Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Следующий за Рождеством Пресвятой Богородицы праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. Рождественский цикл богослужений посвящен по преимуществу воспоминаниям событий Ветхого Завета. Что же связывает праздник Воздвижения с этим периодом?

Для того что бы увидеть историческую связь этого события с остальными праздниками данного периода, необходимо обратится к связующему звену – празднику Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот величественный храм был заложен и построен при императоре Константине после обретения его матерью, царицей Еленой, Древа Животворящего Креста Господня в 325 году.
Говоря о истории праздника Воздвижения, нужно начать с чудесного явления Креста на небе императору Константину. 28 октября 312 года, перед боем с Максентием, императору Константину было знамение, о котором говорит церковный историк: «когда солнце начало уже склонятся к западу, говорил царь, я собственными очами видел составившееся из света и лежавшее на солнце знамение Креста с надписью – «Сим побеждай».
Несомненно, что с самого начала христианства Крест имел особое почитание. Однако какое-то особое почитание именно Древа Креста Господня не нашло своего проявления в первые века. После взятия и разрушения Иерусалима Титом в 70-73 годах местность города была подвержена большим изменениям. Места, на которых происходили священные события Нового Завета и вовсе предавались забвению или осквернению. Так, например, на Голгофе возвышался алтарь богини любви и сладострастия Венеры.
После победы одержанной над Максентием, Константин желает найти тот Крест, на котором был распят Спаситель. Это намерение подержала его мать, царица Елена, которая, будучи в преклонном возрасте, отправилась в Иерусалим на поиски непобедимого Оружия. Ввиду иудейского обычая погребать орудие казни возле самого места казни, масштабы поисков были не очень велики. Как известно, после обретения Креста, при многочисленном стечении народа, Иерусалимский епископ Макарий поднимал его для всеобщего обозрения, отчего праздник и получил свое название.
Наряду с этим существует еще одно предание об обретении Честного Креста, возникшее в Сирии в 1-й половине V века, которое относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой императора Клавдия II (269-270), а затем спрятан и вновь найден в IVвеке. Однако эта версия не является общепринятой в Православной Церкви.
Теперь следует вновь вернутся к празднику Обновления храма Воскресения. Установление праздника Крестовоздвижения связанно именно с освящением этого величественного храма хотя бы уже тем, что чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении Иерусалимского храма. Служба Обновления является логическим переходом от дней попраздства Рождества Божией Матери, когда мы воспевали Ее как Храм Божества. Теперь, вспоминая освящение величественного рукотворенного храма мы не должны забывать о том, что и сами являемся вместилищем Духа Святого, храмами, в которых живет Бог. Поэтому, празднуя обновление Храма Воскресения, нам будет прилично позаботится и о обновлении своего внутреннего храма, своей души.
По свидетельству паломницы IV века Этерии (Сильвии), «обновление праздновалось в продолжении восьми дней…, храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху». Таким образом, проводя параллель с Ветхим Заветом, мы можем говорить о трех христианских праздниках того времени – Пасхе, Феофании и Обновлении храма Воскресения Христова в Иерусалиме как о своеобразном аналоге трех праздников Ветхозаветной Церкви – Пасхи, Пурима и праздника Кущей.
Кроме этого, неслучайно выбрана и дата освящения. Так как этот праздник считается аналогом ветхозаветного праздника Кущей, который праздновался в пятнадцатый день седьмого месяца, то эти две даты практически совпадают. Вместе с этим возможна параллель между Воздвижением Креста четырнадцатого сентября и днем распятия четырнадцатого нисана.
Стоит сказать и о чине Воздвижения. В современной нам практике чин воздвижения совершается архиереем или настоятелем соборного храма с благословения правящего архипастыря. Чин состоит из пятикратного возвышения Креста от низа к верху при стократном пении «Господи, помилуй», и чередующегося прошениями сугубой ектении. Совершается он на середине храма после пения Великого славословия. Воздвижение Креста имеет глубокий духовный смысл – Адам через вкушение от древа ниспал в состояние греха, теперь же Христос Своим Крестом возводит нас к избавлению.
Надо сказать, что таким чин был не всегда. Например, в храме св. Софии в Константинополе крест выносился для воздвижения на утрени по тропарях, среди которых пелся и тропарь Кресту. В иконографии праздника отчасти отражен способ, а точнее место воздвижения – им был амвон, представлявший из себя некое подобие башни с лестницами по бокам. Именно на нем и совершали воздвижение при пении народом «Господи, помилуй!». Николай Дмитриевич Успенский, ссылаясь на А. Дмитриевского, говорит о особенностях воздвижения согласно Синайскому кинонарю X века и среди прочего указывает на способ исполнения «Господи, помилуй». По его словам следовало «в каждой сотнице первые три раза «Господи, помилуй» петь протяжно, затем переходить на умилительный напев, а заканчивать сотницу «на крик».
Само богослужение праздника, его песнопения посвящены восхвалению как искупительного подвига Спасителя, так и прославлению самого Креста, напрямую послужившему «таковому о нас смотрению». Так как Кресту посвящен не один день церковного года, то следует рассмотреть отличия, которые присутствуют, например, в Неделе Кретопоклонной. В саму Неделю и в продолжении всей седмицы мы приготовляем себя к грядущим страданиям Спасителя, что отражено в песнопениях праздника. Также в седмичных песнопениях осуждается фарисейская гордость и прославляется мытарево смирение. В праздник же Воздвижения наше внимание обращено на сам Крест, посредством которого и было совершено дело нашего спасения.
Последняя, третья паремия (Ис. 60:11-16) говорит нам о будущей славе нового Иерусалима. Достижение этого горнего града было бы невозможно без крестной жертвы. Таким образом, третья паремия говорит о плодах страданий Спасителя на Кресте. Кроме этого, упоминание в этом отрывке трех пород дерева – кипариса, певка и кедра, дало некоторое основание утверждать, что именно из этих парод и состоял Крест Господень, что нашло отражение и в других богослужебных текстах. Так, например, в Октоихе воскресный канон второго гласа дает прямое указание на эти же древесные породы: «Яко кедры Христе, языков шатание сокрушил еси волею Владыко: яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаемь».
Тропарь праздника выделяется из группы тропарей двунадесятых праздников молитвенным обращением. По сути, мы просим у Бога субъективно то, что объективно нам уже даровано – спасение, которое мы получили вместе с распятием Господа.
Кроме этого богослужение Воздвижения имеет следующую особенность — после выноса, чина воздвижения и поклонения Кресту поются так называемые стихиры на целование. Первая группа стихир призывает нас поклонится Честному Древу: «Приидите, все отечествия языков Крест Господень песньми почтим». Вторая группа говорит преимущественно о ветхозаветных чаяниях на спасение от греха, проклятия и смерти, которые исполнились на Кресте. Вспоминается праотец Адам, пророк Моисей, пророк Исаия и царь — псалмопевец Давид. Однако эти стихиры имеют более позднее происхождение, так как согласно Н. Успенскому «по исполнению воздвижений пели «Вознесыйся на Крест волею». Этот кондак исполнялся многократно, пока совершалось целование Креста». День этот ознаменован однодневным постом, который предписывается Церковью в память о страданиях Христовых.
Таким образом, все богослужение этого праздника говорит нам о спасительной силе Честного Креста. Святая Церковь неслучайно вводит этот день в число наиболее торжественных, так как по слову преподобного Нила Синайского «Единым спасительным Крестом спасается род наш».
Святая Церковь призывая нас возобновить наш завет с Богом и снова последовать за Ним по Его пути, побуждает нас вспомнить о обновлении храма нашей души и предлагает в самом начале церковного года для поклонения Честной Крест, напоминая о том, что спасение достигается только лишь терпеливым несением своего креста.

 

иеромонах Серафим (Козин)