Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
1721444_1

1721444_1Начался Великий пост. Мы все заметили внешние изменения в богослужении — облачение поменялось на чёрное, службы видоизменились: стало меньше пения и больше чтения, делается много земных поклонов и коленопреклоненных молитв.

Каждая великопостная неделя уникальна и красива по-своему, но своеобразной жемчужиной, украшением богослужения можно назвать Литургию Преждеосвященных Даров.

В чем её отличие от прочих литургий? Само её название дает ответ: Святые Дары, то есть Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа, были освящены накануне, на Божественной Литургии. Специально заготавливается агнец, освящается, наполняется Кровью Христовой и помещается в дарохранительницу на Престоле, где находится до дня совершения Литургии Преждеосвященных Даров.

     Божественная Литургия в понимании христианина — Торжество. Первые Литургии христиане называли Пасхой, с пасхальным ощущением и приходили к Литургии. После Литургии обязательно следовала трапеза, а между тем устав Великого поста с древности приписывает, чтобы вкушали мало и после заката солнца. И Литургия, совершавшаяся пополудни, и трапеза, следующая за ней, не могли примириться с необходимым состоянием скорби поста. Отцы Церкви сравнивали пост христианина с воином на поле брани, который думает не о торжестве, а о борьбе (потом будут торжество и праздник). Поэтому они нашли, что не должно в Великом посту устраивать торжества, и стало невозможным совершать Литургию каждый день, но христианина нельзя было оставить без причастия на неделю. Постепенно закрепилось совершение Литургии Преждеосвященных Даров.
В древности после Литургии некоторые миряне уносили с собой часть Тела и Крови Христовых, чтобы позже приобщиться таинств Христовых. Диакона разносили части Тела и Крови Христовы для причащения больных, а расстояния были большими, и приобщались, бывало, на следующий день. Практика изнесения даров и принятия их не во время Литургии, а в другой день, была в древней Церкви, она и легла в основу Литургии Преждеосвященных Даров Великого поста. Ревность христиан, постоянное желание приобщаться Святых Тайн подвигли к тому, что был составлен чин правила к причащению, связанный с вечерним богослужением, правило к Литургии и само причастие, но без литургийных молитв. Этот чин Литургии Преждеосвященных Даров имеет древние корни, многие приписывают его Григорию Папе Римскому, Григорию Двоеслову.

Литургия Преждеосвященных Даров, также как и Великопостная вечерня начинается чтением 103 псалма, в котором воспевается сотворение мира Богом. Далее диакон произносит Мирную ектению, после которой читается кафисма.
Во время первой славы священник в алтаре приготавливает св. Дары на престоле, на второй — совершает троекратное каждение св. Даров, а на третьей переносит св. Дары с престола на жертвенник. Во время чтения третьей славы верующие в храме преклоняют колени в знак благоговения к Телу и Крови Христовым, которые кладутся на жертвеннике в алтаре.
В древности св. Дары приготавливались в особом помещении – скевофилакионе, которое находилось вне храма и куда могли входить только священнослужители. Впоследствии жертвенник в алтаре заменил собой скевофилакион.
Далее духовенство совершает «Вход» (процессия с кадилом и свечами), после чего исполняется гимн «Свете Тихий», обращенный к Иисусу Христу. Далее следует пение прокимнов и чтение паримий — отрывков из библейских книг Ветхого Завета. Перед началом второй паримии священник с кадилом и свечой в руках крестообразно благословляет народ со словами: “Свет Христов просвещает всех”.
Этот обряд восходит к благочестивой традиции ветхозаветных евреев благодарить Бога при зажигании светильников вечером за свет, который Он дал, чтобы люди могли видеть во мраке ночи. Христиане придали этому обряду иное символическое значение. Возжжение и внесение светильника в молитвенное собрание напоминал им о вечном и неизменном присутствии в Церкви Христа, который называл Себя Светом миру (Ин. 8, 12 и 9, 5) .
По окончании чтений следует непосредственно чин литургии. Особым напевом исполняются избранные из 140 псалма стихи “Да исправится молитва моя”. Во время их пения верующие преклоняют колена.
Далее следует великопостная молитва св. Ефрема Сирина “Господи и Владыко живота моего.. “ с 3 земными поклонами.
Следует сугубая ектения, за которой происходит моление о священноначалии Церкви, о стране и гражданских властях, совершается поминовение имен о здравии.
Далее следуют ектении об оглашенных  т. е. готовящихся к принятию св. Крещения. Начиная со среды 4 седмицы поста добавляются особые прошения о просвещаемых.
В древней Церкви огласительная дисциплина разделялась на несколько этапов. Просвещение – это заключительный этап, длившийся в течение последних седмиц поста и завершавшийся торжественным крещением оглашенных в канун св. Пасхи. По окончании этих молений оглашенным повелевается покинуть храм, и совершаются две ектении о верных – по тому же порядку, как и на полной литургии.
Церемонию Великого входа, во время которого св. Дары переносятся с жертвенника по солее и вносятся царскими вратами вновь в алтарь и поставляются на престол, сопровождает гимн “Ныне силы Небесные “ . Во время выноса св. Даров из алтаря верующие преклоняют колени. После окончания Входа вновь читается молитва св. Ефрема с поклонами.
Следует просительная ектения “Исполним молитву нашу Господеви…”, по окончании которой хор или народ поют молитву Господню “Отче наш”. Как и на полной литургии священник после возгласа “Святая Святым” раздробляет св. Агнец, который был напоен св. Кровью после освящения на предшествовавшей полной литургии и влагает частицу его в чашу с вином. Далее следует причастие. Причащение мирян имеет одну особенность: за литургией Преждеосвященных Даров не приобщают грудных младенцев, которые не способны еще вкушать твердой пищи. Если на полной литургии новорожденных детей причащают каплей Крови, то на литургии Преждеосвященной в потире находится не Кровь, а благословенное вино, служащее для удобства принятия Святых Таин мирянами. Божественная Кровь, которою был напоен Агнец до погружения его в потир, соединена с Телом Христовым нераздельным образом, и поэтому не может быть преподана младенцам отдельно.

Приобщившись Святых Христовых Таин и возблагодарив Господа, верующие расходятся по домам для продолжения великопостного подвига.

Невозможно совершать великопостное странствие, не осмыслив его цели и содержания. Игнорируя же богослужения будничных дней Святого поста, а особенно — литургии Преждеосвященных Даров, мы лишаем себя не только приобщения к красоте и глубине церковной молитвы, но и того, что придает нашему посту смысл и претворяет его из поста гастрономического в пост истинный — духовный и «благоугодный Господеви».

Иподиакон Григорий Николаев