Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Досточтимые отцы, братья и сестры!

Приветствую Вас на Региональном этапе Международных образовательных чтений, посвященных имени одного из самых видных правителей России – Императору и Самодержцу Всероссийскому Петру Великому. Как и многие другие выдающиеся личности Петр Алексеевич никогда не воспринимался однозначно. Сторонники его реформ видят в нём олицетворение эпохи Просвещения, их оппоненты напротив, указывают на потерю национальной и отчасти духовной идентичности русского народа, благодаря тем же реформам.

Сама русская интеллигенция XIX разделилась на два лагеря – славянофилов и западников, которые пытались осмыслить пути дальнейшего развития страны. Этими государственными и религиозными мыслителями, среди которых были Чаадаев, Хомяков, Киреевские, Самарин, предложены России два направления, между которыми она должна была выбирать: идти по особому, русскому пути или по западноевропейскому.

Тема сегодняшнего форума, приуроченного «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность» затрагивает как бы всю жизнь человека – его повседневные, мирские заботы с одной стороны и попечение о духовном спасении, ожидание будущей, вечной жизни с другой. Господь Иисус Христос в Своей земной жизни не гнушался практическими вопросами, которые возникали перед Ним. Напротив, из Предания Церкви мы знаем, что обручник Его Матери, праведный Иосиф обеспечивал свою семью, работая плотником. И Сам Иисус перенял это ремесло. Но это не в какой мере не влияло на то, ради чего Богочеловек пришел в этот мир – спасения всех людей. Через этот самый главный пример, мы понимаем, что мир и Церковь, тело и душа, время и вечность не мешают друг другу, а напротив, дополняют, представляя полноценную картину мира.

Император Петр Алексеевич действительно совершил большой переворот в самых разных сферах жизни страны, начиная от образования и публицистики, архитектуры и музыки, заканчивая церковным устройством и бытом народа. Церковь вступила в так называемый Синодальный период. Историки по-разному оценивают это время, но многие сходятся в одном – это было время наименьшей свободы Русской Церкви. Но были и светлые стороны этих перемен. Теперь органом церковного управления становится Святейший Синод. Святитель Филарет (Дроздов) представляет Святейший Синод как олицетворение соборного принципа древней Церкви, что соответствует действительности.

Наверно самыми яркими сферами, которых коснулось реформирование, стали церковная жизнь и образование. Надо сказать, что и они очень тесно связаны. Когда нам пытаются представить допетровскую эпоху как время безграмотности, «тёмных веков», мы понимаем, что это не соответствует действительности. Просвещение на Руси шло параллельно с христианизацией. Я не буду сейчас приводить множественные примеры повсеместной грамотности, такие как известные берестяные грамоты. Заслуга Петра I в том, что он обратил серьёзное внимание на централизацию образования. При этом мы знаем, что Церковь, как до Петра, так и после его правления занимала активную позицию в деле образования.

Желание разделить жизнь человека на сакральную и профанную, духовную и мирскую не вполне справедливо. Христианство отбрасывает это разделение и говорит о том, что вся жизнь, слова, дела и даже мысли есть одно служение Богу и ближнему. И с этой точки зрения является «святой» в библейском понимании этого слова, т.е. избранной, отделенной от скверны и зла.

В тоже время заблуждением было стремление к подчинению одного другому. В разные исторические эпохи люди отдавали предпочтение  различным моделям сосуществования политической власти и церковной иерархии. И несомненная ошибка Петра Первого в узурпации духовной власти.

Какой итог можем мы вынести для себя и будущих поколений? В первую очередь это неприятие любых перемен насажденных силой. По слову святого Александра Невского «Бог не в силе, а в правде». Именно правда Божия должна стать орудием борьбы с любым несовершенством. И еще одна важная мысль – старое не всегда неправильное. Меняется мир, меняется и внешность Церкви, оставляя без изменений Её суть. Иногда новые формы содержат старые смыслы. И это не должно нас удивлять — как в секулярном мире не меняются основополагающие принципы жизни, точно так же и религиозные устремления сопутствуют человеку на протяжении всей мировой истории.

Завершая приветствие хочу закончить словами Самого Христа Спасителя подходящими для разговора о взаимодействии мира и Церкви, и «сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23.23).