Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
_12

_12Должны ли христиане любить свое земное Отечество, не противоречит ли эта любовь заповедям Христа? Православно ли чувство Родины? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо для начала сделать небольшой исторический экскурс, чтобы правильно понять, как относились к родине в апостольские времена. Но, безусловно, главная задача – определить какой патриотизм может быть назван христианским, а какой должен быть отвергнут как недопустимое явление. Вопрос этот важен и актуален особенно в современной России. Сегодня все чаще можно встретить извращенное понимание любви к Родине. Чувство патриотизма основывается на гордости. Патриотами считают себя те, кто празднует победы сборной России в спорте, очень гордятся этим. Любовь к Родине у таких патриотов очень даже «деятельная». Как стать настоящим патриотом, а не гордецом, превозносящим свою нацию над другими?

Что такое патриотизм?

«Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8).

Согласно толковому словарю, «патриотизм» — это преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13; 15).

Что понимается под Отечеством? Это страна, где мы родились, выросли, где живут наши родители; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством.

Патриотизм – явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все нормальное и необходимое в жизни человека. Коренное свойство истинной любви – активность и жертвенность (самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью – долг христианина. Эта любовь у него – та же любовь, по которой «узнают узника Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «положить душу свою за други своя» (Ин. 13;15).

Патриотизм и христианская традиция.

Раннее христианство

Христианская вера указывает христианину для подражания многие примеры самой чистой любви и привязанности к Отечеству в Аврааме, Иакове, Моисее, пленном народе иудейском. Высочайший пример любви к Отечеству представляет Сам Господь Иисус Христос. Будучи послан на землю для спасения всего мира, Он прежде всего пришел к своим единоплеменникам, «к овцам погибшего дома Израилева» (Мф. 10; 6). Он избрал местом проповеди неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главы преклонить, и, несмотря на то, что видел одну ненависть и преследование со стороны соотечественников, старался «собрать их около Себя, как птица собирает своих птенцов под свои крылья»; когда же они того не восхотели, не приняли Его, возненавидели и захотели убить, Он скорбел и плакал об их ослеплении, предвидя ожидавшую их погибель (Мф. 23; 37). В апостоле Павле любовь к своему народу была так пламенна, что он, скорбя о нем своим сердцем, желал быть сам отлучен от Христа и, если бы только можно было перед судом Божиим, готов был пожертвовать самим спасением своим для братий своих израильтян (Рим. 9; 3).

История христианской Церкви показывает нам много примеров патриотизма. Самый поучительный пример любви к Отечеству показали первенствующие христиане. Их ненавидели, гнали, мучили и убивали свои сограждане-язычники, соотечественники. Никто не приносил столько добра Отечеству, сколько приносили его христиане своими добрыми нравами, благотворительностью, верностью, терпением и своими молитвами.

Среди святых, почитаемых Православной Церковью, многие прославились любовью к своему земному отечеству и преданностью ему. Во все эпохи Церковь призывала своих чад любить земное отечество и не щадить жизни для его защиты, если ему угрожала опасность. Церковь Русская многажды благословляла народ на участие в освободительной войне. Так, в 1380 году преподобный Сергий, игумен и чудотворец Радонежский, благословил русское войско во главе со святым благоверным князем Димитрием Донским на битву с татаро-монгольскими завоевателями. В 1612 году святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси, благословил народное ополчение на борьбу с польскими интервентами. В 1813 году, во время войны с французскими захватчиками, святитель Московский Филарет говорил своей пастве: «Уклоняясь от смерти за честь веры и за свободу Отечества, ты умрешь преступником или рабом; умри за веру и Отечество — ты примешь жизнь и венец на небе».

Современное христианство и патриотизм

Мнения современных богословов и христианских иерархов о патриотизме довольно сильно расходятся. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II говорил, что: «Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своем народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом — это не только комфорт, это еще и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме». С другой стороны, по мнению православного богослова игумена Петра (Мещеринова), любовь к земной родине не является чем-то, выражающим суть христианского учения и обязательным для христианина. Однако Церковь в то же время, находя свое историческое бытие на земле, не является и противником патриотизма, как здравого и естественного чувства любви. При этом, однако, Она не воспринимает ни одно естественное чувство как нравственную данность, ибо человек — существо падшее, и чувство, пусть даже такое, как любовь, предоставленное самому себе, не выходит из состояния падения, а в религиозном аспекте приводит к язычеству. Поэтому патриотизм имеет достоинство с христианской точки зрения и получает церковный смысл тогда и только тогда, когда любовь к родине является деятельным осуществлением по отношению к ней заповедей Божиих.

Любовь к Родине – нравственный долг христианина

Трудно найти народ и страну, где бы патриотизм не считался добродетелью. Но только в христианстве эта добродетель раскрывается полностью и становится совершенной. Православная аскетика свидетельствует, что нет добродетелей вне Христа. Вне Христа добродетели являются мнимыми, они всегда искажены, всегда сопряжены с греховными страстями и прелестью. Поэтому можно с уверенностью сказать, что вне Христа нет и патриотизма. Патриотизм вне Христа напрасен, не имеет перспективы в вечности, носит сугубо условный характер. Абсурдно звучит заявление о недопустимости религиозного отношения к патриотизму. Ведь если патриотизм не подчинен высшему чувству – любви к Богу, он неизбежно преобразится в греховную страсть. Только Вера Христова очищает и возвышает патриотизм, делая земное Отечество для человека преддверием Отечества Небесного. Святитель Филарет Московский говорил, что «худой гражданин земного отечества и Небесного недостоин».

В «Основах социальной концепции» говорится, что любовь к Родине является долгом христианина, и патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите отечества от неприятеля, труде на благо отчизны, заботе об устроении народной жизни, в том числе путем участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание.

«Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божиими», – говорит святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. В этих простых, исполненных глубокой мудрости словах – наше жизненное руководство, в них заключено православное видение патриотизма как нравственного долга каждого соотечественника-христианина.

К изречению: «люби врагов своих, ненавидь врагов Бога и Церкви, бей врагов отечества», — следует относиться с предельной осторожностью, тут недопустима ревность не по разуму. Митрополит Антоний Сурожский предостерегал: «Что касается до ненависти к врагам Божиим и к врагам Церкви – это очень рискованная постановка вопроса. Рискованна она тем, что очень легко называть всех своих врагов врагами Церкви и врагами Божиими. В спорах и политических разногласиях так легко считать, что я на стороне Божией, а кто со мной не согласен – тот на другой стороне».

Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся. То же самое касается и патриотизма. Не разрушай у других, а созидай у себя. Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением. Я думаю, что сегодня у нас это основная задача патриотов: созидание собственной страны.

Любовь к Родине – это не готовность испытывать удовольствие от благ, которые она предлагает. В последнее время все большая часть людей начинает жить по принципу, провозглашенному рекламным лозунгом — «Бери от жизни все». Но к каким последствиям все это может привести? Ни о каком патриотизме не будет идти речи, ведь каждый будет занят только самим собой, решать свои проблемы. Необходимо отметить, что любовь к Отечеству не должна быть эгоистической. Мы должны помнить, что любовь христианская – это любовь жертвенная. Не нужно искать всегда лишь своей выгоды, «использовать» Родину в корыстных целях. Любить Отечество нужно не только тогда, когда все хорошо и можно радоваться успехам, но и не бояться разделять с Родиной горе и несчастья, жертвуя личными интересами.

Священник Сергий Протасов.

Газета «Православное слово»,  № 5, май, 2014