Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
DSC_0274

Untitled document

DSC_0274Заседание круглого стола «Духовные основы современной семьи»

К сожалению, в современном мире распадается очень много браков. Это следствие борьбы Советской власти против института семьи. Молодым людям сейчас надо рассказывать об основах семьи и ее иерархии.

В рамках празднования Дня Православной книги 15 марта 2012 года в МОУ гимназии №1 проходило заседание круглого стола «Духовные основы современной семьи». В работе круглого стола приняли участие учащиеся 10 «А» и 11»А» классов гуманитарного профиля МОУ гимназии №1, директор МОУ гимназии №1, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Изгорев Сергей Анатольевич, руководитель Епархиального отдела по взаимодействию с молодежью священник Вадим Иноземцев, заместитель директора по УВР МОУ гимназии №1 Николаева Н.В., социальный педагог МОУ гимназии №1 Евтушок Н.Ф., психолог МОУ гимназии №1 Игнатенко И.П., классный руководитель 10 «А» класса, учитель МХК Антипенко И.П., студенты БИ СГУ.

С вступительным словом к собравшимся обратился директор МОУ гимназии №1, кандидат педагогических наук, Почетный работник образования Изгорев Сергей Анатольевич. Он обратил внимание присутствующих на то, что в жизни есть вопросы, которые вечны. Что такое духовность, нравственность? Как связаны эти вопросы с понятиями духовного воспитания и развития личности?

Задачей любого общества является воспитание и обучение детей, где духовно-нравственное воспитание играет главенствующую роль. Основными сферами жизни ребенка, в которых происходит непрерывный процесс духовно-нравственного становления его личности, являются семья, Церковь и школа. В этих сферах сложно переплетены государственные, народные, национальные и религиозные традиции. В целом, в педагогической практике и теории достаточно полно рассмотрены проблемы духовно-нравственного становления личности в отдельно взятых названных сферах. К сожалению, в наши дни главная сфера жизни ребенка — семья все меньше и меньше влияет на его духовное становление.DSC_0276

Ученица 10 класса Шкварова Анастасия провела экскурс в вопросы духовного воспитания на Руси. «Христианская традиция «Почитай отца своего» плавно легла в русло славянских языческих традиций почитания старших. По мнению историков, изучающих тот далекий период, Русь заимствовала не столько идеал воспитания Нового Завета, основанный на проповеди любви, кротости, ценности каждого человека, сколько старый идеал Ветхого Завета — во многом суровый. По нему служение отцу и матери уподоблялось служению Богу, оскорбление их — Его оскорблению. Почитание родителей было выполнением сыновнего долга, а уважение старости — было главной основой воспитания детей на Руси. Семьи были большие: бабушки и дедушки жили вместе с молодыми, передавали им свой жизненный опыт. Так представлялась преемственность традиций в русской семье. Христианская традиция «Почитай отца своего» стала основой воспитания на Руси».

Были приведены примеры из «Повести временных лет», «Поучения Владимира Мономаха своим детям» — свод жизненных правил, которые завещал своим потомкам православный князь. «Показательно, что именно в первые годы правления Ивана IV, когда осуществлялось укрепление государственного аппарата, видный деятель совета ближайших людей при молодом царе Избранной рады игумен Сильвестр составил «Домострой», ставшую нарицательной книгу об устройстве семейных отношений».

Ученицы 10 «А» класса Курбанова Екатерина и Тарасова Анастасия рассмотрели вопрос семейных взаимоотношений в Советской России. «Классики марксизма считали, что семья, основанная на частной собственности, праве наследования и домашнем воспитании детей, должна быть упразднена победившим пролетариатом. Главная задача большевиков состояла в том, чтобы лишить отца возможности отвечать за семью и обеспечивать ее существование и отнять у родителей (в первую очередь у отца) возможность воспитывать своих детей. Семья рассматривалась как главный оплот коммунизма. Другие идеологи революции в области человеческих отношений более примирительно относились к семье, по сути, подменяя семейные отношения отношениями брачными и любовными. Особенно усердствовали А. М. Коллонтай (с женских позиций) и А. В. Луначарский (как мужчина). Для Коллонтай все отношения в семье сводились к отношениям «мужчина-женщина» (даже не «муж и жена», тем более не «мать-отец»). Мужчина и женщина должны быть связаны любовью и товариществом, сознанием коллективной ответственности и верой в коллектив как носитель пролетарской морали. Что касается бытовой и воспитательной функций семьи, то они должны быть делегированы обществу. Была провозглашена идея о смене буржуазной семьи на советскую, прогрессивную и социалистическую. Семья как независимый агент воспитания детей не могла вписаться в тоталитарную систему. За социализацию детей в нормальной семье отвечает отец. Поэтому вся политика советской власти была направлена на то, чтобы свести роль отца в российской семье к нулю, а всю ответственность за воспитание детей переложить на общество. Но общество никак не справлялось, да и не могло справиться с этой задачей. Посему весь груз ответственности за семью и детей перелег на плечи матери.

Но, невзирая на «эксперименты», проводимые над семьей, она продолжала жить, и основу ее составляла любовь — друг к другу и детям. Именно любовь продолжала оставаться тем животворящим светом, который сохранял в чистоте и неприкосновенности семейные традиции, ответственность каждого члена семьи за каждого».DSC_0273

Мирошникова Анастасия, ученица 11 «А» класса рассмотрела проблемы современной семьи. «Семья — это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее в том и состоит, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. Чтобы была возможность передать детям традиции своей семьи, важно сохранять уважительные детско-родительские отношения на основе сохранения семейной иерархии и в процессе совместной деятельности.

В наше время к семье и к браку подходят не столь ответственно. Людьми движет влюбленность, страсть, желание подражать знакомым персонажам из произведений школьной программы и телесериалов, чувства на грани фанатизма, в отсутствии примера и совета со стороны родителей, друзей, знакомых, способных научить, показать, рассказать о реалиях семейного соработничества. Связь с семьей хранится нами всю жизнь как нерастрачиваемый капитал, как источник жизненных сил.

Сердце и ум ребенка необходимо наполнять светом и добром с самого раннего детства. Ведь только в раннем детстве сила доверия, простота, способность к умилению, к состраданию, отсутствие жестокости выражены наиболее полно. Это именно та почва, в которой посеянное дает богатый урожай».

Учащиеся гимназии и студенты приняли активное участие в обсуждении волнующих их проблем.

Руководитель кружка православной культуры Симонова Н.А. рассказала учащимся о традициях своей большой дружной семьи, обратила внимание на возрождение в нашей стране многодетных семей и поддержку таких семей со стороны государства.

В заключении хочется еще раз повторить слова Курбановой Екатерины и Тарасовой Анастасии: «Невзирая на «эксперименты», проводимые над семьей, она продолжала жить». Будем надеяться, что с помощью Божиею в основу всех семей нашей планеты ляжет жертвенная любовь… 

Ирина Антипенко

titlespan style=