Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

В день погребения протоиерея Александра Болдаева мы вспоминаем одно из его последних интервью, которое он давал в 2009 году. Многое изменилось с тех пор. Но неизменным осталось главное – любовь, которую чувствуешь читая эти строки.

-Отец Александр, расскажите, пожалуйста, о себе: где родились и как выбрали свой жизненный путь служения Богу?
— Я родился в 1937 году в с. Дубовка под Сталинградом. В 1939 году отца взяли на финскую войну, и я остался с матерью. Недалеко от нас жили дедушка и бабушка – глубоко верующие христиане. Мой дедушка, изучавший в школе с 1896-1901гг. Закон Божий, передавали свои знания мне. И к 6-7 годам я уже много знал Закона Божьего и посещал с ними храм. Прошла Великая Отечественная война, которую взрослые пережили в плаче и работах, а мы, дети, в подземельях. В 1946 году в нашем городе вновь распахнул двери храм, куда я постоянно ходил с дедушкой, помогая в алтаре священнику. Рядом со мной были мои взрослые дядья, которые тоже всю жизнь посвятили священнослужению (один сейчас живет в Астрахани, другой жил в Волгограде, он недавно скончался). В свои 11-12 лет, хотя мне и не разрешали в школе преподаватели, я много времени проводил в храме, умел читать, петь. В школе меня звали не Сашкой или Санькой, а попом. Это не было для меня оскорбительно . И сейчас, идя по улице, я слышу как дети мне вслед кричат: «Поп пошел!» — это приятно, что хоть как-то дети отличают меня от людей гражданских.

….Так шло время. В 19 лет я закончил сельскохозяйственный техникум, работал агрономом в одном из совхозов. В 1958 году меня призвали в армию, где я прослужил три года в Баку. Возил командующего Бакинского округа. Много раз приходилось быть водителем у гостей из Москвы: Баграмяна, Микояна и других маршалов, приезжавших позагорать на Каспийском море, поохотиться и повидать родственников. Вернувшись, домой, работал заведующим элеватора. Женился и прожил с Любовью Николаевной почти 50 лет. Имею четырех детей, из которых три дочери и один сын. Никто из них по моим стопам не пошел. На сегодняшний день у меня 10 внуков и 1 правнук.

Уйдя с элеватора, и работая на тракторном заводе, я не терял общения с Православной Церковью. И когда мне предложили стать диаконом, я согласился. Вот уже 33 года я — священнослужитель, из которых 23 года провел в Балашове и 10 лет — в Вольске. Закончил Московскую Духовную семинарию, прошел, все ступени сана и в прошлом году был удостоен награды особо высокой, от Патриарха – митрой. Это такой особый головной убор, который отличает священника от всех за его служение.

В сказках всегда пишут, что у попов набитые богатством мешки. У меня этого нет, да и быть е должно. Зарплата моя 500 рублей, да и то, если принесут верующие. А не принесут – приходится тянуть на то, что есть. От государства мы ничего не получаем, так как до сих пор от него отделены, хотя налогами облагают наравне со всеми. Только с 1991 года нас стали «считать за людей». Мы стали, по достижении 60 лет, получать пенсии и оплачивать за квартиру и коммунальные услуги как все, в то время как раньше мы все это оплачивали в трехкратном размере. Это произошло потому, что Патриархат отдал свой пенсионный фонд государству. На пенсию священнослужители уходят, как и все гражданские мужчины, но служим до тех пор, пока носят ноги, и молимся за всех нас. Даже когда вы испытываете немощь во всем теле, надо просить: «Господи, защите мир, мою семью и родственников». Ведь делая добро другим, сделаешь добро себе; молясь за других, себе приобретаешь молитвенников; угождая во благе другим, приобретаешь себе друзей; молясь за усопших, приобретаешь себе их ходатайство перед Богом. Так добро плодовито.

-Отец Александр, скажите, прибавилось ли верующих за последние годы?
— Немного, конечно, сдвиг есть. А вот таинство бракосочетания – венчание, превратили в ритуал. А это таинство, где люди дают клятву перед Богом, что будут всегда вместе. Сами же, пожив некоторое время, расстаются.

-Можно ли венчаться второй раз?
— По второму разу венчаться нельзя. Исключением является то, когда кто-нибудь из супругов закончил свою жизнь на земле. Только после этого можно выбирать второго спутника и иметь право на второй брак. Если же кто-то повенчан с одним человеком, а живет с другим – это значит, что они живут в блуду, а это грех.

-Как относиться Православная Церковь к экстрасенсам и гаданию?
— Отрицательно. Все это называется переходом к сатанизму. Взять экстрасенсов: они советуют сначала сходить в храм, очиститься, а потом прийти к ним. Им нужна чистая и светлая душа, чтобы все это в себя всосать. У них способности «к лечению» не от Бога, а от сатаны, чтобы уничтожить человеческий разум. Раньше были колдуны, а теперь стали экстрасенсы какая разница?! Они деятели зла и помощники сатаны.

— Значит ли это, что предусмотренная Богом судьба человека неизвестна никому?
-Судьбу человека не может предсказать никто. Даже Ангелы не знают того, что предусмотрено Богом. Надо не гадать и узнавать будущее, а почаще молиться и говорить: «Господи, не дай мне упасть в грехи мои!» Ведь чем меньше грехов, тем ближе Царство Небесное.

-Отец Александр, как Православная Церковь относиться к абортам?
-Церковь относилась, и относиться к этому как к детоубийству и аборты неприемлет. Первое покаяние женщин и мужчин сейчас – это то, что наделали много такой жестокости, уничтожая себя как человека, душу свою и душу своего потомства. Уничтожение человека другим человеком, тем более матерью – это величайший грех. Ведь душа входит в уже определяющееся тело, а мать убивает эту жизнь. Ведь в церковных книгах написано, что души убитых детей на великом Суде будут идти и кричать, чтобы Бог проклял тех, кто не вспомнил и не молился за свои грехи пред Творцом. Если происходит прерывание беременности по особым обстоятельствам: выкидыш, например, то нужно покаяние, что это произошло не по вине матери, а из-за болезни или осложнений.

Газета «Огни Балашова», 2009 г.
Беседовала Ирина Вислова