Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
18939

18939Сегодня Православная Церковь молитвенно чтит память преподобного Алексия человека Божия. События, о которых пойдет речь, происходили в Риме в V веке. Рождение Алексия было исходатайственно у Господа( его родители были бесплодными подобно родителям Иоанна Предтечи, и лишь за добродетельную жизнь и горячую молитву Господь послал им сына). При крещении младенцу дали имя Алексий. С шести лет Алексий начал свое образование, и уже к юношескому возрасту он хорошо знал светские науки, но особенно хорошо изучил Священное Писание. Поняв суетность быстропроходящих мирских благ, он решил отречься от них ради получения благ вечных. Однако  желания родителей не всегда совпадают с желаниями их детей. Родители решили поженить своего сына.

После окончания свадьбы, в тот самый вечер Алексий бежит из Рима. Удивлению родителей, когда пришли в комнату невесты, не было предела, так как они там не обнаружили своего единственного сына, в кресле сидела лишь одна невеста в скорби с печальным видом. Мать святого Алексия из-за такого горя решила уйти в затвор и не выходить до тех пор, пока не найдется ее сын. Невеста со слезами на глазах сказала: «И я не уйду от тебя, но как верная голубица, с печальным пением ищущая по горам потерянного мужа, буду терпеливо ждать известия о нем».

 

Святой Алексий бежал в г. Эдессу, в церкви которого находился «Нерукотворный Образ», посланный Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни князю Авгарю. Здесь вел нищенский образ жизни, строго постился, каждое Воскресение приобщался Святых Таин и непрестанно своим умом возносился к Богу. Когда шел 17-й год нахождения святого Алексия в Эдессе, к одному пономарю с иконы обратилась Божия Матерь и повелела ему: «Введи в Мою Церковь человека Божия, достойного Царства Небесного». Это повеление касалось святого Алексия. Когда слава о его подвижнической жизни стала распространяться по городу, то святой Алексий бежит от нее. Он хочет плыть в г.Киликию, но Господь устроил по-другому: на море начинается буря, корабль теряет управление и, несомый ветром, прибывает в Рим — тот самый город, из которого происходил святой Алексий. Под видом чужестранца и бедняка он идет в дом к своему отцу и просит поселиться в углу двора. Отец не узнал сына, но любящее сердце что-то говорило ему, и он дал разрешение поселиться у себя в доме. Над будущим господином дома, сыном и наследником издевались рабы, подобно тому, как над Творцом издевалось и насмехалось Его творение. Так провел святой Алексий в доме отца еще 17 лет.

Господь открыл святому Алексию время его смерти. За несколько дней до ее прихода он попросил чернила, хартию и трость и описал свою жизнь со всеми подробностями для убеждения родителей. Когда настал час смерти угодника Божия, то во время богослужения в Церкви все молящиеся услышали голос: «Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе, молитва его для вас будет весьма благодетельна». Когда нашли святого, то его душа уже отошла ко Господу, в руках у него была хартия. Когда ее прочли, то родители, услышав различные мелкие подробности, узнали в этом нищем страннике своего сына. Мать вышла из затвора, а вместе с ней и невеста, которая в знак верности 34 года прожила в девстве. Преставился святой Алексий человек Божий в 411 году.

Многие из нас, конечно же, восхвалят его подвиг самоотречения и оставления мирской суеты. Но есть и те, которые осудят его подвиг, и скажут:  «Какой сумасшедший, оставил молодую жену, не послушал своих родителей, вместо славы и богатства предпочел нищету и надругательства». Святые отцы ум таких людей называют «плотским», и говорят, что он стал таким по той причине, что они не осознают своей погибели и, следовательно,  не хотят признать нужду в спасении.

И действительно, чтобы почувствовать нужду в Господе, Его помощи, надо осознать свою немощь, свое недостоинство. И первым шагом для каждого является покаяние, покаяние в грехах и осознание своей греховности. Святитель Тихон Задонский утверждает: «Познание себя и своей греховности есть начало спасения, потому что познание своей бедности приводит к исканию способа, как от ее избавиться». Давайте вспомним проповедь Иоанна Предтечи, который прежде чем крестить человека призывал его к покаянию (Мф.3,1-11). Первая проповедь Господа нашего Иисуса Христа началась с пяти слов: «Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4,17). Но не может человек сделать этого первого шага к спасению, шага к покаянию, если он осуждает ближних. Все из нас помнят, действительно лишь помнят, слова Спасителя, обращенные к фарисеям: «Не судите и не будете судимы, не осуждайте и не будете осуждены» (Лк.6,37).

Именно покаяние, эта столь важная добродетель, подвигло святого Алексия на трудный и для многих неприемлемый подвиг скитания. Не случайно и то, что мы вслед за Пресвятой Богородицей называем Алексия Божиим человеком. У всех нас есть фамилия и отчество, есть предки. Каждый из нас от кого-то зависит, как и другие зависят от нас. Но святой Алексий был избавлен от всего этого, он поистине был только Божиим! Однако все эти сравнения еще не выражают вполне христианского отношения к его подвигу, иначе все люди без определенного места жительства могли бы претендовать на это высокое определение. Главной отличительной чертой в жизни святого Алексия было освобождение не от попечения родителей и семейной жизни, не от финансового благосостояния и общественного положения, а от греха. Многолетние страдания сделали его лишь более восприимчивым к чужой беде, откликающимся на просьбу о помощи. Это и есть святость, когда человек, нуждаясь в самом необходимом, забывает свои проблемы и устремляется на помощь к другому, кем бы тот ни был. Святой Алексий человек Божий принял на себя полноту милости Божией, передавая ее и нам немощным.

Священноинок Серафим (Козин)