свойственно изменяться в теле, то тем более это изменение произойдет для вечной жизни. Свт. Григорий Нисский так говорит об этом: «естество человеческое, оставив в смерти все свои отличительные свойства, какие приобрело страстным расположением, не утратило себя самого». Об этом же говорит прп. Иустин Попович – «воскресшие тела, хотя они будут духовны и бессмертны, не утратят своей сущности, того, что тело делает телом, ибо воскресение не есть создание нового тела, но оживление и преображение ветхого». О сохранении телом своей природы учит прп. Макарий Египетский: «в воскресении каждый, исполнившись Духа, останется в той же природе и сущности».

Апостол Иоанн Богослов говорит о явлении Спасителя ученикам на Тивериадском море (Ин. 21, 1-14), где ученики подобно Марии Магдалине не узнали Божественного Учителя. В этом можно видеть исполнение слов Господа, о том, что «праведники воссияют как солнце в Царстве Отца своего» (Мф. 13,43). И хотя Евангелие не говорит об этой внешней славе, можно думать, что она присутствовала, хотя и не во всей полноте, отчего узнаваемость Лика Христова была затруднена. Однако не всех воскресших ожидает одно и тоже.

В том же Евангелии от Иоанна мы читаем: «и изыдут творящие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28). Сам Господь, таким образом, делает различие в состоянии тел грешников и праведников. Говоря словами свт. Иоанна Златоуста, «все восстанут нетленными, но не все во славу, а одни для наказания, другие же для славы».

Воскресение тел произойдет в том образе, в каком они разлучились от души. Однако, получившие при жизни какую-либо серьезную травму или потерявшие части тела, в воскресении вновь получат полное восстановление. В этом нас уверяют исповеднические слова братьев Маккавеев.

Несмотря на то, что мы не можем говорить с полной уверенностью о теле первозданного человека, тем не менее, мнения многих отцов Церкви сходятся на том, что в воскресении природа человека будет восстановлена именно в том виде, в каком пребывала до грехопадения.

Помня обещание Спасителя, участвуя в таинстве Тела и Крови Его, мы с радостью ожидаем Его «Паки пришествия», воскресения умерших и изменения живых. «Чаем воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь!»

иеромонах Серафим (Козин)