Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
737835035

Untitled document

737835035

В очах Божиих нет лучшей власти,
чем власть Православного Царя
Преп. Серафим Саровский

Сегодня, 17 июля, мы празднуем память святых Царственных мучеников — царя Николая II и его Августейшей семьи. Император Николай II взошел на Престол 2 ноября 1894 года. Вступая на престол, царевич Николай до конца жизни сохранил в сердце своем заветы своего Державного отца: «Укрепляй могущество и величие России; заботься о благе народа;  покровительствуй Церкви, она не раз спасала Россию в годину бед; укрепляй семью, потому что она – основа всякого государства…». Начало правления Государя было отмечено делами милосердия и любви: получили облегчение заключенные в тюрьмах; было большое прощение долгов; оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам.

В то время так называемое «передовое общество», зараженное либеральными идеями Запада, не раз пыталось навязать царю как дальше жить России, но Николай II был проникнут любовью к человеку и верил, что и в политике необходимо следовать заветам Христа. Он стал вдохновителем первой всемирной конференции по предотвращению войн, которая состоялась в столице Голландии в 1899 году. Первым среди правителей выступил на защиту вселенского мира и стал поистине Царем-Миротворцем.

Стремился дать внутренний мир стране, чтобы она могла свободно развиваться и благоденствовать. По своей природе он был совершенно не способен причинить кому-нибудь зло. За все время царствования Государь не подписал ни одного смертного приговора, ни одна просьба о помиловании, дошедшая до Царя, не была им отклонена. Он всякий раз беспокоился, чтобы помилование не запоздало.

В своем правлении и повседневной жизни придерживался исконно русских православных начал. Он глубоко знал русскую историю и литературу, был большим знатоком родного языка и не терпел употребления в нем иностранных слов. «Русский язык так богат, — говорил он, — что позволяет во всех случаях заменять иностранные выражения. Ни одно слово неславянского происхождения не должно уродовать нашего языка».

Христианские добродетели Государя: кротость и доброта сердца, скромность и простота многими были не поняты и приняты за слабость характера. Однако благодаря именно этим душевным и нравственным качествам в нем воплотилась огромная духовная сила, так необходимая Помазаннику Божию для Царского служения. «О русском Императоре говорят, что он доступен разным влияниям, — писал президент Франции Лубе. — Это глубоко неверно. Русский Император сам проводит свои идеи. Он защищает их с постоянством и большой силой».

Царская Чета являла собой образец подлинно христианской семейной жизни. Отношения Августейших Супругов отличались искренней любовью, сердечным взаимопониманием и глубокой верностью. «Наша любовь и наша жизнь — это одно целое, мы настолько соединены, что нельзя сомневаться и в любви, и в верности — ничто не может разъединить нас или уменьшить нашу любовь», — писала мужу в 1909 году Александра Феодоровна. «Не верится, что сегодня двадцатилетие нашей свадьбы! — записал 27 ноября 1914 года в дневнике Николай Александрович. — Редким семейным счастьем Господь благословил нас; лишь бы суметь в течение оставшейся жизни оказаться достойным столь великой Его милости».

К 1913 году Россия достигла высшей точки своего рассвета в политическом, экономическом и финансовом отношениях.

Во время первой Мировой войны император отличился высоким самообладанием и редкой способностью быстро и трезво принимать решения в любых обстоятельствах. Царица Александра и старшие Княжны стали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Весь их день был посвящен раненым, им они отдавали всю свою любовь и заботу. Ободрял страдающих и Царевич Алексей, подолгу разговаривая с воинами. Государыня работала в операционной.

После Февральской революции, не нарушая присяги Помазанника Божьего и не упраздняя Самодержавной Монархии, Император Николай II передал Царскую власть старшему из рода — брату Михаилу. Царица Александра узнав об этом, сказала: «Это Воля Божия. Бог допустил это для спасения России».

Полемизируя о жизни Царственных страстотерпцев не найдешь единого мнения. Но всё же он был духовно Император — мученик, во всех смыслах осуществивший свое мистическое призвание, наиболее кроткий, наиболее угодивший Христу из всех православных Государей — именно такой, каким должен быть Царь в последние времена. Государь Николай II разделил Голгофу своего народа. Зная значение, которое Церковь придает пролитию крови, его прославление нашей Церковью не может быть отделено от прославления новых мучеников и исповедников Российских.

Суть отречения святого Царя , которое постоянно ставят ему в вину, когда «кругом измена, трусость и обман» стало ясно, что он не может исполнять свой долг Царского служения по всем требованиям христианской совести, он безропотно, как Христос в Гефсимании, принял волю Божию о себе и о России. “Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – пишет ревностный миссионер, священномученик Андроник, – нет, мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5; 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут содействовать или препятствовать делу спасения”

Мы должны осознавать, что опасность всеобщего уничтожения может произойти, например, не только от ядерной войны или от природных катаклизмов, но и от нравственной и духовной гибели человечества. Как мы видим ,что политический и духовно-нравственный горизонт современного мира становится все более единым. Разговоры и вопросы о восстановлении православной монархии не могут быть состоятельны до тех пор, пока не будет двух составляющих её содержания – нравственности и государственности. Назначение власти не в том, чтобы на земле создать рай, как сказал философ,  а чтобы не допустить на земле ада.

 Исходя из этого, у России есть два пути. Первый путь возродиться духовно и нравственно, несмотря на все наши немощи, греховности и маловерия, при помощи Царственных мучеников. Каждый человек должен начинать свой духовный подвиг с себя самого и с помощью Божией. Другой путь – идти согласно Откровению Иоанна Богослова, на котором ждут ещё большие потрясения и невзгоды. Выбор за нами.

Да помилует Господь и Пречистая Матерь Божия, и поможет обрести нам разум обратиться к всецелому покаянию, молитвами святых Царственных мучеников и исповедников Российских.

Иерей Борис Ищенко, настоятель Свято-Троицкого храма с. Золотое , Петропавловского благочиния