Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
kosov01

Untitled document

kosov01

Над Сербией смилуйся ты, Боже!
А.С. Пушкин
На проходившем 6–7 июня заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было решено включить в наш месяцеслов имена недавно канонизированных сербских святых. Это преподобный Иустин Челийский, преподобный Симеон Дайбабский и Собор новомучеников Ясеновацких. Но и помимо этого события информационных поводов поговорить о Сербии именно в июне у нас немало.

Близится 15/28 июня — одна из самых значительных дат сербской истории, Видовдан (день святого Вида, в русской транслитерации — Вита). Это день памяти всех мучеников сербских и, кроме того, великомученика князя Лазаря, в Видовдан 1389 года погибшего на Поле черных дроздов — Косовом поле, где сошлись в битве сербские витязи и значительно превосходящее их численностью турецкое войско. Как известно, турки победили; над Сербией (до того — могущественным, высококультурным, процветающим государством) почти на пятьсот лет утвердилось турецкое иго, которое было ничуть не лучше нашего монгольского. Пушкин по поводу последнего писал: «Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. …нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех». Так же было с Сербией и турками. Два щита заслонили Европу от диких орд. Но, вспоминая великомученика Лазаря, нельзя не вспомнить и о его Косовском завете. Перед сражением князю было открыто, что он может выбрать либо царство земное, либо Царство Небесное. Если выберет земное — выиграет битву, и всё с ним и его страной будет хорошо, но только до тех пор, пока он будет жить на земле, а дальше — как получится. Если же выберет Царство Небесное, то Сербия будет побеждена, но никогда не потеряет православную веру и сохранит свое место в Царствии Небесном.

Выбор князя Лазаря стал вектором, определившим духовный путь его державы. Сербия — это страна, свято сохранившая православную веру; и от конца XIV века до наших дней это страна-мученица с редкими-редкими передышками относительно спокойных периодов существования. Вспомним еще одну дату: 9 июня. День подписания в 1999 году Кумановского соглашения между сербским правительством и представителями НАТО. Сербы согласились на присутствие сил КFOR в Косово и Метохии; на другой день был отдан приказ о прекращении бомбардировок, продолжавшихся с 24 марта по 10 июня: тогда блок НАТО, не рискуя ничем, хладнокровно расстреливал с воздуха мирное население крохотной Сербии. Тысячи людей погибли, в руинах лежали храмы, жилые и родильные дома, школы, заводы…

Память одного из новопрославленных святых тоже приходится на июнь — 1/14. Это преподобный Иустин Челийский (Попович; 1894–1979), выдающийся сербский богослов и философ. В России выходили его труды «На богочеловеческом пути», «Молитвенный дневник», «Путь к богопознанию», «Догматика Православной Церкви», «Философия и религия Ф.М. Достоевского», «Тайна России и славянства» и другие. Будущий святой родился в семье, где семь поколений были священниками, в день Благовещения, и был наречен Благое. В Белградской семинарии его наставником был святитель Николай (Велимирович), чьи книги также хорошо знакомы русским читателям.

В Первую мировую войну Благое был санитаром, вместе с сербской армией пережил трагедию отступления. Принял монашеский постриг и собирался после войны учиться в Духовной Академии Петрограда, но этим планам помешала революция. Богословское образование пришлось завершать в Оксфорде и Греции. Затем отец Иустин преподавал в Белградском университете, откуда вынужден был уволиться с приходом к власти коммунистов. Начался период скитаний, пока в 1948 году он не обрел пристанище в монастыре Челие, где и пребывал до своей кончины, занимаясь богословскими изысканиями, переводческой и издательской деятельностью. Отошел ко Господу архимандрит Иустин в день Благовещения, как и родился. В его родном городе Вранье одна из улиц названа его именем, создается мемориальный музей. Труды святого Иустина давно обрели известность не только в Сербии, но и за ее пределами.

Преподобный Симеон Дайбабский (в миру Савва Попович; память 19 марта/1 апреля) — не родственник, а однофамилец преподобного Иустина. Он родился в черногорской столице Цетинье 19 декабря 1854 года. Рано осиротел, воспитывался дедушкой и его братом, приходским священником.

Савва Попович стал стипендиатом Русской Православной Церкви, проходя обучение в Киевской духовной семинарии и Академии. Затем некоторое время учился в Европе. Вернувшись в Россию, в 1887 году принял в Киево-Печерской Лавре монашеский постриг и священный сан. Перед отъездом в Черногорию духовник подарил отцу Симеону много книг из своей библиотеки; они и поныне хранятся в Успенском мужском монастыре Дайбабе, основанном преподобным при следующих необычных обстоятельствах.

Однажды к нему пришел пастух Петко Ивезич из деревни Дайбабе и рассказал о том, что ему в видении явился один из учеников святителя Саввы Сербского и повелел построить храм. Преподобный Симеон помог юноше. Вместе они построили пещерный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Росписи сделал сам преподобный. Это один из немногочисленных пещерных храмов в Черногории, и, конечно, при его устройстве преподобный старец не мог не вспоминать пещер Киево-Печерской обители. Храм сохранился до наших дней и является достопримечательностью Черногории.

Преподобный Симеон Дайбабский при жизни стяжал дар чудотворения, за советом к нему приезжали из России, из Франции… Он предсказал большую братоубийственную войну, но Господь призвал его раньше, чем война началась: старец преставился 1 апреля 1941 года. 6-го на рассвете начались немецкие бомбардировки Белграда.

Так открылась новая трагическая страница сербской истории — и началась новая эпоха сербской святости. Через короткое время обретут мученические венцы первые из Собора новомучеников Ясеновацких (память — 31 августа/13 сентября)…

10 апреля немцы взяли Загреб. Тогда же хорватскими нацистами — усташами — было провозглашено «Независимое Государство Хорватское». НГХ вошло в историю невиданными прежде зверствами. Только за шесть недель 1941 года усташи уничтожили 180 тысяч сербов (именно тогда появился термин «чистка»), и это было лишь начало. Концлагеря в НГХ отличались особо изощренными способами мучений и ликвидации узников. Самым известным стал Ясеновац — третий по величине после Аушвица (Освенцима) и Треблинки концлагерь в Европе. Здесь было уничтожено более 700 тысяч человек: полмиллиона сербов, 40 тысяч цыган, 33 тысячи евреев и 127 тысяч антифашистов разных национальностей, в том числе хорватов. Среди жертв — более 20 тысяч детей в возрасте до 12 лет, включая новорожденных младенцев и малышей нерожденных, которых усташи вырывали из утроб матерей. Для этой (впрочем, не только для этой) цели существовали специальные ножи — серборезы или сербосеки. Серборез крепился на запястье руки, чтобы не уставала резать. Для начинающих открывали школы по виртуозному владению серборезами. Устраивались соревнования на время, кто больше убьет — разумеется, с выдумкой, с дроблением суставов, выкалыванием глаз… Жестокость усташей повергала в шок даже немецкое гестапо. Причем это было не сумасшествие отдельных маньяков, а государственная политика НГХ. «У нас есть три миллиона пуль. Мы убьем часть сербов, вторую часть переселим, а оставшихся обратим в католичество, то есть сделаем из них хорватов»,— сказал 22 июля 1941 года Миле Будак, министр образования НГХ. Это был геноцид: людей убивали за то, что они сербы, и за то, что православные. Делалось это при широкой поддержке католического духовенства. Одним из комендантов Ясеноваца был францисканский монах Мирослав Филиппович по прозвищу «Брат сатана», который ночью уходил на бойню, а утром возвращался и спокойно завтракал. Читаешь воспоминания сербки Зорки Делич-Скибы, ребенком оказавшейся в усташском «приюте» для детей, чьих родителей усташи же и убили,— волосы дыбом встают от методов, которыми монахини «перевоспитывали» детей в католичество. Скажут: в семье не без урода, православные тоже всякие бывают. Так, конечно, но вот папа Римский Иоанн Павел II в 1998 году причислил к лику святых одного из вдохновителей геноцида — Загребского архиепископа Алоизия Степинаца. Какое все-таки своеобразное понимание святости…

Мученики Ясеновацкие — это те, кто не дрогнул, не отрекся, кто спокойно смотрел в глаза палачам — как святой мученик Вукашин из села Клепац, мужество которого поразило даже опьяневшего от крови садиста

Сквозь века страданий сербы пронесли утешавшую их пословицу: «Есть Бог на небе и Россия на земле!». Россия традиционно, исторически — друг сербов. Только защищает ли она их сегодня? Ну, а мы — не политики, не государственные деятели, рядовые граждане, но при этом православные, единоверцы, сестры и братья сербов,— чем мы можем им помочь? Нашими молитвами. Да хранят Сербию ее святые — и великомученик Лазарь, и преподобные Иустин с Симеоном, и новомученики Ясеновацкие. Впрочем, почему «ее» святые? Они ведь — и наши тоже, как и русские святые для сербов — свои. И Сербия останется православной до скончания времен — ведь князь Лазарь сделал правильный выбор.

 

Оксана Гаркавенко

Газета «Православная вера» № 12 (464)

источник: сайт Саратовской епархии

casino card game points
all in one 777
poker in pennsylvania
casino online gambling
poker online real money app
free doubleu casino promo codes
jackpotcity casino fran莽ais
6 Mustsee Outdoor Concerts At Pala Casino 5523 61723
Behind The Scenes Bestdealer Casino Bavarian Dealer Championship
The Vibe Line Dance Fantasy Springs Casino 2024 Stagecoach Dance Contest Group B
Stop Smoking Impact Garden Cbd Gummies Reviews 1 Formula With Best Price
Dec 9 Rmmha U11a3 Vs South Delta A2
Medallion Greens Cbd Gummies Reviews
Abnehmen Mit Yoga Bungen Die Helfen Knnen
Keto Gummies Diet Benefits And Reviews
Biolife Cbd Gummies Ed Detailed Review And User Feedback
online casinos usa real money
best uk casino