Русская православная церковь Московский патриархат Саратовская митрополия
Балашовская епархия
По благословению епископа Балашовского и Ртищевского Тарасия

Сегодня, когда Вселенская Православная Церковь вспоминает о даровании ей Святого Духа, я обращаюсь ко всем вам с призывом поблагодарить Небесного Бога Отца за то, что Он избрал нас быть наследниками Царствия Небесного через принятие Его благодати.

Промысел Божий состоит в том, чтобы дары Святого Духа каждый человек получал через Святую Церковь, которую основал Бог почти две тысячи лет назад в день Святой Пятидесятницы. Членами этой Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви все мы есть через святое Крещение. По словам церковных песнопений, Всевышний Бог «егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва» благодатью удивительно объединяет самых разных людей, рожденных от воды и Духа, создавая из них свою Церковь. По образному выражению святого Апостола Павла, эта Церковь есть тело, в котором каждый христианин важен, а Глава этого тела – Христос (см. 1 Кор. 12, 12). В Церковном теле все христиане Святым Духом находятся в единстве между собой и со Христом. Свидетельством этого единства является любовь к Богу и к ближнему, ведь Сам Господь дал нам этот знак, наставляя: «По тому узнают, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35).

Плотское естество немощно по своему определению. И поэтому Господь обещал им Духа Утешителя, который придет и наставит их на всякую истину, воспомянет им все, что они слышали от Него. И поэтому день Святой Троицы это также день рождения Церкви. В этом обстоятельстве весьма ясное определение того, что такое Церковь. Церковь — это там, где Святой Дух. Но можно сказать и другими словами: Святой Дух только в истинной Церкви.

К сожалению, сегодня мы мало слышим о любви. Войны, ссоры, обиды и приумножения беззакония – это то, из чего состоит наше настоящее. В этом есть определенный апокалиптический знак. Ведь Господь указал лишь единственную примету приближения Судного Дня: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24,12).

Мы просим о полноте Святого Духа, Который Церковь наполнил, Который в Церкви живет, Которого мы получили в день, когда нас крестили и миропомазали, но Которого мы теряем – грехом, рассеянностью, жизнью не по Христу. Будем молиться о том, чтобы сошел на нас Вседержитель Святой Дух, и будем силиться принести те плоды Духа, которые описаны святым апостолом Павлом из недр его опыта: мир, радость, любовь, терпение и другие плоды, которые он упоминает, и венец которых, вершина которых – самозабвенная, жертвенная, радостная, все свое отдающая любовь. Будем молиться, чтобы Господь нам дал Духа, а сами обязуемся трудиться над тем, чтобы не напрасно снизошел на нас Святой Дух.

Дух Божий свободен, «дышит, где хочет». Он неподвластен человеку, и «не знаешь, откуда приходит и куда уходит». Он приходит внезапно и наполняет всё и всех, «и голос его слышишь», его невозможно не услышать (Ин. 3, 8). Этот голос подобен дыханию бурного ветра. И вот, объятые Святым Духом, как пламенем, Апостолы, как им и было обещано, обрели способность к свидетельству об Иисусе Христе, к которому их и призывал в прощальной речи перед Своим Вознесением Господь. Их свидетельство об Иисусе Христе, о воплощенном Слове Божием, и само не есть слово человеческое, но слово Божие, которое достигает всякого человека, независимо от того, какого он рода и племени. Свидетельство апостолов должно достичь «края земли», населенной множеством народов, говорящих на множестве разных языков.

Во времена тяжелых испытаний, которые посылает нам Бог, я прошу всех верующих беречь любовь к Богу и любовь между собою. В домашних молитвах и в храме просите Бога о помощи во всех жизненных обстоятельствах избегать любых проявлений раздора. Любой конфликт свидетельствует о том, что любовь остывает. Любой конфликт не только разделяет людей на враждующие лагеря, но и отделяет их от Бога, потому что там, где вражда, там нет Христа. Ведь наш Бог есть Бог любви(2 Кор. 13, 11).

Сегодня, прославляя Святую Троицу, мы молимся Триединому Богу, дабы Он освятил всех, верующих в Него. Со времени образования Балашовской епархии ежегодно в этот день мы собираемся на месте разрушенного Свято-Троицкого собора, находящегося в Балашове. Совершая здесь всенощное бдение и Божественную литургию, мы вновь и вновь возвращаем этому месту его исконное предназначение – соединение земного и небесного, человека и Бога.

Свято-Троицкий собор постигла участь многих русских храмов – в 1937 году он был варварски взорван. В нашем городе не уцелел ни один храм. Но мы верим, придет то время, когда вновь засияют светом спасения кресты на куполах восстановленных храмов. Богослужение на этом святом для верующих месте, это не просто сложившаяся традиция, это связь Церкви земной, воинствующей и Церкви небесной, торжествующей. Связь с нашими благочестивыми предками, положившими много усилий для создания Свято-Троицкого собора.

Мы знаем, что в освящении ныне разрушенного собора принимал участие святой праведный Иоанн Крондштадский. Именно ему принадлежат пророческие слова, относительно участи святыни Балашовской земли. Отец Иоанн назвал его «храмом Соломона», чем, как показалось многим, указывал на его красоту и монументальность. Но из Священной истории мы знаем, что храм Соломона так же был разрушен, но восстановлен вновь.

Праздник Пятидесятницы дает каждому из нас надежду на мир и прекращение распрей. В этот день мы коленопреклоненно молим Господа послать на нашу землю и на ее народ благодать Святого Духа, плодами которого является любовь, радость и мир (см. Гал. 5, 22). Если наша молитва будет искренней, то Дух Святой обязательно вылечит все разделения и расколы, которые ранят наше общество, ранят и тело Церкви Христовой.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и причастие Святаго Духа да прибудет со всеми нами. Аминь.