Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Чего требует от человека духовная жизнь? Нет, я сейчас не о возвышенном и духовном, а о самом что ни на есть житейском. К чему, прежде всего, должен приучить себя человек, чтобы жить духовной жизнью?

Думаю, не погрешу, если скажу, что к организованности. Конечно, она сегодня не в моде, она несовременна и в нынешнем мире не востребована. Более того, неорганизованный человек сейчас – почти норма.

В самом деле (я, признаться, даже не заметил, когда именно это произошло), люди, приходящие сейчас в церковь, говорят о многих вещах, которые ещё пару десятков лет назад считались пороками, как о чём-то нормальном.

Вот, например, человек, перед которым стоит некоторая задача, а он никак с ней не справится, потому как не может собраться. Или у него есть проблема, решить которую он никак не найдёт в себе силы. Всепобеждающая лень, бесконечное откладывание на потом, малодушие, нерешительность… То есть «надо, но не могу себя заставить (не нахожу сил, не имею решимости, боюсь, ленюсь или авось да само рассосётся)».

И, представляете, люди об этом говорят. Говорят серьёзно, говорят так, будто бы все повсюду такие, говорят в уверенности, что это едва ли не нормально.

Повторюсь, когда конкретно так повелось, я не помню. Зато хорошо помню, что ещё не так давно подобного не было. О таком не говорили. Почти каждый знал, что если решение проблемы в его руках, то о проблеме нужно не говорить, проблему нужно решать. Самому, через не могу, вопреки малодушию, превозмогая лень, наплевав на страх. Могу – значит должен. А если кто-то и начинал носиться со своей нерешительностью или несобранностью, его либо осмеивали, либо переставали уважать. Относились с пренебрежительным снисхождением, как к неполноценному. Не стану утверждать, что такое отношение – норма, но об одном оно свидетельствовало ясно: взрослый человек по умолчанию понимает: должен – сделай, не смог – не жалуйся. Всё.

Да, мир сегодня другой. Требования к человеку другие, ценится в нём другое. Посмотрите на стандартные требования работодателей: активность, креативность, умение нестандартно мыслить, способность принимать спонтанные решения…

Как это работает, хорошо видно на различных информационных ресурсах. Понаблюдайте ради интереса: всё очень оперативно, новости публикуются молниеносно, лента обновляется непрерывно. Но при этом на две строки по три ошибки, предложения несогласованы настолько, что в каждом абзаце кроется двусмысленность, выражения корявы, с падежами и вовсе беда. Некоторые креативные и нестандартные даже кавычками правильно пользоваться не умеют. Но это ничего. Это неважно. Важно, чтобы оперативно, нестандартно и раньше всех.

И вот ориентированный на «раньше всех» креативный и нестандартно мыслящий человек попадает в Церковь. В среду, где поспешная небрежность не только не кажется простительной, но и прямо порицается. И оказывается, что всё то, чему его учили со школьной скамьи (вспомните дурацкие задачки на нестандартное мышление, предлагаемые тогда, когда школьник толком не умеет решать стандартные задачи с условием), что вдалбливали в голову в течение всей юности и чего каждый день требуют на работе – всего лишь ворох бессмысленных ненужностей. Он всё это годами в себе вырабатывал и даже помимо воли впитывал, сталкиваясь с сомнительными «житейскими мудростями» в соцсетях, он уже сросся со всем этим так, что не в силах отличить, где заканчивается профессиональная деформация и начинаются особенности личности. И тут…

И тут на помощь приходят систематичность и организованность. Да, мы прекрасно понимаем, что и ежедневное правило, и система постов и постных дней, и практика подготовки к причастию – всё это систематизация той сферы жизни, где человек может, а в идеале и должен принимать решения самостоятельно, вырабатывать собственный подход. Но именно потому и существует столь чёткая регламентация в сфере личной свободы, что без неё человек никогда не научится этой свободой правильно пользоваться.

Безусловно, рано или поздно всякий христианин будет способен определять себе сам содержание молитвенного правила, меру поста и многое другое. Однако случится это не раньше, чем он, будучи поставлен в рамки церковной традицией, создаст собственные, личные рамки и будет держать себя в них без всякого принуждения или внешнего воздействия. И наша задача человеку в этом помочь.

Будь он сколько угодно неорганизован и креативен в обычной жизни, он всегда способен, например, регулярно исповедоваться и причащаться. Причём делать это не «по велению сердца», то бишь раз в несколько лет, а в соответствии с определённым порядком. И, конечно же, после соответствующей подготовки.

Опыт показывает, что небрежность и расхлябанность преодолеваются человеком сравнительно легко, если только не потакают, а, напротив, создают подходящие условия.

В качестве примера могу привести такой факт: некоторое время назад стал я замечать, что среди прихожан распространилась странная привычка: исповедавшись, человек просил благословение на причастие, оговаривая при этом, что то ли не постился положенных дней, то ли правило не полностью прочитал. Как-то раз я поинтересовался, в чём состоит столь сильная необходимость причащаться именно сейчас, если человек сам понимает, что толком не готовился. «Я сначала не собирался причащаться, – сказал мне мой собеседник, – но пришёл на службу натощак и к самому началу да и подумал, почему бы не причаститься»? То есть решение причащаться человек принял спонтанно. Не собирался, не думал и вдруг решил.

Ещё пару раз столкнувшись с подобным, я обратил внимание прихожан на то, что в церковной жизни спонтанностям не место, и проблема исчезла сама собой. Как оказалось, даже тем, кто к подобному успел привыкнуть, не составило труда изменить привычку.

Собственно, к этому я и подвожу. К организованности человек привыкает довольно быстро. Конечно, если ему в этом правильно помогать. И, напротив, неорганизованность может вылиться в целую проблему, если начать потакать ей уже в церковной среде. Те, кому предоставляется возможность причащаться без должного настроя и подготовки, читать недочитанное правило во время Литургии, поститься как заблагорассудится и молиться когда захочется, рано или поздно теряют и благоговение, и интерес, что к посту, что к молитве, что к Таинствам, что к самой Церкви. Собственно, что в ней особенного, если там всё так же, как и в окружающем мире? Ни организованности, ни порядка, ни благоговения…

А элементарная организованность и упорядоченность очень быстро, и главное надёжно, настраивают человека на отношение к Церкви как к некоему инобытию, как к среде, отличной от мира, но в своей инаковости преображающей мир. Преображение же мира начинается с преображения человека, старт которому даёт в том числе и умение организовать себя, без которого невозможны ни духовная жизнь, ни борьба со страстями, ни покаяние, приносящее плоды.

Протоиерей Владимир Пучков