Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

21 мая в саратовском Историческом парке «Россия — моя история» состоялось открытие выставки «История Православия в Саратовском крае в лицах и артефактах. Собрание антиминсов XIX-XXI вв. из Музея истории Саратовской митрополии».

Антиминсом называют освященный архиереем четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения Иисуса Христа во гроб, с зашитой частицей святых мощей, на котором совершается Божественная литургия. Возникновение этого предмета церковного обихода связано с существовавшей в раннехристианские времена традицией совершать Евхаристию на гробницах мучеников. Впоследствии, с увеличением количества храмов, частицы мощей стали вшивать в материю и полагать поверх престола. На антиминсе всегда есть подпись архипастыря, который его освящал, а также указано, где, когда и для какого храма состоялось это освящение.

Мероприятие посетили митрополит Саратовский и Вольский Игнатий, министр внутренней политики и общественных отношений Саратовской области Наталья Валерьевна Трошина, представители государственной власти, духовенство, семинаристы, жители города.

«Когда я посмотрел запасники Саратовской епархии, то увидел антиминсы, которые уже пришли в негодность, обветшали от времени, — сказал в своем слове владыка Игнатий. — Это естественный процесс, всякое естество постепенно теряет свой вид, изнашивается. Но это не просто платы, это святыни, на которых совершается самое главное таинство — Евхаристия — и в которых лежат частички святых мощей. Каждый антиминс — это память о живых людях, архиереях, которые управляли Саратовской епархией.  Среди них — священномученик Гермоген, епископ Саратовский и Царицынский. В запасниках было два антиминса, подписанных владыкой Гермогеном: один я передал в музей истории Саратовской митрополии, а один оставил для освящения крестового храма святого Гермогена при Саратовском епархиальном управлении».

Архипастырь поблагодарил всех, кто потрудился над созданием этой выставки.

«Здесь представлены история каждого антиминса, фотографии того времени. Каждая подпись на антиминсах ХХ века сделана, можно сказать, потом и кровью, потому что в ХХ столетии архиерейское служение  и исповедание веры для каждого священника и мирянина были подвигом. Эта выставка — воскрешение памяти, возможность узнать новое о каждом архиерее, о храмах, куда антиминсы были подписаны.  Эта наша  живая память. Чтобы мы хорошо понимали, что происходит сегодня, что будет завтра, нам необходимо знать свою историю. Мы видим, как трагически заканчиваются попытки вычеркнуть историческую память народа, какими страшными событиями они сопровождаются — это являет нам история ХХ века. Я надеюсь, что люди, которые посетят эту выставку, прикоснутся к той благодарной памяти, которая передается в Церкви из поколения в поколение».

«Часто сотрудники музеев, особенно светских, говорят, что в музейных экспозициях представлены церковные предметы, которые переросли свое культовое назначение. Я с этим согласиться не могу. Иконы пишутся для молитвы. На антиминсах, которые вышли из обихода, служить нельзя, но можно у них тоже молиться, вспоминать. Святыни должны храниться в святом месте, и после выставки все антиминсы вернутся в Музей истории Саратовской митрополии при духовной семинарии», — заключил архипастырь.

Приветствуя гостей выставки, директор Исторического парка Дмитрий Александрович Кубанкин отметил, что эти святыни прошли сквозь сложное время и были сохранены. Соприкосновение с ними поможет посетителям музея понять, как много пережил и во многом выстоял наш народ, сохранив свою веру, и, может быть, поможет обрести духовный стержень.

Министр внутренней политики и общественных отношений региона Наталья Валерьевна Трошина отметила, что выставка проводится в рамках Дней славянской письменности и культуры и стала возможной благодаря сотрудничеству светских и церковных структур.

Открывает экспозицию фото от 27 августа 2021 года, на котором митрополит Саратовский и Вольский Игнатий подписывает антиминс для Княже-Владимирского храма в Покровском соборе Саратова.

Новая выставка представляет уникальные антиминсы — памятники русского графического искусства XIX–ХХ вв. На выставке экспонируются 17 антиминсов, самому раннему из которых 200 лет, он подписан епископом Пензенским и Саратовским Амвросием (Орнатским) 20 июля 1822 года. Примечателен антиминс, подписанный святителем Иоанникием (Рудневым) и, позднее, чтимым саратовским подвижником — епископом Вениамином (Миловым). Привлекает внимание антиминс советских лет, подписанный «В междупатриаршество Православной Российской Патриаршей Церкви» без указания храма: предположительно, на нем совершалась Божественная литургия в условиях, когда храмы были закрыты — на дому, в лагерях, ссылках, тюрьмах. Сохранился также антиминс, подписанный священномучеником Гермогеном (Долганёвым), предназначался он «для священнодействия в храме святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, что временный придельный при Казанской церкви в селе Завьяловка Тарасовского уезда» (сейчас это территория р.п. Базарный Карабулак). Представлены два антиминса, подписанные архиепископом Саратовским и Вольским Александром (Тимофеевым): один из них был передан в 1996 году в Свято-Троицкий кафедральный собор Саратова, другой — подписан в 2002 году для саратовского Духосошественского храма.  Завершается экспозиция антиминсами, подписанными митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином, пребывавшем на Саратовской кафедре в 2003–2020 гг.

Выставку дополняют портреты архипастырей, которые в свое время освящали эти антиминсы, фотографии с видами храмов Саратовской епархии, краткие исторические и биографические справки.

Авторы экспозиции — заместитель директора по научной работе саратовского Исторического парка «Россия — моя история» Ольга Васильевна Гришанина и православный краевед Валерий Владиславович Теплов.

Ольга Васильевна отметила, что выставка открывается накануне «Ночи музеев», что позволит посмотреть ее большому числу посетителей. Она поблагодарила Валерия Теплова, художника Григория Маскаева и его сына, дизайнера Илью Маскаева, а также сотрудников архива епархиального управления, оказавших помощь в подготовке экспозиции.

ФОТО

Пресс-служба Саратовской епархии