Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

«Вечере Твоея тайныя днесь…»

51211063

51211063Великий четверг. Тайная вечеря, такая таинственная, такая глубокая, такая бесконечно важная, что сердца наши наполняются трепетом. Именно в эту святую Вечерю Господь Иисус Христос совершил одно из важнейших дел Своих — Он установил Таинство Святого Причащения и впервые Сам совершил это Таинство, причастив учеников Своих

 ….Накануне пасхальной трапезы Спаситель сказал, что по дороге они встретят человека, несущего кувшин воды. Апостолы должны последовать за ним до дома, в какой он направляется, и хозяину того дома сказать: «Учитель говорит: время Моё близко; у тебя совершу пасху с учениками Моими». Всё случилось так, как говорил Господь. Хозяин дома предоставил апостолам горницу, и они приготовили там пасху.

Когда настал вечер, пришел Иисус с двенадцатью Апостолами в Иерусалим, направился в приготовленную для них комнату и возлег с ними за столом, но вскоре встал. По восточному обычаю, при входе гостей в дом слуги или рабы домохозяина омывали их запыленные ноги. В данном же случае, при входе Иисуса с Апостолами в дом, где приготовлена была для них пасха, никто не омыл им ног (вероятно, потому, что они лишь заняли, с дозволения домохозяина, одну из комнат его дома, но гостями его не были).

Но между Апостолами произошел разговор по этому поводу. Они хотели соблюсти обычай омовения, особенно важный, по мнению евреев, в пасхальный вечер, но никого из слуг тут не было.  Надо было кому-нибудь решиться на эту услугу своему Учителю и товарищам, но так как эта услуга считалась особенно унизительной, несогласной с достоинством свободных евреев, то между Апостолами произошел спор, кто из них должен почитаться большим (Лк. 22, 24), следовательно, свободным от такой унизительной работы? Иисус услышал этот спор и напомнил Апостолам: «Вы знаете, что цари земные господствуют над народами (Лк. 22, 25), и все вообще, имеющие власть над людьми, считают за благодеяние по отношению к ним проявление этой власти; но в Царстве Божием, в Царстве любви и добра, должно быть не так. Я избрал вас, чтобы устроить это Царство на земле и через него вести людей в Царство Небесное, а потому вы первые должны своим примером показать, что в этом Царстве нет места ни властолюбию, ни гордости; поймите, что власть или старшинство прежде всего налагают обязанности на облекаемого властью; права же на почет и уважение приходят потом, сами собой, если кто заслужит их. А потому, если кто из вас почему-либо считает себя большим, тот должен держать себя так, как будто бы он был самым меньшим; и кто из вас будет начальствующим над другими, тот не должен забывать, что, начальствуя, надо всем служить, быть первым слугой для всех!»

Говоря это, Иисус тотчас же примером Своим подтвердил сказанное: встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду, взял приготовленное для омовения полотенце, налил воды в умывальницу и начал омывать ноги Апостолам, и вытирать полотенцем, которым опоясался.

Ученики Его были поражены — как это наш великий Учитель, наш Господь будет омывать нам ноги! Они были так поражены, что молчали. И молча, с трепетом, они протянули ноги Свои Господу Иисусу Христу для омовения. Один только апостол Петр не стерпел:  «Господи! Тебе ли умывать мои ноги? — сказал он (Ин. 13, 6). — Тебе ли исполнять обязанности слуги, когда мы ждем открытия Твоего Царства, славного Царства Мессии, где все будут преклоняться пред Тобою?» Не желая пока вступать в объяснения с Петром, Иисус сказал ему: «…что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Ин. 13, 7). Далее Апостол продолжает:  «Нет, Господи, вовек не омоешь ног моих.» На что Христос отвечает :  «Если не омою ног твоих, части не будешь иметь со Мной.» (Ин. 13, 8)  Услышав эти слова, св. Петр содрогнулся: «Господи! не только ноги мои, но и руки и голову» (Ин. 13, 10). А Господь отвечает ему на это: «Омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь» (Ин. 13, 10) И окончив это дивное, таинственное и великое деяние Свое, Господь Иисус Христос сказал: «Вот Я, Господь и Учитель ваш, подал вам пример того, как и вам надлежит поступать. Если Я, Господь ваш, омыл ноги ваши, то и вы должны друг другу делать то же.» (Ин. 13, 12) Как поразительно это деяние Господне, каким волнением наполняет оно душу нашу! Как это Господь такое необычайное дело сотворил, будучи Всемогущим Творцом и Владыкой Вселенной, во имя любви и единства Господь снизошёл до обязанностей раба. Тем самым Христос призывает к самой предельной, которая только возможна, любви, до полного самоотречения, до полного забвения собственных мнимых и действительных достоинств и прав, до самой смерти, ибо «.. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).

Далее следует продолжительная беседа с учениками. Как никогда до этого Господь открывает им Свое божественное достоинство, тайну спасения человечества и грядущее призвание самих Апостолов. Во время этой беседы Апостол Филипп прямо спросил Христа: « Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас» (Ин. 14, 8). Иисус ответил ему: «…столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» (Ин. 14, 9-10). Тайна Пресвятой Троицы никогда еще так ясно не открывалась людям.
           И вот во время трапезы, когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: « приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.» (Мф. 26, 26-28).  Впервые апостолы причастились Тела и Крови Господа; с тех пор это чудо происходит на каждой Божественной литургии, не символически, как только воспоминание той тайной вечери, а реально, как в те часы Страстного четверга. Именно в этот день всякий православный человек старается причаститься с благодарностью Богу за все совершенное Им ради нашего спасения и в твердом намерении не уподобляться предателю Иуде. Нельзя, наверное, в этот день не причащаться, ведь именно сегодня Христос говорит о Своей Крови: «Пийте от нея вси» (Мф 26, 27). Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Каждому причащающемуся в этот день необходимо помнить, какой ценой дано было ему это Таинство.

Протянем и мы наши грязные руки и ноги Всемилостивейшему Господу Иисусу Христу и будем умолять Его о том, чтобы Он омыл скверны наши. И когда омоет Он их в Таинстве Покаяния, тогда приступим к великому Таинству Причащения со страхом и трепетом, с глубокой верой в то, что под видом хлеба и вина мы причащаемся Тела и Крови Христовой, что исполнятся на нас слова Христовы: «Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».

      В этот день в кафедральных соборах бывает также чин «омовения ног» по образу, преподанному Спасителем. Воспроизводится даже диалог Христа с Апостолом Петром, который отказывался от принятия такой чести от Господа. Церковное богослужение представляет нам события мировой истории и, в частности, земной жизни Спасителя. Но далеко не все моменты службы наглядны и понятны тем, кто не вникал в тонкости символического значения тех или иных литургических действий. Тем более поразительно, когда одно из событий жизни Иисуса Христа буквально «разыгрывается» в храме на глазах у всех собравшихся помолиться.

Это очень нерядовое и глубоко впечатляющее событие, у нас будет проходить в ЧЕТВЕРГ, в  Кафедральном Соборе Архангела Михаила г.Балашова, служба начнется в 8.00 утра  и если у вас есть возможность, пожалуйста, не пропустите его! 

 

Иподиакон Григорий Николаев