Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
50298

Untitled document

50298

Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем праздник в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены. Император Константин Великий правил Римской империей в первой половине IV века. За выдающиеся заслуги перед Святой Церковью, перед верой христианской, этот царь вместе со своей матерью – царицей Еленой, был причислен к лику святых и даже именуется равноапостольным.

Царь Константин был сыном одного из правителей тогдашней Римской империи, которая была в то время поделена на четыре области. Его отец управлял Британией. И вот, после смерти своего отца он был провозглашен императором. В то время множество врагов было у святого царя Константина, и он был единственным правителем в тогдашней Римской империи, который покровительствовал христианской вере. Другие правители тогдашней Римской империи, естественно, начали войну. Происходили военные действия, и перед решающей битвой царь Константин созерцал на небе видение Креста и надпись: ”Сим побеждай”. Т. е. Силой Креста Бог дарует ему победу.

300 лет Церковь христианская испытывала жесточайшие гонения. И вот Промысел Божий приводит царя Константина к христианской вере, потом устраивает так, что царь Константин становится правителем всей Римской империи, и Западной, и Восточной. В 313 году он издает Миланский Эдикт “О веротерпимости”, где прекращает гонения на христиан, и христианская вера получает свободу. В этом было промыслительное значение и чуда вид?ния Креста на небе, и последующей победы царя Константина, и его правления над Римской империей.

И мы также знаем, что в 325 году Православную Церковь терзала ересь Ария, который называл Христа творением, отрицал единосущие Сына Божия Богу Отцу. И вот, в 325 году, чтобы утвердить Православную веру, святой равноапостольный царь Константин созывает в Никее I-й Вселенский Собор, на котором был составлен наш Символ Веры до слов “… и в Духа Святаго.” Таким образом, мы видим, что Церковь не напрасно прославила императора Константина как равноапостольного, подчеркнув тем самым, что труды этого царя и его матери подобны Апостолам.

А мать святого царя Константина, когда сын ее воцарился над Римской империей, отправилась на Святую Землю, в Палестину, и там очищала от языческих капищь святые места, связанные с жизнью Сына Божия. Вместе со своим сыном, царем Константином, она устроила на месте смерти и воскресения Христа величественный храм Воскресения Господня. Святая царица Елена обрела Животворящий Крест возле Голгофы, тот, на котором был распят Сын Божий. И вот, за свою веру, за воспитание такого великого сына – царя Константина, за вот такую ревность к святым местам на Святой Земле, в Палестине, царица Елена тоже причислена церковью к лику равноапостольных.

Мы видим, дорогие братья и сестры, как Церковь Христова прославляет тех людей, которые строили и благоговейно относились к святыням. Святые Константин и Елена – строители православных храмов. И Церковью они прославляются наравне с Апостолами. Из нас, конечно же, мало найдется храмоздателей. Но все мы призваны к благоговейному отношению к святыни храма! Без сомнения, Бога чтить нужно, в первую очередь, внутренне. Но внутреннее содержание нашей души обязательно выражается и внешне. Господь сказал: «Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе; а злой человек из злого сокровища выносит злое» (Мф.12:35). Так вот, в этот святой день, вспоминая память этих великих святых, нам нужно задуматься немного о внутреннем и внешнем содержании нашего жизненного пути.  

Христос заповедал нам исполнять Свои Божественные заповеди. Новый Завет, в отличии от Ветхого – это обновление духа. В Ветхом Завете все значение, весь упор делался на внешней религиозности, хотя и там были пророки, которые говорили, что Бог ищет сердца человеческого, ищет духа, ищет любви человека к Богу. Были пророки, но в целом Закон Моисеев носил обрядовый, внешний характер. И представители ветхозаветной религии, в особенности в лице духовенства, фарисеев, книжников, исполняли ветхозаветный закон только внешне. Они приносили жертвы, совершали какие-то внешние обряды, омовения, внешне посещали Иерусалимский храм, синагогу, но сердце их далеко отстояло от Бога. И мы знаем, что Господь уподоблял ветхозаветных учителей “гробам окрашенным”, которые внутри исполнены всякого греха, зловония страстей, а снаружи вроде бы выглядят ничего, неплохо. Такова была ветхозаветня религиозность в своем подавляющем большинстве. Конечно, были истинные праведники и в Ветхом Завете, но их было очень мало.

Когда же пришел Христос, то Он открыл, что истинная вера, истинное познание Бога совершается внутри. Спаситель говорит: “Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их” (Мф.23:26). Т. е. Господь Иисус Христос в Своем Евангельском учении весь смысл, весь упор делает во внутреннем перерождении человека, в обновлении духа, нашего сердца и наших мыслей. Господь учит о любви к Богу и ближнему, но при этом не отрицает и внешнего закона. Потому что, естественно, вера человека, его стремление к Богу, всегда, так или иначе, проявляются и во внешней форме. Но самое главное хранится в душе, в сердце чистом, верующем, смиренном, благоговейном и в нелицемерной любви к ближним. В противном случае остается одно лицемерие, театр, остается то, что Христос назвал “фарисейством”, т. е. одним только внешним служением Богу.

Мы призваны к внутреннему перерождению, к обновлению нашей души в духе христианской веры. Однако у нас есть и внешние какие-то обычаи, правила, обряды. Но вот, к сожалению, греховность, болезнь души человека такова, что мы зачастую недостаточно внутренне обновляемся, недостаточно боремся за чистоту своего сердца, своих мыслей. С большим трудом происходит в нас внутреннее перерождение, обновление нас в радости, в любви, в мире, в терпении, в смирении, в нелицемерной вере, в помощи другим людям. В этих внутренних добродетелях с трудом мы преуспеваем.

Но если мы посмотрим на внешние какие-то обычаи, добродетели, то тоже, к сожалению, мы увидим, что весьма много у нас и чисто внешних упущений. Например, с болью, бывает, видишь, что весьма, весьма мало людей умеет правильно перекрестится. К великому сожалению, нередко можно увидеть верующего человека, который вместо того, чтобы благоговейно наложить крестное знаменье, делает какой-то бессмысленный жест: крестит, например, свой живот или свою грудь, или как будто что-то смахивает со своей груди. Производит какое-то торопливое, бессмысленное движение. И вот это и есть крестное знаменье? Естественно, сердце пастыря не может равнодушно на это смотреть. И вот таких, чисто внешних, упущений у нас действительно очень много.

Во, например, возьмем добродетель благоговейного отношения к святыне православного храма. Как мы ее исполняем на деле? Храм – это место святое, где присутствует Сам Бог, где совершаются страшные таинства, где дышит Дух Святой. В храме поются величественные гимны и псалмы, читается Священное Писание, здесь мы можем получить надежду на спасение. И что же мы видим? Не все с благоговением, со страхом Божьим, действительно относится к храму, чувствуя святость этого места. Нападает какое-то окамененное нечувствие на сердце, какая-то духовная болезнь. Человек как будто забывает, где он находится. Он не чувствует святыни, когда он слышит слова молитв и священных гимнов – он воспринимает это совершенно равнодушно, как будто это что-то пустое, то, что его абсолютно не касается ни в коей мере. И вот это как раз проявление, с одной стороны, внутренней духовной болезни, а с другой стороны, внешней. Это очень страшно. Каждый из нас – и каждый священнослужитель, и каждый низший служитель в храме, который исполняет то или инное послушание, служение, и каждый рядовой верующий и мужчина, и женщина – ответственны за святыню богослужения, за святыню храма. Мы не должны равнодушно смотреть на какое-то бесчинство, творящееся в храме, на какой-то шум и помехи богослужению. Душа каждого человека должна болеть за святыню храма. И мы в первыю очередь должны молиться об этом. Мы также должны уметь подсказать ближнему, который забыл, что он находится в храме, который ведет себя в храме, как в магазине, или как на базаре, или где-то в музее – мы должны уметь такому человеку с любовью, с христианской кротостью и смирением посоветовать, указать ему, напомнить ему, что он находится в святом месте, где совершается молитва Богу, где Господь нас принимает, принимает наше моление, наше покаяние, и здесь негоже безобразничать или шуметь.

Таким образом, и чисто внешних недостатков и внутренних у нас конечно очень много. Но нам нужно помнить слова Евангелия, что Господь Иисус пришел в мир грешных спасти и не отчаиваться. Мы должны стремиться исполнять заповеди Божьи, должны стремиться внутренне обновиться: избавиться от греховных мыслей, от недолжных чувств, стремлений, постараться исправить свою жизнь, удалить из нее все нечистое, греховное. С другой стороны, мы должны постараться и внешнюю нашу религиозную жизнь тоже совершать в соответствии с уставом церковным, в соответствии с традициями Церкви. Внутреннее важнее внешнего, однако и внутренне без внешнего не мыслится. Бывает, когда человек стоит благоговейно в храме и молится, то невольно и на душу его начинает действовать его внешнее поведение. Человек совершит какой-то внешний жест: благоговейно поклонится Богу, со страхом Божьим приложится к образу, к иконе, или на себя наложит крестное знаменье с благоговением – и вот этот внешний жест оказывает внутреннее влияние и на его душу. Здесь все взаимосвязанно.

И вот в этот святой день, по молитвам святых царей Константина и Елены да дарует нам милосердный, благий Господь утверждаться и в святых Христовых Евангельских заповедях и во внешних уставах церковных. Аминь. Христос воскресе! Воистину воскресе!