Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
0_5148e_c80956f3_XL_copy
0_5148e_c80956f3_XL_copyУже с первого года призвания апостолов Господь Иисус Христос начал им говорить о предстоящих Ему страданиях. Так, например, Он говорил ученикам, что «Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть.» Когда же ап. Петр, руководствуясь добрыми чувствами к Учителю, пытался было отговорить Его от такого подвига, Господь решительно и строго остановил Петра, сказав ему: «Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мт. 16:21-23). Немного позже, поясняя апостолам цель Своего пришествия в мир, Господь сказал: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мт. 20:28).
Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос снова поведал апостолам, какой великий подвиг Ему предстоит, поясняя, что именно для совершения этого искупительного подвига Он пришел в наш мир: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел» (Иоан. 12:27). Только в прощальной беседе с учениками во время Тайной вечери Спаситель стал говорить о духовных плодах предстоящих Ему страданий. Так, Ему надо пострадать для:

• Осуждения дьявола,
• Привлечения людей на путь спасения,
• Прощения грехов верующим,
• Ниспослания на верующих Духа Утешителя
• Для приготовления верующим небесных обителей

Приводим здесь из прощальной беседы слова Спасителя об этом. Начиная Свою беседу, Господь объяснил, что Его смерть необходима, потому что: «Если пшеничное зерно, упав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода … Ныне суд миру сему (осуждение неверующего мира); ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на кресте), всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, — добавляет Евангелист, — давая разуметь, какою смертью Он умрет» (Иоан. 12:23-24, 12:31-34). На этой же прощальной вечере, устанавливая таинство Причащения, Господь соединил силу этого таинства с предстоящими страданиями и сказал, указывая на чашу с вином: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мт. 26:27-28).
Из следующих слов Спасителя ясно, что Его крестные страдания были совершенно необходимы для ниспослания верующим благодати Духа Святого: «Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел (на страдания); ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» (Иоан. 16:7). Господь далее говорит апостолам, что Он добровольно берет на Себя искупительный подвиг по причине Своей великой любви к людям. Напоминая им притчу об овце, заблудившейся в горах, Спаситель им сказал, что Он есть «Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь, чтобы опять принять ее … Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее … Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы — друзья Мои» (Иоан. 10:11, 15:13-14). Но, хотя страдания на кресте чрезвычайно опечалят апостолов, они должны утешать себя предстоящим вскоре рождением духовным: «Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир» (Иоан. 16:21).
И дальше, как следствие Его крестной смерти, будет приготовление верующим небесных обителей: «Когда пойду (в тот мир) и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я» — в месте вечной славы (Иоан. 14:3) .После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

 

Епископ Александр (Мелиант)