Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия
ib3187

ib318722 марта Православная Церковь чтит память сорока мучеников. Народная память хранит этот день как один из самых важных праздников посвященных памяти святых. Мученики, память которых так чтят на Руси, жили в IV веке, на территории современной Турции и были, как бы сейчас сказали, солдатами контрактниками. Это были профессиональные воины, заработком которых были сражения. Хотя император Константин Великий подписанием Миланского эдикта (313 год) даровал христианам возможность свободно исповедовать веру во Христа, в провинциях Римской Империи власть по-прежнему принадлежала язычникам. Однако многие уже были просвещены светом Христовой истины, среди которых были и воины гарнизона, которым командовал некто Агриколай. Именно он повелел принести всем своим подчиненным жертву идолам, на что получил от воинов-христиан жесткий отказ. Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. Узники усердно молились и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца спасется».

 

Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.

Ночь длилась, и стражники, охранявшие место мучения, задремали. Не мог заснуть только один из них, Аглаий. Он был поражен: как же эти христиане, несмотря на неслыханные мучения, не прекращают молитвы? В третьем часу ночи он увидел, что над озером разливается яркий свет, совсем как летом. Стало так тепло, что лед растаял. Аглаий недоумевал: что же происходит? Взглянув вверх, он увидел над головами воинов светящиеся венцы. Венцов было тридцать девять — по числу оставшихся стойкими мучеников. Тогда Аглаий сбросил с себя одежду, крикнул, будя других стражников: «И я христианин!» — и побежал к мученикам. Он молился: «Господи Боже, верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да в придачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога.

Прославляя святых мучеников, Церковь среди прочего обращает наше внимание на последнего воина, который не знал Христа, не был крещен и если бы не его  военная служба, быть может, и не услышал бы Евангельского благовестия. Но Десница Божия направила его в нужное место в нужное время, как впрочем, и всех нас. Усматривая в жизни Аглаия, а вместе с ним и остальных воинов-мучеников исполнение слов Самого Господа Иисуса Христа о том что Он не хочет смерти грешника, но напротив, хочет его спасения, русский народ отдавал  должное почитание сорока мученикам Севастийским.