Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Церковное богослужение — молитвенное собрание христиан — это не просто еженедельный, очередной поход в храм. Богослужение — это по сути и есть таинство, общение человека с Богом. Сегодня об истории богослужения, его необходимости мы беседуем с ключарем храма Преображения Господня г. Балашова иеромонахом Серафимом (Козиным).

— Отец Серафим, как определяется богослужение в жизни православного христианина?
— Богослужение является важнейшим элементом религии, оно представляет собой совокупность обрядов и священнодействий, через которые выражаются во вне внутреннее её содержание, её веро- и нравоучение. Поскольку религия определяется как связь между Богом и человеком, постольку и в богослужении нужно различать две стороны: благодатную, мистическую (в которой осуществляется отношение Бога к человеку) и нравственно-аскетическую (в которой осуществляется отношение человека к Богу). В полной мере всё вышесказанное относится к богослужению Православной Церкви. В нём и через него осуществляется со стороны Бога освящение человека и усвоение ему совершенного Христом Спасителем подвига искупления и его плодов, а со стороны человека — действенная вера в искупление и истинное Богопочитание, на ней основанное.
— Так ли на самом деле необходимо церковное богослужение?
— Необходимость богослужения в деле спасения для каждого христианина самоочевидна. Человек есть существо духовно-телесное, ему свойственно выражать свои внутренние чувства и ощущения внешними действиями. Религиозные чувства, в силу своей интенсивности и напряженности превосходящие все прочие чувства, преимущественно требуют внешнего проявления посредством обрядов и священнодействий, а постоянство религиозных чувств является причиной постоянства богослужения и регулярности форм его совершения.
— Откуда богослужение берет свое начало?
— Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо решить что такое молитва, потому что именно общественная молитва и является богослужением. По выражению архимандрита Рафаила (Карелина) молитва есть дыхание жизни. И такое дыхание, несомненно, испытывали первые люди. Истоки первого богообщения мы видим уже в раю, где Адам и Ева говорят с Богом. Из 3 главы книги Бытия мы узнаем, что Сам Бог обращается к Адаму. Но какой могла быть молитва сотворенного Богом человека, не имевшего нужды ни в прощении, ни в помощи? Молитва могла носить лишь благодарственный характер! Благодарение за жизнь, за рай, за жену и возносил Адам. Уже здесь мы видим проявление иерархичности в молитве — наряду с Адамом был сотворен и весь окружающий его мир, но никто кроме царя этого мира не смел благодарить своего Творца.
— Мы знаем, что современное нам богослужение претерпело в разные эпохи некоторые изменения. Но насколько сильно отличается оно от того, что было в Ветхозаветной Церкви, до пришествия Господа Иисуса Христа?
— После грехопадения, в период ветхозаветных патриархов, молитва стала приобретать покаянный характер, что отобразилось в жертвоприношении. Всего Ветхий завет знал 8 видов различных жертв: 1) жертва всесожжения — животное сжигалось целиком; 2) жертва греха приносилась в торжественные дни, перед посвящением священника или левита и за отдельные грехи всего народа, семейства, группы лиц. Она могла заключаться в принесении разных жертв, от быка до простой муки без масла и ладана; 3) жертва вины — была предусмотрена для частных лиц и составляла обычно ягненка; 4) жертва мира — она имела в себе три смысловые составляющие: жертва благодарения, обета и просто вольная жертва; 5) бескровная жертва состояла из вина, пшеницы, елея, всего вместе или по отдельности; 6) жертва очищения совершалась раз в год (10 сентября), когда первосвященник закалывал козла за грехи всего народа и, войдя в святая святых, кропил там его кровью; 7) жертва возлияния — первосвященник выливал к подножию жертвенника вино. В двух последних жертвах мы видим параллель с Новым Заветом — Господь Иисус Христос принес Себя в жертву за грехи всего мира, а вино сделалось неотъемлемой составляющей важнейшего христианского таинства — Евхаристии.
Не стоит однако видеть в иудейских жертвах лишь плохое, что иудеи, якобы, откупались от Бога! Праведный иудей смотрел на смерть животного как на наказание, которое заслужил он сам. К тому же, жертва наглядно показывала, что он находится в Завете с Богом, что дает ему право на теоретическую возможность стать предком Искупителя (именно поэтому Иоаким так сетовал, когда первосвященник отказался принять у него жертву). После разрушения Храма Соломона и вавилонского пленения начали появляться т.н. «синагоги». И во время пришествия в мир Спасителя у иудеев было два рода богослужения — храмовое и синагогальное.
— Спаситель во время Своей земной жизни, как и Его ученики, так же посещал богослужения в Иерусалимском храме, в синагогах. Откуда же берет начало именно христианское богослужение?
— Несмотря на то, что, как Вы справедливо заметили, Господь Иисус Христос и являлся участником праздничных богослужений в Иерусалимском храме, субботних синагогальных собраний, несомненно, что эти старые формы богослужения наполнялись новым смыслом. Христос дает совершенно иную, новую форму молитвенного служения Богу. Он говорит в беседе с самарянкой: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Иоан. 4:23). Т.е. не нужны жертвы, нет особого места для поклонения Богу. Все это напоминает времена до грехопадения. В принципе, так и есть, потому что Христос нас избавил от греха, проклятия и смерти. Каждый крещеный свободен от последствий первородного греха. Под проклятием надо понимать вот что — после грехопадения Господь говорит Адаму: «Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3:17). О спасении от смерти нам ярко говорит пасхальный тропарь.
Во время Своей земной жизни Христос подает нам пример не просто молитвы, а сопрягает с ней и внешние действия. Так, после Первосвященнической молитвы «Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Иоан. 17:1). Во время Гефсиманской молитвы Господь, «преклонив колени, молился» (Лук. 22:41). А евангелист Матфей, говоря о том же событии, добавляет, что «отойдя немного, пал на лице Свое, молился» (Матф. 26:39). Все это дает нам право говорить о некоем чине, структуре молитвы, которая с течением времени переходит, формируется в обряд. В дальнейшем христианскому богослужению предстоит облечься в необычайно красивую, замысловатую форму, но во времена Древней Церкви, особенно в апостольский век, оно ещё представляет собой простоту общения с Богом, какой, несомненно, обладала и молитва первых людей.
— Отец Серафим, большое спасибо за Ваши ответы. Мы надеемся продолжить эту тему и более подробно побеседовать об отдельных составляющих православного богослужения.

 

Беседовала Татьяна Дыкова