История Русской Православной Церкви всегда была неразрывно связана с российским воинством. Святой Илья Муромец, святые благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, Ермак, Минин и Пожарский; Александр Суворов, Кутузов, Багратион, Нахимов, маршалы Жуков и Василевский, и великое множество других православных воинов.
В своей «Науке побеждать» Суворов учил русских воинов: «Чудо-богатыри-покой, опора и слава Отечества! С нами Бог! Молись Богу от Него Победа! Пресвятая Богородица, спаси нас! Святителю отче Николае, моли Бога о нас!» — Без сей молитвы оружие не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай».
Русская православная церковь всегда рассматривала защиту Отечества как священный долг. При этом в качестве аргумента чаще других приводятся известные слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Воинское служение никогда не осуждалось ни Спасителем, ни его учениками. Еще когда к Предтече и Крестителю Господню Иоанну приходили воины и вопрошали: «А что нам делать?», то Иоанн отвечал им: «Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк.3:14)
Господь Иисус Христос, исцелив слугу сотника (римского офицера), не только не укорил его за воинское служение, но и сказал на всеуслышание о вере офицера: «Сказываю вам, что и в Израиле не нашел я такой веры» (Лк.7:9)
На протяжении истории Церкви одни христианские богословы и философы утверждали, что война есть убийство, которое запрещается Богом, ссылаясь на Божию заповедь: «Не убий» (Исх. 20, 13); что христиане не должны воевать ни против какого народа, так как через Иисуса Христа они стали детьми мира; что не подобает одновременно служить Христу и диаволу, что не может одна душа служить двум господам. Этих воззрений придерживались христианские богословы II-III веков Тертуллиан и Ориген, христианский писатель и ритор III-IV веков Лактанций. Другие, наоборот, считали, что смерть врагов на войне не является убийством.
Так, в 13-м правиле Василия Великого, архиепископа Каппадокийского (IV век), говорится, что «убиение на брани отцы наши не вменяли за убийство, извиняя, как мнится мне, поборников целомудрия и благочестия. Но, может быть, добро было бы советовати, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года удержалися от приобщения токмо святых тайн».
Слово «воин» — высокое слово в церковном языке. Об уважении Православной Церкви к воинству свидетельствует и то, что, когда за богослужением поминаются живые и усопшие, из всех мирян только к именам военнослужащих прилагается их звание — воин. За каждым своим богослужением Русская Православная Церковь молится о властях и воинстве своей державы. Смысл такого литургического внимания к защитникам Отечества и властям предержащим состоит в том, что от них в большей степени, чем от кого-либо другого, зависит судьба народа и государства, судьба людей, наконец, сам священный и драгоценный дар — человеческая жизнь. Церковь ежедневно возносит молитвы об упокоении душ всех на поле брани живот свой положивших.
Во время войн Русская Православная Церковь усугубляла молитвы о даровании побед русскому воинству и сопровождала их коленопреклонением, как в знак покаяния за грехи, которые привели к брани, так и ходатайства о Божией помощи. Само название «христолюбивое», данное русскому воинству, объясняло смысл его служения. С давних времен существовала связь между Церковью и воинством. Подвижники Русской Православной Церкви оказывали духовное содействие воинам в деле оберегания Православия и сохранения целостности государства. В словах «христолюбивое воинство» заключен глубокий смысл, это свидетельство христианского воспитания русского народа, и недаром в дни скорби и в дни великих побед на Руси призывали: «Звоните во все колокола!»
Не случайно патриотическое и духовное воспитание воинов российской армии до
В советское время, когда подавлялась сама идея веры в Бога, историки религии, хотя и с идеологическими оговорками, вынуждены были согласиться с положительной ролью военных священников в духовном воспитании солдат и матросов.
В дни Великой Отечественной войны Православная церковь вместе со всей страной переживала несчастье, обрушившееся на родную землю. 22 июня 1941 года глава Православной Церкви в России патриарший местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим с посланием, собственноручно напечатанным на машинке и разосланным по всем приходам.
В этом послании он выражал уверенность в том, что с Божией помощью русский народ развеет в прах фашистскую вражескую силу. Митрополит упоминал имена Александра Невского, Димитрия Донского, «неисчислимые тысячи наших православных воинов», которые жертвовали своей жизнью ради веры и родины.
В послании к верующим говорилось, что русский народ «развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им и по плоти, и по вере».
Когда началась чеченская война, многие священники отправились в зону боевых действий, чтобы поддержать дух российских воинов. Батюшки стали читать старинный чин по освящению оружия.
Современная российская армия постепенно возрождает взаимодействие с Православной церковью. Государство может оборудовать по новейшим технологиям армейские части, укомплектовать снаряжение, закупить мощное оружие… Но только благословение батюшки может дать воину уверенность в том, что он не останется в одиночестве на поле битвы. Ведь не зря же поется в песне: «Мы – русские, с нами Бог»…
Александра Попова