Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Вправе ли священник, служащий на приходе, требовать от прихожан послушания себе как духовнику — подобно тому, как это устроено в монашеской общине? Или мирянам достаточно только учитывать мнение священника, а решение они могут принимать сами?  И что значит «учитывать мнение»? Вот что думают об этом опытные пастыри и духовники. 

Приход — не монастырь, и духовничество — не старчество

Требовать от мирянина исполнения монашеских правил — значит искажать отношения духовника и пасомого, считал протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском († 29.04.2020). Вполне достаточно, если мирянин будет исполнять принятое молитвенное правило, благочестиво вести себя дома, воспитывать детей в христианском духе — а требование от семейного человека, чтобы он жил по-монашески, противоречит самой природе, это будет лжемонашество, говорил отец Георгий.

Старчество — уникальный, особенный тип духовного руководства, сложившийся именно в монастырях, причем там, где были по-настоящему опытные в духовной жизни иноки, напоминает митрополит Будапештский и Венгерский Иларион (Алфеев). Да и в монастырях речь шла не о бездумном подчинении. Человек, желающий поступить в монастырь, приходил, например, на Афон, посещал разные монастыри и выбирал тот, который более всего подходил именно ему. Найдя место, выбирал старца, которому был бы готов полностью доверить свою жизнь, отсечь свою волю перед ним.  И только затем человек поступал в монастырь и добровольно (!) принимал на себя подвиг беспрекословного послушания старцу.

А на приходах, где большинство прихожан  миряне, духовное руководство устроено совсем иначе, продолжает владыка Иларион. Здесь на священника — даже если он иеромонах — возлагается задача учить людей, помогать им советом. А брать жизнь прихожан под свой полный духовный контроль он не может и не должен.

Почему? Потому что иная паства, объясняет владыка. Одно дело — послушник, доверивший себя старцу: «Это человек одинокий, он отказался от всех родственных связей, у него нет иных обязанностей в этом мире, кроме как жить по монастырскому уставу и подчиняться духовнику».  И совсем другое дело — миряне, у которых семья и связанные с ней заботы, гражданские обязанности, работа и т. д. Жизнью этих людей священнослужитель распоряжаться никак не может, он вправе быть только советчиком, добрым пастырем. А попытки действовать на приходе по-монастырски и управлять людьми — это искажения, которые уже вызывали озабоченность руководства Русской Православной Церкви, обращает внимание митрополит Иларион. Он напоминает о принятом Священным Синодом еще в 1998 году документе, где дана отрицательная оценка деятельности священнослужителей, которые считают, будто полученное ими от Бога право на духовное руководство «означает безраздельную власть над душами людей», и «переносят сугубо монашеское понимание беспрекословного подчинения послушника старцу на взаимоотношения между мирянином и его духовным отцом, вторгаются во внутренние вопросы личной, семейной жизни прихожан, подчиняют себе пасомых, забывая о богоданной свободе, к которой призваны все христиане».

От мирян нельзя требовать слепого безрассудного послушания, оно должно быть с рассуждением везде — и в обители тоже, уверен духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря протоиерей Артемий Владимиров. По его мнению, «сегодня можно говорить лишь об общем духовном руководстве: священник вместе с вами намечает стратегию вашей жизни, объясняет какие-то тактические приемы ведения невидимой брани, взаимоотношения людей».  И ни в коем случае не принуждает следовать его советам.

Советовать, когда просят совета, и сверяться с Евангелием

В середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что богодухновенные руководители сделались «достоянием древности»; отныне главное и важнейшее средство руководства для христиан — Священное Писание, и лишь во вторую очередь — «проверяемый по этим Писаниям, принимаемый с величайшей осмотрительностью и осторожностью совет современных братий». Совет, тщательно взвешенный и проверенный Священным Писанием, — вот едва ли не единственный инструмент духовничества в современную эпоху, по мысли святителя Игнатия.

Советы, даже вполне житейского плана, могут быть хороши и полезны, считал известный московский духовник протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке (†21.10.2020). Многие люди настолько не привыкли руководствоваться в своей жизни здравым смыслом, что совсем не лишним будет им в этом помочь, рассуждал он: «Все-таки священнику легче ответить, как то или иное дело выглядит с точки зрения Священного Писания или святоотеческого учения». Оценка ситуации должна быть очень аккуратной, подчеркивал отец Димитрий, и желательно сослаться на авторитетный источник: «А вот такой-то святой говорил на эту тему так…»

А если сам прихожанин настойчиво просится быть в послушании у духовного отца?

Не знаете, чего просите (Мф. 20, 22), — эти слова Спасителя, обращенные к апостолам Иоанну и Иакову, вполне применимы в данной ситуации, считают опытные духовники. Некоторые люди «начитаются каких-нибудь книг, которые не для них написаны, и говорят: «Ах, хочу жить по послушанию». Здесь можно таких наломать дров — не дай Бог!» — предупреждает протоиерей Павел Хондзинский. Он признается, что еще ни разу не встретил человека, который всерьез готов был бы жить по послушанию. «Те, которые хотели этого на словах, понимали послушание весьма своеобразно: священник говорит то, что им приятно слышать, а они слушаются. Но стоило краем пальца коснуться того, что им было не очень приятно, как «послушание» на этом заканчивалось», — рассказывает отец Павел.

Подлинное послушание основано на желании глубокого духовного единства с тем, кого ты слушаешься, объясняет епископ Каменский и Камышловский Мефодий (Кондратьев): «Духовник попросил что-то сделать, ты исполнил — и у тебя возникает контакт, единство с духовником, с его мыслью, ты срастаешься с ним душой». Происходит нечто наподобие того, о чем молился Господь за считанные часы до Своих страданий: Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин. 17, 21).

Полное послушание полезно и даже необходимо, но только в смысле исполнения Заповедей Божиих, предлагает свою точку зрения иеромонах Даниил (Лавров), настоятель монастыря Феодора Стратилата в селе Большое Садовое (Симферопольская епархия). «На приходе предмет послушания — изучение догматов и хранение заповедей, — говорит он. — А дела житейские священник должен оставлять на произволение самого вопрошающего».

Задача духовника — научить человека рассуждать

Монастырем в миру называли свою общину прихожане храма святителя Николая в Кленниках, когда там служил святой праведный Алексий Мечев. Отец Алексий был очень опытным духовником и действительно позаимствовал многие приемы организации приходской жизни из монастырской практики. «Но когда его о чем-то спрашивали, прежде всего, он говорил: «А ты как думаешь?» — рассказывает протоиерей Валериан Кречетов. — Потому что настоящее духовное воспитание обязательно должно давать пищу уму, чтобы человек учился рассуждать».

«Всероссийский духовник» архимандрит Иоанн (Крестьянкин), который умел тонко чувствовать волю Божию, почти всегда давал своим чадам рекомендации некатегорического характера, вспоминает близко знавший старца митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). «Отец Иоанн очень ценил человеческую свободу и придавал ей огромное значение, — поясняет владыка. — По отношению к людям, которые приходят к священнику за духовной поддержкой, помощью, советами, у отца Иоанна была примерно такая позиция: «Если человеку дана свобода, учите ею пользоваться. Не подменяйте свое решение возможностями свободы человека. Если ему дан этот Божественный инструмент, то пусть человек учится пользоваться им»».

«Практически всегда, за исключением каких-то критических случаев, отец Иоанн оставлял выбор за человеком, который к нему приходил, — продолжает архипастырь. — Это было очень важно для меня, начитавшегося древних патериков с историями о монахах в Фиваиде, которым было сказано: «Закапывай корешками вверх!» — значит, надо закапывать; было сказано: «Носи воду и поливай сухую ветку!» — значит, десять лет ходишь, поливаешь. Эти истории — особые, монашеские, они про другое. Когда же мы имеем дело с мирянами, с людьми, которые не отдали себя в полное послушание, не творят из себя особый инструмент Божественного слуха, обращенного к Богу, то здесь важнейшее — обучение человека пользоваться своей свободой при свете и помощи Евангельских заповедей и святоотеческого учения».