Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Икона в Православной Церкви неотделима от богослужения: взирая на святой образ во время общей молитвы можно полнее прочувствовать то, что хотел выразить иконописец.

 

Разные части икон повествуют о разных событиях из земной жизни праведников. Часто можно встретить иконы с т.н. клеймами, когда центральный образ обрамлён меньшими изображениями — ключевыми сценами из жития того святого, кому посвящена вся икона. Но не только образа святых имеют такую особенность. О многом могут рассказать и иконы, посвященные тому или иному празднику. Сегодня мы остановимся перед одной из них — иконой Покрова Пресвятой Богородицы.

Иконография праздника Покрова Богоматери возникла на Руси в XII в. и явилась отражением события, произошедшего в Константинополе в Х веке. Местом этого события стала Влахернская церковь, которая была одной из главных святынь Константинополя и в которой хранились риза (по-гречески — «омофор», то есть покров) и пояс Богоматери. Эти святыни были принесены туда паломниками из Иерусалима. В 910 году наши предки — русы — будучи тогда еще язычниками, осадили Константинополь. Во время богослужения молящимся явилась Богоматерь и в знак защиты укрыла их своей ризой. После этого чудесного явления омофор был погружен в прибрежные воды, и поднявшаяся в ту же минуту буря разметала русские ладьи.

Икона «Покров Богоматери» конца XV в. из Покровского монастыря г. Суздаля стала образцом для икон XVI и последующих веков. В верхней её части изображена Богоматерь, молящаяся с воздетыми руками, на которых простирается её честной омофор. Такое молитвенное положение Богородицы относит этот образ к иконографическому типу «Оранта» (молящаяся). Ниже изображен второй сюжет, посвященный преп. Роману Сладкопевцу (V–VI в.).

Внимательный читатель заметит: какое отношение к событиям X века имеет живший в V–VI вв. Роман Сладкопевец? Действительно, в ранних Новгородских изводах (вариациях канонического образа) праздника фигуры преподобного Романа нет. Но его появление на иконе не случайно. Во-первых, потому, что он был поэтом и певчим Влахернского храма в сане диакона, и его талант тесно связан с именем Пречистой; во-вторых, день его памяти совпадает с днем празднования Покрова — 1 октября (14 по новому стилю).

Фигура преп. Романа расположена в центре нижнего ряда. Преподобный изображен поющим на амвоне в окружении хора. В левой руке — свиток с текстом его первого кондака, посвященного празднику Рождества Христова «Дева днесь Пресущественного рождает…».

Песнопения подобного типа были большими по объему и вследствие этого трудноисполнимыми на память, поэтому требовали письменной фиксации. Для этого использовался пергаментный свиток, намотанный на палочку (греч. «??????»), от названия которого, собственно, и пошло слово «Кондак».

Древний кондак представлял собой своего рода богословскую поэму: тексты его песнопений были связаны одной общей темой, написаны одним общим размером и хранились в виде отдельного свитка. Композиционное и метрическое построение этого произведения очень своеобразно.

Традиционный древний кондак включал в себя 25 песнопений. Среди них выделялась начальная строфа — кукулий (кукулион, греч. «??????????» — «капюшон», то есть «накрывающий строфы»). Её завершал особый припев-рефрен (от стар.-фр. «refrain», «refraindre» — «повторять»). Также выделялись строфы или иначе икосы, числом чаще всего 24. Они имели форму алфавитного акростиха, были написаны общим для всех размером и завершались тем же рефреном, который был последней фразой кукулия.

В силу объёма кондаков певцу для их исполнения необходимо иметь перед глазами текст. Изображение свитка в руке у Романа Сладкопевца свидетельствует о том, что в основу иконописного сюжета легла хоровая традиция пения кондаков: сольное исполнение строф Романом Сладкопевцем и хоровое пение припевов. Возможно, хор читал не только припевы, но и тянул т.н. исон — одну, чаще всего низкую, ноту фоном к пению солиста.

Для кондака существовал специальный распев — кондакарный, отражающий религиозное пение византийского происхождения, который записывался особой кондакарной нотацией. Такой способ исполнения применялся в Древней Руси с конца XI века до XIV века включительно.

Кондак, как жанр, просуществовал до VIII века. Со временем 23 икоса были опущены, остались только кукулий и первый икос, после чего кукулий стал именоваться кондаком. Теперь в своем объеме кондак — небольшое песнопение, похожее на тропарь, но в отличие от него открывающее внутреннее содержание празднуемого события.

Единственным произведением, написанным в жанре кондака и сохранившимся в православном богослужении целиком, является знаменитый «Акафист Пресвятой Богородице», авторство которого многие исследователи приписывают преп. Роману.

Творческое наследие преп. Романа очень велико. Свою известность он получил именно как составитель кондаков. Конечно, основная часть поэтического наследия преп. Романа не сохранилась до сегодняшнего времени, но влияние этого песнотворца на формирование всего круга литургических текстов Православной Церкви трудно переоценить. Преп. Романа Сладкопевца можно по праву считать отцом византийской церковной гимнографии.

Вот так икона помимо того, что рассказывает о событиях праздника, ещё и переносит внимательного зрителя во времена древнего богослужения, элементы которого доступны нам и по сей день. Сегодня мы обратили внимание лишь на фрагмент одного образа, но научившись внимательно всматриваться в иконописные шедевры, мы найдем новые, до того не известные нам подробности событий, праздников и жизни связанных с ними людей.

священник  Илия Астахов