Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Untitled document


В день праздника Богоявления — Крещения Господня, всякому православному христианину не лишне вспомнить о другом крещении, о том крещении, которое совершено было над каждым из нас, православных христиан, крещении, в котором каждый из нас дал устами своих крестных родителей или сам лично обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от Сатаны и дел его, и будет всегда соединяться, «сочетаваться» с Христом.

Эти обеты не только забываются людьми, но многие вообще ничего не знают о них и о том, что эти обеты за них произнесены и что они должны были бы подумать о том, как надо эти обеты исполнить. Христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24), или: «Кто не несет креста своего.. . не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27), или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5), не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся становились действительно новыми людьми.

Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом и для себя полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов. Каким образом сложится наша дальнейшая жизнь после крещения? Мы ведь все время меняемся, и не всегда в лучшую сторону. В каждом человеке заложены такие потенциальные возможности, о которых он и не подозревает. Возможности как в одном, так и в другом направлении; как ввысь, так и вниз. И если бы нам предложили символически изобразить эту дальнейшую жизнь в виде рисунка, то наиболее точным рисунком стало бы изображение лестницы. Лестницы, основание которой на земле, а последние ступени — в небесах.

Впрочем, последних ступеней у этой лестницы нет. Движение к Богу, начавшееся в день крещения, не должно уже завершиться никогда, ни в этом веке, ни в будущем. Ведь движение это — возрастание в любви, в познании Господа. Этот путь бесконечен. Лестница в Царство Божие менее всего похожа на эскалатор, где достаточно встать на первую ступеньку, и дальше уже сама лестница тебя понесет. Нет, здесь восхождение на каждую новую ступень требует новых усилий. Потому что «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его…» (Мф. 11.12). И в одиночку никому не удастся продвигаться «вперед и ввысь», необходимо, чтобы рядом были братья и сестры, чтобы путь наш совершался в единстве со всеми верующими в Господа Иисуса Христа и любящими Его. Это единство и есть — Церковь Христова. Членами Ее сделало нас крещение, и теперь общение с братьями и сестрами, в молитве, таинствах, добрых делах — непременное условие нашего движения. Печально, но многие из крестившихся после совершения таинства возвращаются к той жизни, которая была у них прежде, ничего в ней не меняя. Чтобы раскрыть всю полноту той жизни, к которой нас зовет Христос в Церкви, необходимо постоянно читать и перечитывать всю свою жизнь Евангелие.

Вдумчивое чтение Евангелия и соотнесение читаемого со своею жизнью, непрестанная проверка Евангелием своей совести должно стать непременным деланием каждого христианина. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня…..» (Ин.14,21), — говорит Иисус Христос. О каких заповедях идет речь? Ветхозаветная церковь знала огромное множество заповедей. Суть их кратко выражена в десяти заповедях. Евангелист Матфей собрал самое главное из сказанного Господом о том, как должно Его ученикам вести себя по отношению к Богу, ближним и самому себе в 5,6 и 7 главах написанного им Евангелия. Этот отрывок носит название «Нагорная проповедь», и каждому из нас необходимо хорошо знать эту проповедь и следовать ей. Начинается Нагорная проповедь «Заповедями Блаженств». Слово «блаженство» иногда переводят как «счастье». Это и так и не так. Блаженство — больше, чем счастье! Блаженство — высшее из состояний, которое может переживать человек.

По-настоящему блажен лишь Бог, а мы — в той мере, в какой соединимся с Ним. И никакое земное счастье несравнимо с тем блаженством, которое ожидает верных Господу. Как говорит Писание, «…не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор. 2,9). Многое из сказанного в Нагорной проповеди Иисусом Христом понятно и легко принимается каждым человеком, душа которого направлена к добру и любви. Любовь всегда предполагает общение между любящими. Так бывает между людьми, так же должно быть между человеком и Богом. Бог непрестанно обращается к каждому из нас, но не всегда человек умеет слушать Его. Одним из важнейших способов услышать Его голос и понять Его волю о нас — чтение и изучение Священного Писания, особенно Евангелия.

Общение, однако, должно быть взаимным. Сердце христианина должно не только слушать, но и говорить с Богом. Это совершается в молитве, без которой невозможно полноценно жить верующему. Наряду с молитвой жизнь христианина должна включать и пост. Пост — время усиленной работы над собой, включающей с одной стороны самоограничение, с другой — усиление духовной работы: молитвы, чтения, дел милосердия. Мы отказываемся от мясной и молочной пищи, а при строгом посте и от рыбы, от развлечений, всякого рода увеселений и пр., словом от всего, что, быть может, и не греховно само по себе, но отвлекает от главного: искания Царства Божия.

«Итак, — завершает Иисус Христос Свою проповедь, — всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7,24-27).

Таким же строительством «дома на песке» можно назвать и жизнь человека, принявшего крещение, но так и не пришедшего по-настоящему в Церковь,не исполнившего обеты сочетания-единения со Христом.

Вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь. Созидая же свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь

Праздник Крещения Господня напоминает всем нам о Таинстве нашего собственного Крещения, призывая каждого из нас принять это Таинство не как некий обычай, или, как говорят люди незнающие, обряд, а как великую тайну нашего спасения, и вместе с Крещением облечься во Христа. Это облечение не происходит мгновенно — так, чтобы человек вышел из вод Крещения и сразу облекся во Христа. Облечение во Христа, в спасительные ризы есть дело всей жизни, оно всегда сопровождается борьбой, напряжением сил, потому, что облечение во Христа требует преодоления многих искушений, соблазнов и обманов, всего того, что часто отрывает человека от Бога. Это есть некое задание на всю человеческую жизнь, и до самого последнего дыхания каждый из нас должен повторять слова: «Я во Христа крестился, я во Христа облекаюсь». Пусть же праздник Богоявления обновит в нас силы сохранять верность Спасителю, с Которым мы соединились, Которого мы приняли в сердце через Таинство Крещения и Которому мы должны быть верны до скончания своей жизни. Аминь. 

Иерей Сергий Киреев