Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
1369205016_7

1369205016_7Пасха или праздник Светлого Христова Воскресения – самый значительный из всех праздников в Православной Церкви. Сам факт Воскресения Господа Иисуса Христа является важнейшим событием в истории домостроительства нашего спасения, а догмат о Воскресении – основным догматом христианского вероучения, причем святой апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор.15:14).

Вполне естественно, что праздник Пасхи занимает исключительное место в годовом круге церковного богослужения. Православные богословы, литургисты и проповедники, говоря о Пасхе, используют только эпитеты в превосходной степени. С одной стороны, это самый древний из всех христианских праздников, так как он «начался с самого времени Воскресения Христова: его торжествовали святые Апостолы и заповедали праздновать всем верующим». С другой стороны, это высочайший, радостнейший и торжественнейший из всех христианских праздников; это «праздников праздник и торжество из торжеств». которое «столько превосходит все прочие торжества, не только человеческие, земные, но и Христовы, для Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды».

Самая же важная догматическая тема пасхального торжества – победа Христа над смертью и дарование людям вечной жизни. Эта тема отражена в большинстве праздничных песнопений и, можно сказать, является центральной темой пасхального богослужения, так как именно о победе над смертью говорится в кратком пасхальном тропаре, который многократно поется в течение всего богослужения: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Следует также отметить как особенность этого песнопения то, что в нем нет молитвенного обращения ко Христу, но, напротив, тропарь обращен к нам, он как бы уверяет нас в действительности события. Также торжеству Христа над адом и смертью — главной бедой человечества, которая делает все существование человека бессмысленным, посвящено «Огласительное слово» святителя Иоанна Златоуста, в котором можно найти следующий гимн Воскресению Христову: «воскресе Христос – и падоша демони, воскресе Христос – и радуются Ангели, воскресе Христос – и жизнь жительствует, воскресе Христос – и мертвый ни един во гробе». В другом слове на Пасху тот же святитель говорит: «Сегодня Господь сокрушил врата адовы и самое лице смерти истребил. Но что я говорю, лице смерти? Даже самое имя смерти изменил: она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном». Действительно, Воскресение Христово «изменяет падшую природу, открывает дивную возможность – возможность освящения самой смерти; отныне смерть уже не тупик, а дверь в Царство Божие». Сам праздник Пасхи Православная Церковь переживает как «таинство нашего приобщения Божественной жизни, бессмертию и нетлению». Вот поэтому в тропарях пасхального канона и стихирах Церковь прославляет Христа – Победителя смерти: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного жития вечнаго начало, и играюще поем Виновнаго, Единаго благословеннаго отцев Бога и препрославленнаго».
Идейное содержание богослужения Пасхи, самого главного для православных христиан праздника, многосторонне и включает в себя не только воспоминание и актуализацию событий Воскресения, но и их богословское осмысление и духовно питает как ум, так и сердце человека. Именно поэтому православные храмы всегда заполнены на Пасху молящимися людьми, каждый из которых находит возможность приобщиться к пасхальному торжеству, к ликованию всей Церкви, что отражено в «Огласительном слове» святителя Иоанна Златоуста, который призывает: «Внидите вси в радость Господа своего: и первии, и втории, мзду приимите; богатии и убозии, друг со другом ликуйте; воздержницы и ленивии, день почтите; постившиеся и непостившиеся, возвеселитеся днесь; трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный, никтоже да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости. Никтоже да рыдает убожества, явися бо общее Царство».

иеромонах Серафим (Козин)