Официальный сайт Балашовской Епархии
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

13 ноября, в Неделю 22-ю по Пятидесятнице, митрополит Саратовский и Вольский Игнатийепископ Балашовский и Ртищевский Тарасий и епископ Балаковский и Николаевский Варфоломей совершили Божественную литургию в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Балаково.

Архиереям сослужили клирики Саратовской митрополии.

Богослужебные песнопения исполнил хор собора под управлением регента Елены Владимировны Новиковой.

По окончании Литургии епископ Варфоломей поприветствовал архиереев, отметив, что в Свято-Троицком соборе города Балаково впервые служили три архиерея. «Очень радостно, что мы сегодня служим вместе. В Литургии святого Василия Великого есть такие слова: «нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу во единого Духа причастие…». Причащение из одной Чаши нас всех соединяет во Христе. И когда в мире и стране происходят сложные события, Церковь наглядно показывает единство».

Владыка Варфоломей поблагодарил митрополита Игнатия и епископа Тарасия за совместное богослужение и помощь в формировании Балаковской епархии, пожелал им крепости сил, терпения, мудрости, любви и многая лета и преподнес букеты цветов.

Митрополит Игнатий поблагодарил владыку Варфоломея за теплые слова приветствия и добавил:

«Сегодня мы слышали повествование о том, как Спаситель со Своими учениками прибыл в страну Генисаретскую, в город языческий. Можно полагать, что Его ученики волновались, как их там встретят. И действительно: их встречал человек бесноватый, который выглядел очень страшно, на нем были обрывки цепей, которыми пытались ограничить его буйство и которые он разрывал. С ужасным криком он обратился к Спасителю с такими словами: “Что Ты нас мучаешь?”. И когда Христос спросил: “Как тебя зовут?” — ответил: “Наше имя — легион”, то есть в этом человеке гнездилось целое полчище демонов. Господь изгоняет этих злых духов, и они просят разрешения войти в свиное стадо, которое там паслось. А люди, которые узнали, что произошло такое чудо исцеления, такое знамение, просят Христа, чтобы Он ушел от них. Их чудо не интересует, их беспокоит другое: стадо свиное после вхождения бесов бросилось в море и погибло, они лишились своего имущества. Вот мы с вами вроде бы готовы стоять на стороне правды, но что, если в процессе что-то такое произойдет — например, наших кур перебьют, еще какое-то имущество уничтожат? Тут, думаю, даже христиане порой будут возмущаться: “Где наши курочки, овечки?!”.

Так и не открыли жители Генисаретской земли сердца перед Спасителем. А ведь Господь стучится и в сердце каждого из нас. Стучится неприметным образом — не так, как приходят бандиты и разбойники, барабаня в дверь; стучится кротко, можно сказать, как нищий, который протягивает навстречу руку. Он хочет войти в наше сердце, чтобы нам помочь. Мы же порой не отдаем себе отчета в том, какого Гостя не впускаем и с чем к нам идет Спаситель мира.

Бывают моменты просветления в нашей душе, во время молитвы, когда наше сердце холодно — и вдруг словно открывается какая-то заслонка, и мы чувствуем жалость ко всему живому. Мы испытываем чувство прощения по отношению к нашим обидчикам, причиненное ими зло начинает казаться таким незначительным… Эти чувства вызывают слезы умиления — и это только отголоски того, что Господь всем нам приготовил в вечности. И вот Он у дверей нашего сердца, Он ходит как неприкаянный странник от души к душе. А мы… Как мы Его можем услышать, если у нас в доме ругань между собой, если мы включили громкую музыку, телевизор, веселимся?.. Но если мы будем повнимательнее, будем время от времени пребывать в тишине, то сможем почувствовать Его присутствие — через голос совести, через обстоятельства. Иногда идет по улице какой-нибудь жестокий человек, видит обиженного котеночка — и вдруг у него сжимается сердце: жалко становится творение Божие. Или мы иногда проходим мимо нищих, к которым уже привыкли и вид которых нас не трогает,— и вдруг нашей души касается благодать, и мы осознаём, что этот человек — такой же, как и мы, и к тому же, что он несчастен. И наше сердце сжимается от ужаса, от боли, мы испытываем жалость и любовь. Такие моменты нужно ловить, останавливаться на них, потому что именно тогда мы можем, приоткрыв дверь, впустить Господа и Спасителя. Бывает, что Он входит, но в нашем доме не убрано, у нас внутри бардак, переполох,— а Он не может находиться в грязи. И мы должны все-таки стараться прибраться в своем внутреннем жилище, в пространстве своего сердца. Господь, как говорят святые отцы, даже намерение целует, содействует нашим добрым усилиям, поэтому мы должны всегда стремиться к внутренней чистоте и всегда помнить, кто мы такие в этом мире и какова наша конечная цель».

«Сейчас действительно трагические события на Руси, — отметил владыка, обращаясь к событиям дня сегодняшнего. — Мы должны помнить, что по другую сторону этого конфликта очень много людей, которые так же приходят в православные храмы и которых мы называем братьями и сестрами. Поэтому мы должны стараться молиться за всех, и в первую очередь о том, чтобы Господь даровал нам мир, братолюбие и взаимопонимание. Конечно, тяжело — очень много людей погибло с обеих сторон, но другого пути нет: если мы хотим быть учениками Христовыми, то должны понимать, что примирение должно состояться. Да, это очень трудно — матери простить, у которой погибли дети; война ожесточает. Но иного пути все равно нет.  И если мы возьмем нашу историю: как наши славянские князья между собой воевали — братья родные! И можно вспомнить здесь святых благоверных князей Бориса и Глеба, которые склонили головы  перед своим братом — не стали воевать и смиренно отдали свою жизнь. Это всё было, и надо понимать: всё рано или поздно заканчивается миром — и должно заканчиваться миром, если мы христиане. Так что наша молитва должна быть о мире, о прощении и о любви. Если продолжать возгревать зло на зло, то мы будем побеждены злом, а апостол Павел сказал: не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12, 21). Это одна из основных мыслей евангельского повествования».

«От всей души желаю, чтобы любовь царствовала в наших сердцах,— сказал архипастырь, — потому что Бог есть любовь, как говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов (1 Ин. 4, 8), и кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге. Стало быть, если в нас нет любви, то мы и в Боге не можем быть. Вот мы сейчас пойдем из храма — довольные, благодатные, но стоит нам немного зацепить друг друга… Такая из нас “любовь” пойдет… Все мы милые, пока нас не тронули. И надо помнить, что все мы слабы, все мы немощны, но для того чтобы исполнить закон Божией любви, нам нужно свою слабую и немощную волю покорить добровольно воле всеблагой, промыслительной нашего Господа и Спасителя. Я искренне желаю, чтобы все мы шли по пути евангельской Благой вести о любви и о прощении».

Митрополит Игнатий выразил епископу Варфоломею благодарность за теплый прием, отметил, что очень рад видеть в соборном храме такое количество людей, и выразил надежду, что церковная жизнь в этих краях с образованием новой епархии получит импульс к развитию. Владыка также обратил внимание на то, что уже в этом году сразу несколько человек из Балакова поступили в семинарию, и добавил:

«Здесь, как и во многих городах и селах нашей страны, жатвы много, а делателей мало. Балаково — город довольно большой, и количество духовенства в нем должно и будет увеличиваться. Тут непочатый край работы с людьми, но очень радует, что народ в этих краях отзывчивый».

Архипастырь призвал собравшихся на молитву всегда помнить, что по христианам, их поступкам во внешнем мире судят о Церкви Христовой и о заповеди Спасителя иметь любовь между собою.

ФОТО